Покупки через Интернет не делают теперь разве что в глухой деревне, куда не добрались современные технологии. Там, где есть компьютер и Интернет, поклонников этого варианта шоппинга с каждым днём всё больше. Но имеются и сомневающиеся, и явные противники такой торговли. Попробуем разобраться, в чём плюсы и минусы покупок через интернет.
О хорошем
Нужную вещь вы можете заказать хоть в местном интернет-магазине, хоть в Австралии и Китае, всё это – не отходя от монитора. Цены в интернет-магазинах, как правило, ниже.
Помимо экономии средств, времени и жизненных сил, покупать в интернете стоит ещё и потому, что выбор тут гораздо больше, чем в обычном магазине. Можно заказать книги, бытовую технику, электронику, одежду и прочие вещи, которые отсутствуют в городе. А это, согласитесь, для жителей Егорьевска немаловажно.
Иван, 33 года:
— Многое заказываю через Интернет. Очень удобно. Выбрал, заказал, оплатил, получил. Ехать далеко не надо. Доставляют по почте и даже на дом с курьером. В последнее время появились в Егорьевске офисы, пункты выдачи интернет-магазинов. Никогда у меня не было проблем. Наоборот, скидки делали и бонусы начисляли.
Кстати, купить дистанционно можно многое, даже продукты питания и лекарства. Вам их доставят на дом за соответствующую плату.
В интернете можно получить подробную информацию о товаре, прочитать отзыв о нём других покупателей и сравнить сразу несколько моделей. Есть сомнения, хотите посоветоваться с близкими, которых нет рядом, – скиньте им ссылку.
Вас интересует информация о продавце, включая отзывы людей о его добросовестности – найдёте на сайтах.
Оформить доставку, оплатить покупку можно также не выходя из дома. В общем, вроде сплошные преимущества. Почему же до сих пор есть противники онлайн-торговли и люди, сомневающиеся в ней?
Неплохо, но…
При дистанционной покупке нет реального контакта с продавцом, не всегда есть обратная связь в режиме реального времени;
нет возможности «попробовать товар на зуб»;
не все знают, как осуществить возврат товара и денег в случае брака или неоправданных ожиданий;
необходимо указывать свои данные — от ФИО до номера пластиковой карты, существует шанс, что мошенники смогут воспользоваться реквизитами;
при предоплате товара существует риск мошенничества со стороны продавца;
людям свойственно бояться всего нового и непонятного, например, некоторых угнетает процедура регистрации на сайте интернет-магазина.
Наталья Ивановна, 65 лет:
— Мне проще купить в обычном магазине. Продавец ответит на вопросы, расскажет, как пользоваться, не надо голову ломать, придумывать пароль, заполнять анкеты, волноваться за доставку. Я вижу, что покупаю, и знаю, куда вернуть товар, если он не подойдет или сломается.
Лидия, 25 лет:
— Я иногда заказываю товары в Интернете. Но недавно со мной произошла не очень приятная история. Заказала три предмета, привезли только два. Про последний забыли, но обещали привезти на следующий день. И что вы думаете? Пришлось еще раз платить за доставку!
Ложка дёгтя
Всё чаще наши соотечественники делают покупки в зарубежных интернет-магазинах. Преимущество этого, прежде всего, в широком ассортименте. За границей есть товары, которых у нас нет и долгое время не будет, да и цена на них ниже, даже с учётом доставки.
Но теперь у поклонников интернет-закупок за рубежом есть повод для огорчения. Правительство России одобрило проект закона «О таможенном регулировании», по которому теперь при заказе товара на сумму более 150 евро или весом более 10 килограмм будет взиматься таможенная пошлина. Пока такой пошлиной облагаются посылки ценой свыше 1000 евро или общий вес которых превышает 31 кг. Размер пошлины на сегодняшний день составляет 30%, но не менее €4 за 1 кг. Если новый закон всё же примут, клиентам придётся платить на 10% больше.
