Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

Подводные лодки типа «С»

Строительство и испытания

Серийное производство подводных лодок типа «С» было развернуто на пяти судостроительных заводах: ленинградских № 189 (Балтийский им. С.Орджоникидзе), № 194 (им. А.Марти), № 196 («Судомех»); николаевском № 198 (им. А.Марти) и горьковском № 112 («Красное Сормово»). Кроме того, сборка лодок из готовых секций выполнялась во Владивостоке на заводе № 202 («Даль-завод» имени К.Е.Ворошилова). А в ходе войны к их выпуску привлекли еще одно предприятие— астраханский завод № 638, где осуществляли достройку «эсок», переведенных по Волге из Ленинграда и Горького.

Головные подлодки С-1 и С-2 (при закладке Н-1 и Н-2) комплектовались двигателями и оборудованием немецкого производства. Их строительство на Балтийском заводе шло ударными темпами, и уже в начале декабря 1935 года первая из них совершила пробный выход в надводном положении до Кронштадта, а 15 декабря— первое погружение на Неве. В августе следующего года состоялись заводские, а в сентябре — государственные испытания обеих субмарин. В целом они прошли успешно. Из недостатков были отмечены недобор скорости в надводном положении (19,5 узла вместо 20 по спецификации), вибрация перископов на полном ходу и частый задир поршней дизелей. Зато некоторые параметры оказались лучше, чем это предусматривалось проектом (остойчивость, длительная скорость в надводном положении). В результате приемная комиссия пришла к выводу, что главная цель — изучение передового опыта в области подводного плавания и освоение лучших образцов техники — нашими конструкторами и кораблестроителями достигнута.

Третья подлодка IX серии — С-3 — получила дизельные двигатели отечественного производства. Увы, это задержало ее ввод в строй более, чем на полтора года. Причем не только из-за срыва сроков поставки самих дизелей, но и вследствие необходимости дополнительных переделок ряда конструктивных узлов. На С-3 эти работы выполнили, как говорится, по месту, а для последующих лодок изменения внесли в чертежи. Начиная с С-4 лодки стали именоваться серией IX-бис.

Субмарины типа «С» предназначались для всех четырех флотов Советского Союза. Черноморские строились в Николаеве; балтийские и североморские — в Ленинграде и Горьком (последние переводились к месту службы по внутренним водным путям). Шесть единиц для Тихоокеанского флота изготавливались в Ленинграде в виде отдельных секций и на специальных железнодорожных транспортерах отправлялись на Дальний Восток для последующей сборки. Всего до 22 июня 1941 года в строй вошли 17 лодок серий IX и 1Х-бис: 10 балтийских, 4 черноморских, 2 североморских (временно находились на Балтике) и 1 тихоокеанская. Еще 16 «эсок» были сданы промышленностью в годы Великой Отечественной войны и 8 — после ее окончания. Достройка семи подлодок (С-14, С-15, С-19 - С-21, С-103 и С-104) осуществлялась на судостроительном заводе № 638 имени И.В.Сталина в Астрахани, ранее принадлежавшем Наркомату речного флота. Их испытания и комплектация проводились на специально оборудованной сдаточной базе в Баку.

Девять заложенных накануне войны подлодок серии IX-бис остались недостроенными. Находившиеся на стапелях в Николаеве С-36, С-37 и С-38 (техническая готовность соответственно 42%, 22,5% и 14,6%) были взорваны в августе 1941 года из-за угрозы захвата неприятелем. Оставшиеся на заводах в Ленинграде и Горьком законсервированные С-27 — С-30, С-45 и С-46 после войны решили не достраивать: их техническая готовность была очень низкой (у С-28 -23,4%, у остальных - не более 16%), а сам проект к тому времени морально устарел (Корпус подлодки С-27 был использован при постройке заводской плавучей мастерской). Не удалось ввести в строй и «эски» XVI серии (проект 97). К началу войны готовность ленинградских лодок (С-47— С-49) составляла от 1,3 до 4,6%, николаевских (С-58 — С-60) - от 2,8 до 3,3%. Разумеется, об их быстрой достройке речь не шла, и изготовленные элементы секций были вскоре разобраны.

