Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

А.С. Павлов. Подводные лодки проекта 671.

Проект 671 РТМ

Модернизация показала целесообразность дальнейшего последовательного совершенствования этого класса лодок, запасы на модернизацию, заложенные в период разработки проекта 671, позволили сохранить базовые решения для создания очередной модификации ракетно- торпедных многоцелевых подводных лодок. Только тогда, когда проект модернизации 671 РТМ в июне 1975 был утвержден, начались работы (практически параллельно) над созданием перспективных лодок третьего поколения в ЦКБ "Малахит" ("Барс") и ЦКБ "Лазурит" ("Барракуда"). Надо полагать, до этого времени строящаяся серия лодок вполне удовлетворяла ВМФ. Впоследствии началась и параллельная постройка схожих проектов этих КБ. "Лазуритовская" титановая лодка по магнитным полям действительно превзошла "Мала-хитовскую", но при этом оказалась вчетверо дороже.

На их фоне последние корпуса 671 РТМ смотрится совершенно неплохо: по боевым возможностям и обитаемости новые лодки недалеко ушли вперед, а по критерию "стоимость-эффективность" далеко позади. Сейчас, кстати, развитие атомных субмарин испытывает определенный кризис, как когда-то было у дизельных лодок. Все попытки улучшить их характеристики дают скромные результаты при громадных затратах. Яркий пример- американская новинка "Сивулф". Противолодочные силы США уверенно её обнаруживают, классифицируют и "уничтожают". Все её непревзойденные характеристики- рекламный трёп и психологическая обработка врагов. Говорят, что критика нашего флота и превозношение своего в американской прессе весьма действовали на С.Г. Горшкова и "помогали" ему (или американцам?) иногда в принятии решений.

В основу проекта следующей модификации проекта- 671 РТМ (шифр "Щука") легли проработки по размещению примерно в тех же габаритах нового поколения радиотехнического вооружения и нового ГАК "Скат" (гл. конструктор Б.Б. Индии), который втрое превосходил по возможностям предыдущие гидроакустические комплексы- дальность обнаружения им при нормальных гидрологических условиях составляла 230 км. Были применены бортовые приемники шумов, работающие в пассивном режиме, протяженная буксируемая инфразвуко-вая антенна оригинально размещалась в хвостовом бульбе (гондоле). Устанавливалась новая БИУС "Омнибус". Проводились мероприятия по снижению акустического поля за счёт внедрения принципиально новых решений по амортизации ("отключение фундаментов"), развязке механизмов и конструкций, применению выгородок для систем вентиляции, вертикальных шпигатов, размагничивающему устройству. Увеличена автономность с 60 до 80 суток. Была усилена конструкция рубки и легкого корпуса для обеспечения всплытия во льдах. Общее расположение по отсекам осталось таким же, как и на предыдущей модификации.

Все работы проводились под руководством Г.Н. Чернышева. Наверное, он держит мировой рекорд по длительности строительства одного типа лодок на базовом проекте. Ни одна лодка этого типа не утонула, все аварии незначительны по масштабам и унесли минимальное количество жизней. С 1984 года главным конструктором этих проектов назначается Р.А. Шмаков.

Главным наблюдающим от ВМФ был капитан 2 ранга Г.В. Николаев, строительство лодок модернизированного проекта 671 РТМ шло на Адмиралтейском обьединении (с достройкой на СРЗ "Нерпа") и на судостроительном заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске- на- Амуре (с достройкой в Большом Камне). На СЗЛК (N 199) перед этим была построена большая серия атомных ракетоносцев проектов 675, 667 А и Б, вначале каждый корабль строился полностью, до вывода, в своем доке. С увеличением водоизмещения перешли на "сухой" вывод из построечных доков в специальный транспортно- спусковой док (ТСД). Кроме этого, построечные доки эллинга "А", имеющие меньшие габариты, чем доки других эллингов, были приспособлены для формирования крупных зональных блоков, которые переводились

с помощью трансбордера для сборки взллингах "Б" и "В". Таким образом, при закладке лодки готовность корпуса могла составлять до 40-44 %. Технология и оснащение под новый проект были освоены в кратчайший срок, постройка осуществлялась поточно- позиционным способом- готовая к спуску на воду подводная лодка не всплывала с опор стапеля, а выкатывалась из него судовозным поездом (на котором, собственно, и строилась) в транспортно- спусковой док. Затем в специальном ковше производились швартовые испытания, после которых лодка своим ходом входила в транспортный док, на котором и доставлялась на сдаточную базу в Большой Камень.

