Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

P.M.Мельников. Первые русские миноносцы

Приложение к объяснительной записке о минныхъ флотилгяхъ.

Секретно

Выписка

официального письма Адмирала Бирилева на имя Начальника Главнаго Морского Штаба отъ 19-го июля 1903 года.

(Изъ дeлa N36).

 

Завею мою долголетнюю службу, я никогда невиделъ, дажевъ нашемъ флоте, чего либо безобразнее, чего либо при-веденнаго къ уничтожение, чемъ нашъ миноносный флотъ. Все, что можно сделать самаго сквернаго - все сделано, чтобы привести миноносный флотъ въ совершенно непригодное для военныхъ целей состояше. А, кажется, эти суда, по бумажной организащи, должны быть готовы къ бою через 24 часа. Адмиралъ Макаровъ, отпуская миноносцы, сказалъ, что если они дойдутъ до Ревеля, то это очень хорошо, а если дойдутъ до Моонзунда, то прекрасно. Къ несчастно, онъ зналъ свои суда и былъ глубоко правъ, но ведь есть же кто нибудь и виноватый, есть же лицо, съ котораго можно спросить, почему вышучены серьезныя предначерташя правительства.

Механизмы миноносцевъ совершенно разбиты и добиваются въ конецъ, не имея никакого ремонта, а тотъ неизбежный ремонтъ, какой сделанъ, только чтобы свалить съ рукъ, произведенъ такъ, какъ, поверьте, никто не посмеетъ сделать при починке грязеотвозной шаланды. Видимо, никто не обращаетъ на это дело ни малейшаго внимашя и только непригодные къ другому делу мастеровые занимаются исправлешемъ миноносныхъ машинъ. Все части механизмовъ работаютъ неправильно, собраны безсовестно скверно, все набито молотками и не проверено, гайки поставлены сборныя, частью ко-раблестроительныя и даже недвижимыя части машипъ избиты молотками, такъ какъ такимъ способомъ, какихъ не бываетъ, и сбиваютъ движущаяся части.

Такое варварское, чисто разбойническое отношеше къ мипоносцамъ вызвало и такое же, омерзительно загрязненное содержаше ихъ. Вы даже себе представить не можете, что это такое. Я до сихъ поръ не зналъ, что такое утомлеше, поверьте, что совершенно измаялся, приводя механизмы только въ безопасное состоите для плаватя. Какой злой человекъ сказалъ, что миноносныхъ механизмовъ чистить нельзя, а потому ихъ такъ запустили, что мне приходилось на каждомъ, безъ исключешя, миноносце доставать пригоршнями грязь съ пескомъ изъ трущихся частей. Во всемъ этомъ самое ужасное то, что все служащее находятъ, что иначе миноносцевъ содержать нельзя, что это ихъ естественное состояше. Борьба съ этимъ предубеждешемъ такъ трудна, что только просто опускаются руки.

Котлы и котельные приборы еще въ худшемъ состояши и безусловно опасны для плавашя. Часть котловъ сожжена и не исправлялась, другая доведена до опаснаго состояния безсмысленнымъс одержашемъ и отказомъ исправить, что бы то ни было, настоящимъ образомъ. Съ миноносцами нельзя совершать переходы въ 20 миль, чтобы не пришлось исправлять механизмы и глушить трубки, постоянно дающш течь и грозящия большой катастрофой.

За два месяца неотступныхъ требовашй, после 7 подробнейшихъ смотровъ, мне удалось привести 5-ть миноносцевъ въ такое состояше, что машина работаетъ и одинъ изъ двухъ котловъ, может быть въ действш и въ очень благополучное время развить на 1/2 часа 16-17 узловой ходъ. И это самый блестящш результат.

Разбираясь въ этомъ деле, я, наконецъ, понялъ, почему миноносцы приведены въ такое ужасающее состояше. Немогутъ болыше порта чинить, содержать и исправлять одними и теми же средствами механизмы въ 20.000 силъ, шаланды, ледоколы и часовые механизмы минопосокъ. Въ инострапныхъ флотахъ на это давно уже обращено внимаше и для исправлешя миноносцевъ приспособлены спещальные заводы и мастерския.

Потребовавъ дефекты, я къ ужасу увиделъ, что напримеръ на требоваше, - исправить эксцентрики и перетянуть бугеля - разбойнической рукой Л индебека положена резолюшя "не требуется", а судно и по днесь не можетъ давать задняго хода; на просьбу - проверить валы и залить вновь подшипники та же варварская надпись "не требуется", и такихъ резолюшй десятки иногда съ вариантомъ "отложить до капитального ремонта". Ну какъ въ такихъ загрубелыхъ, отсталыхъ рукахъ можетъ действовать хоть одинъ механизмъ, въ такия руки землечерпательный чрпакъ отдать страшно. И все это одобрено.

- Я даже думаю подать рапортъ, чтобы было повелено переменить девизъ "Помни войну" на девизъ "Позабыли о войне канальи". Погубили старые миноносцы - это горько, - но еще сто кратъ горше, если и новые механизмы попадутъ въ те же руки - уже теперь все, что побывало въ исправленш порта - почти неисправно. "Подвижный" напримеръ весь разбитъ, а еще года два манипуляцш Кронштадтского порта и онъ вовсе не будетъ годенъ къ дальнейшей службе...

Заведываюшде миноносцами, смотрятъ на себя какъ на временныхъ людей, случайно назначенныхъ, чтобы перешагнуть следующую ступень; они заинтересованы только темъ, чтобы какъ можно скорее развязаться съ грязнымъ и неприятным деломъ. Кроме того, Заведываюшде находятся вполне въ рукахъ Командующихъ портами, а потому и пикнуть не смеютъ, что бы не делалось съ ихъ миноносцами - они не хозяева - они рабы, торопящиеся сбежать какъ можно скорее.

Вице - адмирал Бирилев