№ 29 от 20 июля 2016 г.
Удача не поможет – надеяться придется только на знания
Полемика вокруг ЕГЭ не утихает с момента его введения. Не зря некоторые аналитики уже окрестили единый государственный экзамен «многострадальным». В будущем учебном году его снова ждут изменения. И специалисты заверяют: на этом цепочка нововведений не закончится.
Тесты уходят в прошлое
Противников ЕГЭ действительно много, причем как среди школьников и их родителей, так и среди специалистов. В числе главных доводов они приводят то, что посредством одних только тестов, когда ответы зачастую даются наугад, невозможно отличить действительно способных учеников от тех, кому просто повезло угадать правильный вариант. Кроме того, тестовая система «убивает» в детях умение мыслить, логически рассуждать и обосновывать свои выводы.
Спорить с этим трудно, так как школьная программа нацелена на подготовку к ЕГЭ, а если на экзаменах требуется отвечать на вопросы тестов, значит, и на уроках знания чаще всего будут проверять именно в этой форме. Таким образом, места для развития красноречия или, как минимум, умения излагать свои мысли остается действительно немного.
К счастью, в верхах эти контраргументы услышали. Если изначально тестовая часть присутствовала в ЕГЭ по всем предметам, то сегодня она исключена из экзамена по русскому языку, математике, литературе, истории, обществознанию, географии и информатике. В следующем году ее лишатся физика, химия и биология. А уже к 2018 году тестов в ЕГЭ не останется совсем.
Литература: больше слов
Изменения коснутся и литературы, правда, это произойдет не ранее 2018 года. Если сейчас в большинстве заданий требуется дать краткий ответ, то в новой модели такие вопросы исключены совсем. Уточнен также объем развернутых ответов на задания – сейчас он составляет 5-10 предложений, не учитывая количество слов, а в 2018 году планируется установить обязательный минимум в 50 слов. Кроме того, увеличено число заданий, в которых экзаменуемый может выбрать один из нескольких альтернативных вопросов, уточнены критерии оценки ответов и так далее.
Повышен также и объем сочинения, которое входит во вторую часть экзамена – если сегодня в нем должно содержаться не меньше 200 слов, то теперь их надо будет написать не менее 250-ти.
Кстати говоря, эта перспективная модель уже была опробована – в этом году экзамен по ней сдали более тысячи школьников из разных регионов России. Результаты показали, что сдавать ЕГЭ «по-новому» нисколько не сложнее, а вот реальный уровень знаний такая система показывает гораздо лучше. Это подтвердили и сами педагоги – 94% опрошенных отозвалось о грядущих изменениях положительно.
Тем не менее, проект перспективной модели ЕГЭ по литературе решено доработать, а потом выставить на сайте Федерального института педагогических измерений (www.fipi.ru) для широкого общественного обсуждения. Только после этого Научно-методический совет примет (или не примет) решение о ее внедрении.
Придется ли говорить на экзамене по русскому?
Идея добавить в ЕГЭ по русскому языку устную часть появилась еще летом 2014 года. Ее, кстати, поддержал и патриарх Кирилл, который отметил, что ввести в государственный экзамен устный компонент очень важно, даже несмотря на то, что это потребует серьезных организационных изменений.
— И, конечно, в первую очередь это касается русского языка и литературы. Потому что культура – это не склад информации, а сложная система. Недостаточно знать имена писателей и героев их произведений, – сказал глава русской православной церкви.
Воплотить задумку планировалось уже в 2017 году. Однако пока эта инициатива вызывает больше вопросов, чем ответов. Например, сколько нужно учителей, чтобы послушать все ответы?
Конечно, можно взять за основу формат сдачи ЕГЭ по иностранному языку, в котором уже есть раздел «Говорение». В данном случае ученик выступает не перед педагогом, а перед компьютером, и его ответ записывается на аудионосители. Но русский язык, в отличие от иностранного, сдают абсолютно все выпускники школ, а потому и создание таких технически оборудованных кабинетов потребует гораздо больших усилий и материальных вложений.
Еще один вопрос, который возникает у специалистов – критерии оценки. Точнее, проблема ее объективности. Ведь в ответе обязательно будут проявляться личные качества человека – интонация, харизма, умение подать себя. И все это, несомненно, окажет влияние при оценивании.
Ну и последнее: как быть тем школьникам, у которых имеются дефекты речи? Также стоит учесть и то, что у нас многонациональная страна с множеством диалектов, и с этим тоже могут возникнуть сложности.
Тем не менее, по мнению большинства специалистов, введение устной части в ЕГЭ по русскому языку необходимо. Однако, по их мнению, этичнее внедрить ее как минимум через два года, чтобы сегодняшние выпускники девятых классов были в курсе грядущих изменений. В ближайшем же будущем школьников ждет только лишь апробация предполагаемого нововведения.
Кстати
Карельские депутаты внесли в Госдуму законопроект, предлагающий отменить ЕГЭ. Авторы документа призывают восстановить традиционные государственные выпускные экзамены, какие были раньше.
В качестве государственного выпускного экзамена по русскому языку они предлагают рассматривать итоговое сочинение, предоставив школам право оценивать его самостоятельно. А вместо ЕГЭ по математике народные избранники рекомендуют проводить выпускную контрольную работу нескольких уровней сложности, основанную на программах 10-11 классов.
По их мнению, эти изменения не должны быть одномоментными – предлагается внедрять их поэтапно.
Наша справка
Впервые эксперимент по внедрению ЕГЭ был проведен в 2001 году в республиках Чувашия, Марий Эл, Якутия, а также в Самарской и Ростовской областях. Тогда единый госэкзамен прошел по восьми учебным дисциплинам.
В 2002 году эксперимент продолжился уже в 16 регионах страны, в 2003-м он охватил 47 субъектов РФ, а в 2004 – 65… В 2008 г. ЕГЭ сдавали свыше миллиона учащихся во всех регионах страны. Конкретный перечень предметов устанавливался каждым регионом самостоятельно.
С 2009 года единый госэкзамен введен повсеместно.
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения
Вместо послесловия
Говоря об изменениях, которые претерпевает ЕГЭ, глава Рособрнадзора Сергей Кравцов подчеркнул, что таким образом единый госэкзамен становится все больше похож на старую добрую итоговую контрольную работу советских времен, к которой мы все так привыкли. Правда, с одним отличием – он проходит более объективно, и все школьники находятся в равных условиях.
Что ж, быть может, первый блин, который явно вышел не идеальной формы, со временем будет исправлен, и в России заработает совершено новая, усовершенствованная (если так можно выразиться) модель единого государственного экзамена.
Материал подготовила Ольга ВЫРАЖЕЙКИНА