Амурским судостроительным заводом руководили в этот период А.Т. Деев, позднее Ю.З. Кучмин, военные приемщики О.С. Прокофьев и Б.И. Полушин. Следует упомянуть и директоров ЛАО- Б.Е. Клопотова, Н.И. Пирогова, В.Н. Дубровского, руководителей военной приемки Г.Л. Небесова, В.В. Гордеева, Э.Е. Николаева, В.В. Колмо. Всего на двух заводах по этому проекту построено 26 единиц, причём последняя ("Тамбов") вошла уже в состав ВМФ России. В процессе строительства для уменьшения шумоизлучения гребного винта было снижено число оборотов, почти на всех лодках применена схема "тандем", состоящая из двух четы-рехлопастных винтов, установленных друг за другом. Такая схема была апробирована ещё на К-387 горьковской постройки. Длина лодки увеличилась на 1 метр.

Основные характеристики проекта 671 РТМ следующие: водоизмещение нормальное- 4780 т, подводное- 6990 т, полное подводное- 7250 т. Длина наибольшая- 106,1 м (107,1 м), ширина легкого корпуса- 10,78 м, ширина по стабилизаторам- 16,48 м, осадка носом- 7,9 м, кормой-7,7 м, на миделе- 7,8 м. Запас плавучести 28%, глубина погружения рабочая 400 метров, предельная 600 метров. Скорость подводная- 31 узел, надводная- 11,6 узлов. Энергоустановка аналогична предыдущей модификации- два реактора типа ВМ-4, ГТЗА-615 общей мощностью 31000 л.с, 1 винт на 290 оборотов, два вспомогательных электродвигателя по 375 л.с. на 500 оборотов.

Установлен новый навигационный комплекс "Медведица-671 РТМ", новый автоматизированный комплекс связи "Молния-Л", разведкомплекс, комплекс космической связи "Цунами-Б", БИУС "Омнибус". Вооружение: четыре 533-мм торпедных аппарата (16 торпед 53-65К или СЭТ-65, ракет "Шквал" ВА-111 или же 36 мин "Голец"), два- 650 мм торпедных аппарата (8 дальноходных торпед 65.-76). Принимаются также имитаторы МГ-74 "Корунд". Возможна транспортировка и применение специальных управляемых диверсионных снарядов "Сирена". Чуть позже началась адаптация лодок к применению стратегических крылатых ракет "Гранат" (пуск из 533-мм ТА), что дало возможность наносить высокоточные удары по береговым обьектам противника и сделало их по настоящему многоцелевыми.

Экипаж- 27 офицеров, 34 мичмана, 35 матросов и старшин. Командир головной лодки К-524 В.В. Протопопов в 1986 году получил высокое звание Героя Советского Союза. Окончательно на вооружение этот тип кораблей был принят 25 апреля 1984 года. Фактически проект был переходным между лодками второго поколения (по конструкторским решениям) и третьего поколения (по вооружению и оснащению), что несомненно, помогло впоследствии, оттолкнувшись от достигнутого уровня, создать лучшие наши атомные многоцелевые подводные лодки проекта 971.

