В последнее время политическая экономия претерпела значительные изменения. Исторически политическая экономия определялась как область экономики, посвященная взаимосвязи между выборами, стимулами политических лидеров и экономической политикой.
Например, во многих статьях основное внимание уделяется тому, как экономическая политика влияет на результаты выборов или стратегии, используемые группами интересов для влияния на политиков. Сегодня политическая экономия — это гораздо более обширная дисциплина, и ее можно определить как изучение экономических объектов по отношению ко многим другим дисциплинам, таким как социология, антропология, психология и, конечно же, наука, политология. Например, возникает вопрос о том, каким образом определенные культурные или религиозные черты влияют на экономическое поведение, или даже о связи между вооруженными конфликтами и экономикой. Я веду программу политической экономии в Национальном бюро экономических исследований (NBER) в Соединенных Штатах, и это определение, которое мы используем.
Я думаю, что есть определенное количество политологов, которые используют те же методы, что и экономисты, а именно математические модели для представления поведения и эконометрические инструменты для проверки соответствия этих моделей реальности. В этом свете политическая экономия не так уж сильно отличалась бы от политологии. Однако эти политологи остаются в меньшинстве. Подавляющее большинство исследователей политологии не используют эти количественные методы и обычно прибегают к более качественным методам. Таким образом, основное различие между политической экономией и политологией будет методологическим.
Политические лидеры подвержены очень разным стимулам, и может показаться, что эти стимулы не всегда побуждают их уважать желания своих избирателей. В частности, это заставило вас задуматься об обстоятельствах, при которых для политических лидеров было бы предпочтительнее делегировать свои полномочия независимым властям. Как добиться того, чтобы политические лидеры учитывали ожидания своих граждан?
В некотором смысле, это вопрос, который задают все. Если бы мне пришлось задуматься над четырьмя или пятью основными вопросами, структурирующими область политической экономии, это был бы один из них. Однако, как и следовало ожидать, универсального ответа не существует. На самом деле этот вопрос касается разных аспектов. Многие газеты предполагают, например, что чем больше избирателей имеют доступ к богатой и обширной информации, тем больше политиков принимают решения в соответствии с пожеланиями своих избирателей. Таким образом, слабо независимые медиа-организации могут привести к ярко выраженной краткосрочной предвзятости со стороны политических лидеров.