№ 42 от 15 октября 2014 г.
11 октября в Егорьевском историко-художественном музее состоялось открытие художественной выставки «Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки». В экспозицию вошли как произведения самого ректора, народного художника РФ, так и работы студентов Академии.
Дыхание акварели
Если у вас до сих пор акварель ассоциируется с простой коробочкой красок, которыми многие рисовали в детстве, значит, вы не видели работ Сергея Андрияки. Ведь именно благодаря ему многие любители живописи открыли для себя совсем другую акварель, яркую, насыщенную цветом и красками жизни.
Сергей Николаевич, создавая картины в этой технике, возродил практически забытую и утраченную у нас ещё в начале двадцатого века традицию многослойного письма. Так работали мастера 18-19 столетия, когда между масляной живописью и акварелью в техническом смысле разницы не было — писали мазок за маском.
Яркие подсолнухи, бархатистые пионы, подобные маленьким звёздочкам астры, дышащее морозной свежестью зимнее утро — на картинах художника запечатлённые образы словно оживают, становятся осязаемыми.
Яркий вернисаж
Основная тематика представленных на выставке работ — это пейзажи и натюрморты, любимые темы мастера и его учеников.
— Подобная выставка проходит в Егорьевске уже во второй раз, и всегда собирает много поклонников этого искусства, — подчеркнула в своём выступлении Наталья Николаевна Артёмова, директор историко-художественного музея. — Ведь акварель — очень нежное, изящное искусство, оно как будто освещено светом, идущим изнутри, пропитано добром, вдохновением, озарением. Люди получают огромное удовольствие, общаясь с картинами, представленными в этом зале.
То, что акварель далеко не детская забава, посетители выставки смогли убедиться воочию. Кто-то был уже знаком с работами Андрияки, а для некоторых это стало открытием.
— Просто шикарно, — поделилась впечатлением Татьяна, одна из посетительниц вернисажа. — Особенно порадовали «Пионы»: как живые, даже запах, кажется, ощущаешь. Пейзажи написаны будто маслом, не ожидала, что акварель может быть такой.
Образец для подражания
Стоит отметить, что достойны похвалы и работы студентов Академии, высшего учебного заведения, созданного С.Н. Андриякой. Хотя на выставке представлены первые работы обучающихся, это ещё не полноценная живопись, но уже видна характерная манера письма, особый стиль.
Напомним, в Академии учат по особой, разработанной самим мастером методике, в основе которой — параллельная работа преподавателя и студентов над одним заданием. Наглядный пример работы учителя помогает быстрее добиться результатов.
Причём возраст учеников не помеха: дополнительное образование может получить любой — было бы желание рисовать.
А ещё здесь ведётся просветительская работа, при вузе действуют выставки, где посетители могут познакомиться с работами мастеров. Активно развивается программа региональных передвижных выставок работ Андрияки и его студентов. С большим успехом такие мероприятия проходят в разных городах России.
— Нам очень важен творческий диалог, обмен, мы хотим, чтобы не только наши работы приезжали к вам, но чтобы и коллекции музеев, в частности, замечательного Егорьевского музея, экспонировались в Академии, — сказала специалист выставочного отдела Академии акварели и изящных искусств Л.В. Титова. — У нас большой выставочный комплекс, работает музей акварели. Каждый месяц открывается новая выставка.
Музыкальная часть вернисажа была представлена концертом классической музыки детской музыкальной школы (вокальный класс педагога Е.В. Никифоровой). В исполнении учеников и выпускников школы звучали произведения русских и зарубежных композиторов — песни, арии из опер, оперетт.
Наша справка
Сергей Николаевич Андрияка (род. в 1958 г.) — российский художник-акварелист и педагог, народный художник Российской Федерации (2005 г.), действительный член Российской академии художеств (2007). Основатель и руководитель Школы акварели.
С.Н. Андрияка рисует по памяти, без предварительного рисунка карандашом (кроме сложных архитектурных мотивов). В работе использует послойные лессировочные прописки (20-30 слоев) по сухой или просохшей поверхности бумажного листа. Белила и другие материалы, кроме акварельных красок, не использует. Высококачественная английская бумага и хорошие краски позволяют сохранять цвет и колористическое богатство акварелей, отличающихся цветовой гармонией и поэтичностью восприятия мира.
Ирина МУХУТДИНОВА. Фото автора.