Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

Подводные лодки типа "Щ" III, V, V-бис и V-бис-2 серии

Серийное строительство

В строительстве подводных лодок типа «Щука» были задействованы семь заводов: ленинградские Балтийский имени С. Орджоникидзе (№189), Северная верфь имени А. Жданова (№190), имени А. Марти (№194), горьковский «Красное Сормово» (№112), николаевский имени 61 Коммунара (№200) и Владивостокский «Дальзавод» имени Ворошилова (№202). При этом широко использовалась производственная кооперация - корпусные конструкции для лодок, строившихся на различных заводах, поставлялись с Балтийского завода. В дальнейшем субмарины, предназначенные для ТОФ, перевозились в разобранном виде по железной дороге и собирались на «Дальзаводе» и в Осиповском затоне (Хабаровск). Как уже упоминалось, конструкция была приспособлена к перевозке по железной дороге на транспортерах в виде восьми секций прочного корпуса. Поскольку предприятия-сборщики испытывали большой дефицит квалифицированных кадров, с заводов европейской части страны на них было отправлено более тысячи инженеров и рабочих; периодически к работе на месте подключались и представители ЦКБС-2. Срочность заказа оказалась столь велика, что первые дальневосточные субмарины начали проходить испытания раньше балтийских.

Подводные лодки типа «Щ» предназначались для всех флотов страны. В сентябре 1934 года при присвоении подводным лодкам тактических номеров для всех «щук» предусматривалась литера «Щ» с добавлением трехзначного номера, первая цифра которого обозначала принадлежность к флоту:«1» — Тихоокеанскому, «2» — Черноморскому, «3» — Балтийскому, «4» — Северному.

Сборка ленинградских лодок V-бис серии осуществлялась не только на Дальнем Востоке, но и на Черном море, где из готовых балтийских «полуфабрикатов» собрали Щ-201, Щ-202 и Щ-203. Черноморские лодки V-6nc-2 серии уже от начала до конца строились на заводе №200 в Николаеве. В строительстве одной лодки данной серии для КБФ (Щ-308) принял участие завод «Красное Сормово». Любопытно отметить, что все сормовские лодки строились не на стапелях, а в так называемых «судоямах», из которых готовые корабли выводились как из сухого дока. Приемка субмарин проходила уже на Балтике после перевода по Мариинской системе.