Бензин дорожал, дорожает и…

№ 42 от 21 октября 2015 г.

Утешает одно: часть денег возвращается населению через бюджет Есть ещё в России наивные люди. Они верили и надеялись, что падение мировых цен на нефть приведёт не только к отрицательным последствиям в виде уменьшения налоговых поступлений в федеральный бюджет и т.д., но и к одному положительному результату – к удешевлению бензина. В самом деле, раз снизилась стоимость «чёрного золота», из которого делают горючее, то должна упасть цена и собственно горючего? Как бы не так!..

Кто сказал, что она дешевеет?
Конечно, грамотно рассуждать о непростых процессах на бензиновом рынке могут только специалисты. И мы к их мнениям обратимся чуть ниже. А для начала проведём нехитрый арифметический подсчёт, доступный любому человеку со школьным образованием.

С чего мы вообще взяли, что нефть дешевеет?
Да, если оценивать в долларах, то стоимость барреля «чёрного золота» заметно упала. Но у нас-то в России платёжной единицей является отечественный рубль. Им расплачиваются при добыче нефти и при её транспортировке по просторам страны. В той же валюте несут расходы и получают доходы все участники цепочки по производству и реализации бензина на внутреннем рынке – начиная от нефтеперерабатывающих заводов и заканчивая владельцами автозаправочных станций. Своими кровными рубликами расплачиваемся за горючее на АЗС и мы, потребители.
Так вот, в рублях стоимость нефти за последнее время практически не меняется. Да, в отдельные дни она действительно падает – хотя совсем немного.
Судите сами. В минувшие выходные при цене «чёрного золота» более 50 «баксов» за баррель и при курсе более 61 рубля за доллар получалось, что нефть стоила более 3100 руб. за «бочку». Так ведь и в 2013 году при цене чуть более 100 долларов за баррель и курсе в среднем 30-32 руб. за доллар мы получаем примерно ту же самую стоимость «бочки» нефти в рублях!
Но раз «чёрное золото» в рублях не подешевело, то с чего бы падать ценам на горючее?
На мой дилетантский взгляд, на этом разговор о ценах на бензин можно было бы и завершить. Однако специалисты утверждают, что причин, по которым в России дорожает горючее, несколько. В качестве основополагающих они называют монополизацию рынка, а также налоговую политику в России.

В 2015-м средняя стоимость бензина по России приблизится к 50 руб. – такой прогноз давали специалисты год назад.

Монополисты
По словам экономистов, на цены влияет сама структура российского рынка нефтепродуктов. В этой отрасли за 20 лет строительства капитализма так и не удалось создать полноценные рыночные условия. Борьба за потребителей, жесткая конкуренция – это не про российскую топливную индустрию.
По сути, в нашей стране сложилась бензиновая монополия. То есть на рынке есть несколько крупных игроков, которые делают вид, что конкурируют. Понятно, как это сказывается на ценах. Впрочем, ситуация отличается от региона к региону. Кое-где рынок практически полностью монополизирован. А в некоторых регионах можно наблюдать некое подобие конкуренции. Соответственно ведёт себя и стоимость бензина (см. таблицу).
Кроме того, бензиновые монополисты любят развиваться за счёт потребителя. В конечную стоимость моторного топлива часто закладывается инвестиционная составляющая. Благодаря ей компания может позволить себе модернизацию мощностей, но на кошелек автолюбителя ложится дополнительная нагрузка.
Конкретный пример: предприятия собираются перейти на экологический стандарт Евро-5. Это высокооктановый бензин, менее вредный для окружающей среды. Чтобы его делать, необходимо модернизировать нефтеперерабатывающие заводы. Кто за это заплатит? Правильно, потребитель.
Населению станет легче, если структура рынка изменится. Нужно, чтобы было больше компаний, и они вели полноценную борьбу за покупателя.

Налоги

В конечной цене бензина около 60 процентов – налоги. Причём, правительство повышает налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и акциз на моторное топливо. Куда двинется цена?..
Газеты пишут, что с 2015 года в России проводится так называемый налоговый манёвр. Он предусматривает увеличение НДПИ и одновременное снижение экспортной пошлины на нефть. По расчетам Минфина, манёвр должен принести в бюджет 500 миллиардов руб. в 2016-2017 годы.
Изначально было понятно, что даже без снижения курса руб- ля налоговый манёвр удорожает бензин на внутреннем рынке. Поэтому акциз на готовый бензин планировали снижать. Но потом выяснилось, что у страны нет достаточных средств на ремонт дорог – в итоге топливный акциз, наоборот, решили увеличить. Это даст дополнительно 60 млрд руб. на починку автотрасс.
Разумеется, и другие пришедшие в бюджет «бензиновые» деньги в той или иной степени вернутся к населению. Это произойдёт в виде индексации пенсий, повышения зарплат учителям, врачам и т.д., ремонта учреждений здравоохранения и образования, благоустройства населённых пунктов и пр. Одно это только и может нас немного утешить.
Ну, а бензин в России, как утверждают эксперты, не подешевеет, даже если мировые цены на нефть совершенно рухнут. Виной тому – структура рынка и высокая налоговая нагрузка. Государство заинтересовано в пополнении бюджета, нефтяники хотят зарабатывать. А интересы потребителя здесь на втором плане…

Материал подготовил Николай ПЕТРЕНКО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *