Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

Подводные лодки типа «С»

Проект 97

В апреле 1940 года ленинградскому специализированному конструкторскому бюро ЦКБ-18 (бывшему ЦКБС-2) поручили разработать проект усовершенствованной средней подводной лодки на базе серии IX-бис, получивший наименование «проект 97», или серия XVI. Согласно заданию, основные элементы субмарины оставались прежними; главный упор делался на улучшение технологичности, что должно было позволить развернуть крупносерийное производство лодок на нескольких заводах.

Технический проект был завершен в ноябре 1940 года. Главной особенностью новой серии «эсок» стал цельносварной корпус. Кроме того, применили новые дизели марки 4Д с механическим наддувом. Существенным изменениям подверглись кингстоны и система управления ими — в основном с целью облегчения их монтажа. В конструкциях различных систем увеличили число шарнирных соединений: это удешевляло сборку, позволяло расширить монтажные допуски и осуществлять монтаж узлов без предварительной подгонки деталей. Также была усовершенствована система аварийного продувания балластных цистерн, для снижения шумности применена амортизация главных дизелей. Запас торпед увеличился на две штуки, была внедрена система БТС. Правда, наибольшая подводная скорость снизилась до 8,7 узла. Уменьшилась и дальность плавания экономическим ходом в надводном положении (до 8200 миль) — главным образом, за счет отказа от использования балластной цистерны № 2 в качестве топливной.

В первой половине 1941 года в Ленинграде и Николаеве началось строительство шести подводных лодок XVI серии, но, как уже говорилось, с началом войны их постройку прекратили. В сентябре 1941 года Наркомат судостроительной промышленности выдал ЦКБ-18 задание на разработку проекта 106— упрощенного варианта подводной лодки типа «С» для крупносерийной постройки в условиях военного времени, Затем ему на смену пришли проекты 608 и 608-1...

Увы, все они остались на бумаге: исход войны с гитлеровской Германией решался на суше, и строительство субмарин новых типов пришлось отложить. Лишь в конце 40-х годов у «эсок» появились потомки — лодки нового поколения проекта 613. Но это уже совершенно другая история...