И пока россияне вовсю отовариваются за границей, не выходя при этом из дома, отечественные интернет-магазины вынуждены уходить с рынка, не выдерживая конкуренции.
Мимо бюджета РФ проходят огромные деньги, которые должны были пополнить казну в виде налогов и таможенных пошлин. Почта России перегружена посылками из Европы и Китая и не справится с такими потоками без модернизации. Деньги на модернизацию будут задействованы из бюджета России, прибыль же получат хозяева зарубежных торговых площадок.
Простым гражданам сегодня можно заказать товар на сумму до тысячи евро, например, в Китае, ничего не платя за это государству. Юридические лица поставлены в более жёсткие условия. Некоторые бизнесмены протаскивают под видом обычных посылок коммерческие. Говорят, бывают случаи, когда человек, как частное лицо, приходит на почту, предъявляет пачку квитанций и получает сто посылок. Так что новый закон направлен и на борьбу с проведением коммерческого оборота под видом покупок частными лицами.
Задача чиновников понятна: заставить граждан платить за ввоз товаров из-за границы либо создать такие условия, чтобы эти товары мы приобретали у российских продавцов, а не за рубежом. Что выберут россияне, покажет время.
Стремительное развитие электронной торговли в России и активность отечественных онлайн-покупателей не остаются незамеченными. По прогнозу McKinsey&Co, в 2014 году реальный объём интернет-торговли в РФ должен составить 25 миллиардов рублей. Всё больше компаний, которые торгуют через сеть, пытаются выйти на наш рынок, а самые популярные площадки в срочном порядке готовят русскоязычные версии (в частности, eBay, Asos и Amazon). Предположительная динамика роста сектора составляет до 30-35% ежегодно, что открывает отличные перспективы.
Инструкция к применению
Виртуальный магазин или реальный — Правила торговли никто не отменял, они распространяются и на онлайн-покупки. Есть, правда, некоторые нюансы.
Если вы получили качественный товар, но вам он не подошёл или не понравился, вы можете вернуть покупку назад.
Главное – не упустите срок. Отказаться от покупки и вернуть товар без объяснения причин можно в течение семи дней после доставки или в любое время до доставки. Товар должен быть в упаковке и не иметь следов использования (ст.26.1 ФЗ «О защите прав потребителей», «Правила продажи товаров дистанционным способом», утв. Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 г. №612).
Кстати, по закону напоминание о таком праве должно содержаться в письменной памятке, которую вам обязаны передать при доставке вместе с привезенным товаром. Если же памятку вам не передали, то право на возврат качественного товара, приобретенного через интернет, сохраняется в течение трех месяцев (!) после доставки.
Только имейте в виду, что при возврате с вас вправе удержать плату за транспортировку.
Остальные деньги, уплаченные вами, должны вернуть в течение 10 дней после заявления об отказе от товара. И не забудьте, что существует перечень товаров, которые возврату не подлежат.
Комментарий эксперта:
Екатерина Федотова,
специалист-эксперт ТОУ «Роспотребнадзора» по МО в городе Рошаль,
Воскресенскому, Шатурскому и Егорьевскому району:
— Если вы приобрели через Интернет некачественный товар, он пришёл в неполной комплектации или вам не подходит размер, цвет и т.д., а продавец отказывается возвращать деньги, то можете обратиться к нам.
В случае, если товар был получен в егорьевском пункте выдачи, мы выезжаем туда с проверкой, если база в Москве – перенаправляем жалобы столичным коллегам. Бывает, что продавец отказывается вернуть деньги, тогда составляем протокол и предлагаем пострадавшему обратиться в суд.
Советуем выбирать проверенную организацию, прислушиваться к мнению знакомых, других людей, которые уже заказывали товар через этот сайт.
Наш тел: 2-17-65 или 2-15-39.
Ирина МУХУТДИНОВА