Подводные лодки типа «С»

  Тактический номер Завод-строитель Заводской номер Дата
        закладки спуска на воду вступления в строй
1. С-1 189 266 25.12.1934 8.8.1935 11.9.1936
2. С-2 189 267 31.12.1934 21.12.1935 11.9.1936
3. С-3 189 268 25.4.1935 30.4.1936 8.7.1938
4. С-4 189 277 3.1.1936 17.9.1936 30.10.1939
5. С-5 189 278 28.12.1935 16.5.1935 30.10.1939
6. С-6 189 14.12.1936 5.4.1937 30.6.1940
8. С-8 112 237 14.12.1936 5.4.1937 30.6.1940
9. С-9 112 241 20.6.1937 20.4.1938 30.10.1940
10. С-10 112 242 10.6.1937 20.4.1938 25.12.1940
11. С-11 112 245 20.10.1937 20.4.1938 27.6.1941
12. С-12 112 246 20.10.1937 20.4.1938 24.7.1941
13. С-13 112 263 19.10.1938 25.4.1939 31.7.1941
14. С-14 112/638 264 31.10.1938 25.4.1939 21.4.1942
15. С-15 112/638 271 10.8.1939 24.4.1940 16.12.1942
16. С-16 112/638 272 10.8.1939 24.4.1940 20.2.1944
17. С-17 112 273 10.8.1939 24.4.1940 20.4.1944
18. С-18 112 274 10.8.1939 24.4.1940 20.6.1945
19. С-19 196/638 132 30.11.1939 14.3.1941 21.2.1944
20. С-20 196/638 133 30.11.1939 14.3.1941 19.2.1945
21. С-21 196/638 134 31.12.1939 25.4.1941 29.3.1946
22. С-22 112 295 25.6.1940 2.5.1941 25.5.1946
23. С-23 112 296 25.6.1940 2.5.1941 27.6.1947
24. С-24 112 297 25.6.1940 2.5.1941 18.12.1947
25. С-25 112 298 25.6.1940 2.5.1941 29.3.1948
26. С-26 112 299 25.6.1940 2.5.1941 21.12.1948
27. С-27 112 300 31.12.1940
28. С-28 112 312 3.1941
29. С-29 112 313 3.1941
30. С-30 112 314 3.1941
31. С-31 198 347 5.10.1937 22.2.1939 19.6.1940
32. С-32 198 348 15.10.1937 27.4.1939 19.6.1940
33. С-33 198 349 16.11.1937 30.5.1939 18.11.1940
34. С-34 198 350 29.11.1937 31.9.1939 29.3.1941
35. С-35 198 360 23.2.1940 17.7.1941 6.2.1948
36. С-36 198 361 23.2.1940
37. С-37 198 362 27.11.1940
38. С-38 198 363 22.2.1941
39. С-45 196 145 12.1940 —  
40. С-46 196 146 12.1940
41. С-47 196 154 20.2.1941
42. С-48 196 155 20.2.1941
43. С-49 196 156 20.2.1941
44. С-51 189/202 284 24.3.1937 30.8.1940 30.11.1941
45. С-52 189/202 285 29.4.1937 30.8.1940 9.6.1943
46. С-53 189/202 286 28.9.1938 30.10.1941 30.12.1942
47. С-54 194/202 403 24.11.1936 4.11.1938 31.12.1940
48. С-55 194/202 404 24.11.1936 27.11.1939 25.7.1941
49. С-56 194/202 405 24.11.1936 25.12.1939 20.10.1941
50. С-58 198 371 22.4.1941 _
51, С-59 198 372 22.4.1941
52. С-60 198 373 22.4.1941
53. 0-101 112 .243 20.6.1937 20.4.1938 15.12.1940
54. С-102 112 244 20.6.1937 20.4.1938 15.12.1940
55. с-юз 112/638 265 13.11.1938 25.4.1939 30.6.1942
56. С-104 112/638 266 13.11.1938 25.4.1939 22.9.1942

Примечания

1. В таблице не указаны 6 ПЛ серии IX-бис (С-39 - С-44), заказанные заводу № 112 накануне войны, но закладка которых так и не состоялась.

2. Дата вступления в строй соответствует дате подписания приемного акта. Действительное включение в состав ВМФ обычно происходило на несколько недель позже.

3. ПЛ С-1 - С-10 до 20.10.1937 имели тактические номера Н-1 - Н-10 соответственно, С-14, С-15,0-16 и С-17 помимо литерно-цифровых обозначений имели названия «Героический Севастополь», «Колхозница», «Герой Советского Союза Нурсеитов» и «Советская Сванетия» соответственно.

4. Следует иметь в виду, что в разных источниках даты закладки и спуска на воду кораблей несколько различаются (например, по некоторым данным, лодки С-22 - С-26 заложены 1,8.1940 и спущены на воду 25.4.1941), По всей вероятности, основная причина разночтений заключается в том, что реальные сроки выполнения работ на верфях не всегда соответствовали шедшим в Москву рапортам.

5. Согласно документам НКСП в ГАРФ, закладка лодок С-30 и С-49 осуществлена формально, и к началу Великой Отечественной воины к их постройке