Боевые возможности подводных лодок тщательно маскируются, о маршрутах и задачах необнаруженных кораблей не распространяются. Ни один подводный корабль при современных средствах не может быть неуязвимым- это ясно. И все же не могут не вызывать гордость за наши корабли и военно- морской флот операции, подобные "Апорту", когда из Западной Лицы одновременно вышли четыре однотипных лодки 33 дивизии: К-299, К-324, К-488, К-502, а чуть позже к ним присоединилась К-147 (между прочим, "чистая" 671). После исчезновения из базы почти целого соединения атомоходов американцы всполошились. Поиск велся днем и ночью, в трех секторах- Бермудском (авиабаза Брунсвик), Азорском (авиабаза Лагенс) Канадском (база Гринвуд) и не принес никаких результатов. Лодки как провалились. Но при этом, как оказалось, они вели напряженную работу по слежению за ПЛАРБ США, вскрытию районов патрулирования атомоходов, изучению тактики действий американской авиации при поиске наших лодок. К-147 шесть суток "вела" американский ракетоносец "Симон Боливар", пользуясь акустическими и неакустическими средствами обнаружения. К-324 имела три контакта. С нашей стороны только К-488 (пр. 671 РТ) была единожды обнаружена, да и то уже по возвращении. Похожие результаты были достигнуты и при проведении двумя гедзми позже, в 1987 году, операции "Атрина" лодками К-244, К-255, К-298, К-299, К-52<"-. Го ?же

командиры докладывали, что порой невозможно было подвсплыть на сеанс связи или поднять шахту РКП для пополнения запасов воздуха в баллонах- шла самая настоящая охота с применением абсолютно всех сил и средств флотов НАТО, включая три корабля дальней гидроакустической разведки, дающие освещение подводной обстановки при помощи мощных подводных взрывов ("Инвинсибл", "Столуорт", "Индомитебл"). Из Норфолка вышли дополнительно шесть АПЛ, из Брунсвика- три эскадрильи противолодочных самолетов. На восьмые сутки "советская завеса" была обнаружена. После этого было разрешено выстреливать ЛДЦ и приборы ГПД (ложные цели и приборы гидроакустического противодействия), которые, ввиду того, что они дорогие, наши экипажи обычно не применяют. Естественно, такая "экономия" привела к тому, что половина лодок уже не смогла-оторваться от сил преследования. И тем не менее, анализируя результаты "Атрины", главный штаб ВМФ пришел к однозначному выводу: для полного контроля океана в случае массового выхода наших подводных лодок сил у американцев недостаточно. Эта демонстрация даже не силы, а просто возможностей нашего ВМФ, проведенная с санкции Ю.В. Андропова, была, к сожалению, последней. Нынешние наши политики просто не представляют, что в рамках обычных учений атомных подводных лодок можно умело воздействовать на правительство любой страны, включая и Америку, в интересах своего государства...

Многочисленность серии и высокие боевые возможности предопределили напряженную службу в составе Северного и Тихоокеанского флотов, превратив 671 в "рабочих лошадок". Только надежность конструкции, продуманность размещения, простота эксплуатации обеспечили им длительную службу без тяжелых аварий. И всё же постоянные походы изнашивают технику. При очередных осмотрах не прошедшим ремонта лодкам занижают оценку, выводят в резерв, из которого сейчас редко возвращаются.

Официальная классификация до 25 июля 1977 считала корабли этого типа большими подводными лодками 1 ранга. 29 августа 1991 года этот проект был переклассифицирован уже из крейсерских (К) вновь в большие 1 ранга (Б) с изменением буквенных обозначений в тактических номерах. При нынешнем положении дел ясно видно, что началась их эксплуатация "на износ" и жить осталось им недолго.

В настоящее время, согласно правительственному постановлению N 514 от 24 июля 1992 к утилизации лодок второго поколения приступил СРЗ "Нерпа", ранее занимавшийся их же ремонтом (завод "Звездочка" разделывает ракетоносцы, "Севмашпредприятие" специализируется на титановых кораблях). На "Нерпе" уже разрезаны подводные лодки К-481 (пр. 671) и К-479 (пр. 670М). При этом реакторные отсеки снабжаются дополнительными цистернами плавучести и в таком виде буксируются в Сайда- губу для длительного хранения. Дело это кропотливое, дорогое и невыгодное, а средств на разделку и полную утилизацию придется затратить примерно столько же, сколько и на постройку этого флота.

НОМЕРА КОРАБЛЕЙ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ПР. 671: 38; 53; 138; 147; 218; 242; 244; 247; 251 254; 255; 264; 292; 298; 299; 305; 306; 314; 323; 324; 355; 358; 360; 367; 369; 370; 371; 387 388; 398; 412; 414; 438; 448; 454; 462; 467; 469; 481; 488; 492; 495; 502; 507; 513; 517; 524 527.