Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

Подводные лодки типа «С»

Общая оценка проекта

По конструкции субмарины IX и IX-бис серий были, безусловно, шагом вперед по сравнению со своими предшественницами типа «Щ», «Л» и «Д». «Эски» отличались рациональностью размещения постов управлений, хорошей доступностью механизмов, лучшими условиями обитаемости, прогрессивными конструктивными решениями топливной, вентиляционной, балластной и вспомогательных систем. Корпус лодки имел удачные обводы, позволяя развивать высокую скорость надводного хода при умеренной мощности дизельных двигателей.

Вместе с тем, необходимо отметить, что в мировой практике оптимальными для закрытых морских театров считались лодки водоизмещением 550-650 т. Ближайшая «родственница» «эски» - германская подлодка типа IX — использовалась исключительно на океанских коммуникациях. Опыт войны показал, что излишне крупные размеры субмарин типа «С» затрудняли их использование в мелководных районах Балтийского моря, а в ряде случаев (например, с С-7, С-9, С- 12) сыграли роковую роль в их судьбе. Гораздо лучше «эски» зарекомендовали себя на Севере, где им, в частности, удалось реализовать свои скоростные качества при перехватах вражеских конвоев в 1944 году.

Из недостатков лодок типа «С» наши моряки отмечали неудачную конструкцию топливных цистерн внутри прочного корпуса (при сильных сотрясениях цистерны теряли герметичность), малый запас пресной воды, частый выход из строя обрезиненных пробок манипуляторов управления пневматическими машинками кингстонов, трудность обслуживания дизелей из-за т сильного нагрева и загазованности моторного отсека. При приеме топлива в балластную цистерну № 2 лодки IX и IX-бис серий получали дифферент на нос, что существенно ухудшало их мореходность в надводном положении в свежую погоду. Наконец, серьезным недостатком конструкции было отсутствие амортизации двигателей; для своих лодок немцы широко применяли «мягкие» фундаменты, что значительно снижало шумность, вибрацию и повышало живучесть механизмов при сотрясениях от подводных взрывов.

В целом перечисленные недостатки не слишком портили благоприятное впечатление об «эске» - тем более, что многие из них нетрудно было исправить в процессе модернизации. И можно было бы утверждать, что советские подводные лодки типа «С» к началу Второй мировой войны вполне соответствовали лучшим мировым образцам в области подводного кораблестроения, если бы не одно «но»: приборы управления торпедной стрельбой и технические средства обнаружения не выдерживали никакой критики и остались на уровне Первой мировой войны.

Поэтому неудивительно, что боевая эффективность подлодок в годы Великой Отечественной оказалась, мягко говоря, невысокой. И дело здесь не только в технике, но и в слабом уровне подготовки личного состава, зачастую не умевшего грамотно использовать находившееся в его руках оружие.

Отрицательную роль играли и оперативные просчеты, допущенные в применении подводных лодок. Нередко подводила и техника — как из-за некачественного изготовления, так и неправильной эксплуатации.

Но как бы то ни было, из всех ТИПОВ советских кораблей, участвовавших в Великой Отечественной войне, именно «эски» нанесли неприятелю наибольший ущерб. Они сражались на всех театрах в течение всей войны. И тот факт, что список потопленных вражеских кораблей не так уж велик, отнюдь не умаляет героизма советских подводников, зачастую своей жизнью оплачивавших просчеты адмиралов и наркомов.