Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

Э.П. Игнатьев. Подводные лодки XII серии

Проект 604

В ходе боевых действий командиры -подводники, особенно на Балтике, неоднократно указывали в своих донесениях, что вооружение минами значительно расширило бы боевые возможности подводных лодок XII серии. Учитывая мнение подводников, в начале 1942 г. ЦКБ-18 выступило с инициативным предложением разработать проект довооружения лодок XII серии минами заграждения, с сохранением основного торпедно-артиллерийского оружия, за счет незначительного снижения скорости и дальности плавания.

Управление кораблестроения (УК) ВМФ одобрило предложение и выдало заказ на разработку соответствующего проекта, получившего номер 604 и обозначенного МЗ-ХН. Главным конструктором назначили С.А.Егорова, в проектировании активное участие принимали начальники отделов В.И.Васильев, И.К.Кагановский, начальник сектора Н.В.Анучин, конструкторы В.А.Бундзен, В.Я.Степанов, И.И.Шалаев и другие.

Тактико-технические элементы подводных лодок XII серии

Тактико-технические элементы Серийная подводная лодка Р-1 РЕДО М-171 (проект 604, МЗ-ХИ)
Водоизмещение, т: надводное подводное 206,0 258,0 203,5 258,0 221,0* 273,0
Главные размеренна, м: длина ширина

осадка в надводном положении

44,50 3,30 2,85 44,50 3,30 2,85 44,50 4,70

2,85

Главные двигатели (число х мощность, л.с): надводного хода подводного хода 1 х 800 1 х 400 1х 800 1х 800 1 х 400
Скорость хода, уз:

наибольшая надводная экономическая надводная наибольшая подводная экономическая подводная

14,0 8,6 7,8 2,9 13,0 8,0 9,75 5,0 13,5 7,5 7,5 2,5
Дальность плавания, мили:

наибольшим ходом, надводная экономическим ходом, надводная наибольшим ходом, подводная экономическим ходом, подводная

650,0 3380,0 8,0 108,0 440,0 1300,0 150,0 315,0

1700,0

100,0

Глубина погружения, м: рабочая предельная 50 60 50 60 50 60
Запас плавучести, % 25 25 23
Начальная метацентрическая высота,.«: в надводном положении в подводном положении 0,15 0,30 0,15 0,30 0,18**

0,22

Вооружение: торпедное

(число торпедных аппаратов — калибр, мм)

артиллерийское

(число орудий калибр, мм)

минное

(число мин — тип)

2-533 1-45 2-533 2-45 2-533 1-45 20-ПЛТ(н)
Экипаж, чел 20 — 22 16 20 — 22

*без мин; с минами надводное водоизмещение — 236 т, подводное — 288 т **без мин; с минами в надводном положении — 0,48 м, в подводном — 0,19 м

В окончательном варианте проект отличался исключительной простотой. С обоих бортов к прочному корпусу приваривались проницаемые були, служившие шахтами для 18 мин типа ПЛТ(н). Погрузка и осмотр мин осуществлялись через широкие люки в верхней части булей. В момент постановки мины (длина 2110 мм, диаметр 850 мм, масса заряда 300 кг) двигаясь по направляющим и имея отрицательную плавучесть, просто выпадали в вырезы в кормовой части булей. Зарядное отделение разделялось с якорем уже на грунте и устанавливалось на заданное углубление с помощью гидростатической коробки.

Работы по проекту 604 начались на заводе№ 402 в августе 1942 г. Завод № 340 (Зеленодольский судостроительный заводим. Горького) изготовил детали минного устройства, a NS 402 — корпусные конструкции.Первоначально предполагалось переоборудовать в заградитель подводную лодку М-104, достраиваемую в то время в Молотовске, но УК ВМФ сообщило, что для этой цели будет выделена другая лодка. Такое решение

диктовалось, видимо, тем обстоятельством, что к этому времени Северный флот потерял четыре подводные лодки XII серии, а М-172 и М-173 вышли из строя в результате полученных повреждений. Только летом 1944 г. командование СФ направило на завод N 402 на переоборудование подводную лодку М-171; ей, к тому же, предстоял капитальный ремонт. Руководил работами инженер Д.Л.Гармашев. Ходовые испытания в конце лета 1944 г. дали положительные результаты: лодка успешно выставила в общей сложности 87 учебных мин, при этом каких-либо недостатков минного устройства не выявилось. Но к этому времени действия флота на Севере практически закончились и самому маленькому подводному минному заградителю советского ВМФ так и не пришлось принять участия в боевых операциях. После войны М-171 перешла на Балтику и 1 июля 1945 г. вошла в состав КБФ.

В 1947 г. за разработку проекта 604 С.А.Егоров был удостоен Сталинской премии III степени.