Меню Закрыть

Страховщики сами будут ремонтировать авто по ОСАГО

№ 23 от 8 июня 2016 г.

Воспринимать эту фразу буквально, конечно, не стоит – естественно, менеджеры не начнут собственноручно крутить гайки на поврежденных в авариях автомобилях. Но вот организовывать ремонт страховые компании действительно скоро станут сами.

Суть изменений
Следует отметить, что с этой инициативой выступили Российский союз автостраховщиков и Центробанк. Предполагается, что в случае, если поправки, предложенные к закону об автогражданке, будут приняты Госдумой, то новая схема заработает уже с октября этого года, в крайнем случае – с 1 января 2017-го. Инициаторы обещают, что изменения окажутся выгодными для обеих сторон – и для самих автостраховщиков, и для автовладельцев.
Итак, главное, в чем заключается нововведение это то, что за повреждения автомобиля теперь не будут выплачивать денежные средства, как это происходит сейчас. Машину просто отправят в сервис, где ее и отремонтируют. То есть главная цель работы страховой компании окажется достигнутой – ущерб компенсирован. Как говорится, получите, распишитесь.
Справедливости ради, надо отметить, что ремонт вместо денег страховщики предлагают уже сейчас. Но пока еще у автомобилистов есть право выбора. И вот как раз поправки к закону должны это самое право у них отнять. Получить компенсацию в денежном эквиваленте можно будет только в том случае, если страховщик по каким-то причинам не может отремонтировать автомобиль. Ну, например, поблизости просто нет автосервиса, с которым у компании заключен договор.
Кстати, вопрос максимально допустимого расстояния до ближайшей мастерской, в которую страховщики будут направлять автомобили для ремонта, сейчас активно обсуждается. Российский союз страховщиков предполагает, что это будет примерно так: если город крупный, то есть в нем проживает более 500 тыс. человек, то она должна находиться не далее, чем за десять километров, а вот если меньше, то не далее, чем за двести.

Плюсы действительно есть…
Для чего нужны эти изменения в законе? Представители РСА не скрывают: таким образом им удастся сэкономить и решить кое-какие наболевшие вопросы. Во-первых, запчасти для страховщиков, как для оптовиков, будут гораздо дешевле, чем если бы их покупали автовладельцы. Во-вторых, если позволить страховым компаниям самим делать ремонт машин, сами собой сойдут на нет споры о том, насколько адекватно ведется расчет сумм для возмещения ущерба. Ну и в-третьих, новая схема должна помочь в борьбе с мошенничеством, популярным среди автоюристов. Нередко вместо того, чтобы защищать права автомобилистов, они занимаются «выбиванием» денег из страховых компаний для наполнения собственного кармана – выкупают права у потерпевшего в аварии, а затем при помощи профессиональных приемов выуживают у страховщика сумму, во много раз превышающую стоимость этих прав.
На самом деле, есть у этой инициативы один, но очень весомый плюс и для самих автовладельцев – при отправке машины на ремонт не будет учитываться коэффициент износа. По-другому тут действительно никак: не станут же автосервисы сами доплачивать разницу, удержанную в связи с износом деталей.
Эта новость, бесспорно, является положительной. Ведь суммы, которые автовладельцы сегодня недополучают, порой оказывается ох какими серьезными. Дело в том, что по закону «скидка» за износ может достигать 50 процентов. Вот и получается, что вместо необходимых для ремонта, скажем, ста тысяч страховщики выплачивают всего пятьдесят. А остальные, будь добр, доплати из своего кармана.

…но и возможные минусы пугают
Согласитесь, перспектива уйти от учета коэффициента износа весьма заманчива. Но тут возникает один очень важный вопрос: а куда, собственно, страховые компании будут сдавать для ремонта наши автомобили? Быть может, ведомые желанием сэкономить, они выберут не приличный сервисный центр, а какого-нибудь дядю Гургена, трудящегося в соседнем гараже?!
Представители РСА успокаивают: если поврежденная машина «моложе» двух лет, то ее будут чинить в официальном дилерском центре. А если старше, то на станциях техобслуживания – тех самых, куда направляются автомобили для ремонта по КАСКО. Они работают по единой методике, в соответствии с установленными нормативами. Да, права выбора сервиса клиент будет лишен. Зато, как утверждают инициаторы нововведений, переживать за качество не придется.
А вот Союз автомобильных юристов выступает категорически против внесения в закон об ОСАГО данных поправок. Свой протест они как раз и объясняют тем, что, поскольку клиент не вправе будет выбрать конкретную мастерскую, при таком раскладе неизбежна коррупция. То есть страховые компании станут заключать договора не с теми станциями, где хорошо делают, а с теми, где хорошо платят.
Вот еще один факт, который вызывает опасения – вопрос сроков ремонта. В законе он прописан вряд ли будет. Скорее всего, максимальное время, отведенное на работы, будет оговариваться в договоре между клиентом и страховой компанией, который составят при постановке машины в сервис. Но не получится ли в итоге так, что ждать своей очереди на ремонт авто придется настолько долго, что проще будет самому доплатить, но сделать его немедленно?
В РСА опять успокаивают: страховые компании не меньше самих автомобилистов заинтересованы в качественном и своевременном ремонте автомобилей. Ведь они дорожат своими клиентами. А потому и за проводимыми работами будут следить самым тщательнейшим образом. Что ж, это кажется вполне логичным, ведь именно за счет нас, автомобилистов, страховщики и существуют.
В общем, как это обычно бывает, споры, споры, споры… Остается только надеяться, что до внесения поправок в автогражданку специалисты проработают все детали и предусмотрят все нюансы, чтобы вроде бы полезная инициатива не превратилась в еще одну головную боль.

Вопросы наших читателей мы адресуем официальным лицам, и в ближайшее время опубликуем ответы и разъяснения.

ОПРОС «ЕК»
Мы спросили егорьевских автомобилистов, как они относятся к данному нововведению.
Святослав Петриченко, 54 года:

— Я категорически против такой схемы. Но разве нас – простых автомобилистов – кто-то спрашивает? В прошлом году цену на полисы повысили. Теперь вот опять какие-то новшества, которые, сдается мне, вводятся далеко не для блага водителей…
Вот, к примеру, вопрос: что за запчасти будут использовать для ремонта наших машин? Неужели оригинальные? Вряд ли… Ведь страховщики наверняка постараются на всем сэкономить.

Максим Иванов, 35 лет:
— В связи с этим нововведением возникает очень много вопросов. Во-первых, где находится ближайшая к нам станция техобслуживания, на которой станут производить ремонт? Из этого вытекает еще один вопрос: если она не в городе, тогда как быть, коль скоро попавший в ДТП автомобиль окажется, как говорится, не на ходу? Естественно, для того, чтобы доставить его в мастерскую, понадобится эвакуатор. За чей счет он будет вызван?
Считаю, сейчас делать какие-либо выводы слишком преждевременно. Необходимо сначала разобраться во всех нюансах.

Дарья Петрова, 32 года:
— Боюсь, что в таком случае свои машины мы будем ждать из ремонта подолгу. Потому что когда в решении вопроса участвуют две стороны (в данном случае страховая компания и станция техобслуживания), легко могут возникнуть какие-то недоговоренности: по срокам, по закупке запчастей и так далее. Особенно в первое время. А в результате заложниками ситуации окажутся автомобилисты.

Ольга Выражейкина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *