№ 5 от 3 февраля 2016 г.
Ситуация на топливном рынке глазами официальных российских СМИ
Несколько месяцев назад наша газета уже поднимала тему цен на автомобильное горючее. Мы задавались вопросом: почему при резко подешевевшей нефти бензин, наоборот, имеет тенденцию к удорожанию. В самом деле, раз снизилась стоимость «чёрного золота», из которого делают топливо, то должна соответственно упасть и цена заправки!.. Во всяком случае, именно так происходит во многих странах (если верить СМИ, включая официальную «Российскую газету»).
Правда, в последнее время бензин стал чуть-чуть дешеветь, но совсем не такими темпами, как нефть. Почему? И чего ждать отечественным автомобилистам дальше?
Ну, не так уж она и дешевеет…
Мы не являемся специалистами по топливному рынку. Но можем провести простой арифметический расчёт, доступный любому человеку со школьным образованием. И он показывает, что на самом-то деле нефть не так уж и сильно подешевела.
Конечно, если оценивать в долларах, то стоимость «бочки» (барреля) «чёрного золота» очень сильно упала. Однако у нас в РФ платёжной единицей является отечественный рубль. Им расплачиваются при добыче нефти и при её транспортировке по просторам страны. В той же валюте несут расходы и получают доходы все участники цепочки по производству и реализации бензина на внутреннем рынке – начиная от нефтеперерабатывающих заводов и заканчивая владельцами автозаправочных станций. Своими кровными рубликами расплачиваемся за горючее на АЗС и мы, потребители.
Так вот, в рублях стоимость нефти долгое время практически не менялась. Судите сами.
К примеру, в середине минувшей осени при цене «чёрного золота» более 50 «баксов» за баррель и при курсе более 61 рубля за доллар нефть стоила более 3100 руб. за «бочку». Так ведь и в 2013 году при цене чуть более 100 долларов за баррель и курсе в среднем 30-32 руб. за доллар мы получали примерно ту же самую стоимость «бочки» нефти в рублях!
Но раз «чёрное золото» в рублях не дешевело, то с чего бы падать отечественным ценам на горючее?
На момент подготовки этого материала (прошлый четверг, 28 января) нефть торговалась почти за 33 «бакса», а курс доллара равнялся почти 78 «целковым». Получается, баррель стоил около 2600 руб. Да, теперь цена «чёрного золота» и в российской валюте стала заметно ниже. Так ведь и бензин чуть-чуть подешевел, хотя и далеко не пропорционально нефти – на 0,1-0,3 процента (по данным Росстата).
По словам специалистов, всё дело в том, что в стоимости автомобильного горючего цена нефти не играет определяющей роли. Есть и другие факторы, ведущие к подорожанию топлива…
В отсутствие настоящей конкуренции
Как утверждают экономисты, на цены влияет сама структура российского рынка нефтепродуктов. В этой отрасли за 20 лет строительства капитализма так и не были созданы полноценные рыночные условия. Борьба за потребителей, жесткая конкуренция – это не про российскую топливную индустрию.
По сути, в нашей стране сложилась бензиновая монополия. То есть на рынке действуют несколько крупных игроков, которые делают вид, что конкурируют. Понятно, как это сказывается на ценах. Впрочем, ситуация отличается от региона к региону. Кое-где рынок практически полностью монополизирован. А в некоторых регионах можно наблюдать некое подобие конкуренции. Соответственно ведёт себя и стоимость бензина.
Кроме того, бензиновые монополисты любят развиваться за счёт потребителя. В конечную стоимость моторного топлива часто закладывается инвестиционная составляющая. Благодаря ей компания может позволить себе модернизацию мощностей, но на кошелек автолюбителя ложится дополнительная нагрузка.
Конкретный пример: предприятия собираются перейти на экологический стандарт Евро-5. Это высокооктановый бензин, менее вредный для окружающей среды. Чтобы его делать, необходимо модернизировать нефтеперерабатывающие заводы. Кто за это заплатит? Правильно, потребитель.
Населению станет легче, если структура рынка изменится. Нужно, чтобы было больше компаний, и они вели полноценную борьбу за покупателя.
Заплати налоги и ходи пешком!
Около 60% в конечной цене бензина – это налоги. Причём, правительство повышает налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и акциз на моторное топливо. Куда двинется цена?..
Газеты пишут, что с 2015 года в России проводится так называемый налоговый манёвр. Он предусматривает увеличение НДПИ и одновременное снижение экспортной пошлины на нефть. По расчётам Минфина, манёвр должен принести в бюджет 500 млрд руб. в 2016-2017 годы.
Изначально было понятно, что даже без снижения курса рубля налоговый манёвр удорожает бензин на внутреннем рынке. Поэтому акциз на готовый бензин планировали снижать. Но потом выяснилось, что у страны нет достаточных средств на ремонт дорог – в итоге топливный акциз, наоборот, решили увеличить. Это даст дополнительно 60 млрд руб. на починку автотрасс.
Разумеется, и другие пришедшие в бюджет «бензиновые» деньги в той или иной степени вернутся к населению. Это произойдёт в виде индексации пенсий, ремонта учреждений здравоохранения и образования, благоустройства населённых пунктов и пр. Только это и может нас немного утешить.
- Цены на бензин в России в 2016 году не поднимутся выше уровня инфляции, заявил вице-премьер Правительства РФ Аркадий Дворкович.
Что будет дальше?
Относительно тенденций на отечественном топливном рынке «Российская газета» поговорила на днях со своими экспертами. И они, увы, сообщили, что нам не стоит ждать снижения цен на автомобильное горючее. Хорошо, если они будут расти не такими высокими темпами, как раньше.
В России с начала нынешнего года действуют новые акцизы на бензин. Наибольший рост коснулся ставок для топлива экологического класса «Евро-4», оборот которого разрешён до 1 июля. Меньше, но тоже значительно, вырастут в цене сборы для бензина «Евро-5».
Таким образом, акциз для бензинов пятого класса в 2016 году достигнет 7530 рублей за тонну, рост составит 2000 руб. Класс «Евро-4» обойдётся в 10500 «целковых» (рост на 3200 руб.). Акциз на солярку – 4150 рублей за тонну.
Опрошенные «Российской газетой» эксперты уверены, что цены на автомобильное топливо из-за новых акцизов вырастут. И хотя в самом начале года, в январе-феврале, стоимость литра снижалась и может ещё упасть на несколько десятков копеек, но это происходит из-за сокращения спроса и роста предложения.
А затем цены отыграют это падение в марте-июне, отреагировав как раз на рост акцизов. И повысятся в среднем как минимум на 2 рубля с литра.
— Осенью и зимой цены на бензин всегда падают, а весной и летом они растут, – утверждает президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. – И в 2016 году будет то же самое.
Что касается соотношения стоимости автомобильного горючего в РФ и в Америке, то здесь «Российская газета» приводит такие доводы ведущего эксперта Союза нефтегазопромышленников Рустама Танкаева: если пересчитывать курс (на 28 января) и переводить галлоны в литры, то получается, что в США топливо стоит около 0,54 доллара – приблизительно 42,12 руб. То есть, как у нас был самый дешевый бензин, таким он пока и остался.
Материал подготовил Николай ПЕТРЕНКО