Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

P.M.Мельников. Первые русские миноносцы

15. "Борго", "Биорке" — "офицерский проект"

Создание этих кораблей — один из примеров тех инициатив патриотических сил флота в деле развития собственной миноносной отрасли, которым иногда удавалось пробить стену равнодушия инертных структур Морского министерства и довести проект до реального осуществления. Характерны и крайне затянувшиеся сроки борьбы за проект, и стойко сохранявшийся синдром непонимания Морским министерством не только специфики миноносного судостроения, но даже и элементарных норм контрактной практики. Так, признав полезность и значимость усовершенствований проекта, предложенных заводом-строителем, министерство отказалось продлить срок исполнения этого естественно усложнившегося и ставшего более трудоемким заказа.

Предложенный лейтенантом М. Н. Беклемишевым, одним из энтузиастов минного дела в русском флоте, проект базировался на обобщении результатов особенно обширных сравнительных испытаний миноносцев ("Виндава", "Выборг", "Лахта" и "Котлин"), проведенных в кампанию 1887 г. Эскизный проект был представлен в 1888 г., более подробные чертежи — в 1889г.

Предлагавшийся миноносец "в 85 т водоизмещения с нефтяным отоплением котлов и скоростью до 22 и даже 23,5 уз." в общем соответствовал конструктивному типу фирмы Шихау ("Або", "Виндава" и др.), но содержал и некоторые конструктивные усовершенствования: парные рули, которые, подобно насадке, охватывали диск винта.

Ожидалось, что они обеспечат такую же маневренность, какую корабли имели с прежде применявшимися, а теперь исключенными из проекта носовыми рулями. Замена носовых неподвижных аппаратов полуповоротными позади рубки должна была, облегчив носовую оконечность, устранить проявлявшуюся всеми миноносцами зарываемость носом в воду.

Переработка проекта по замечаниям МТК привела к увеличению водоизмещения с полными запасами до 90 т и отказу от признанного, еще технически необеспеченного нефтяного отопления. Отклонено было и предложение установить вместо локомотивного водотрубный котел Бельвиля и установить на палубе поворотный минный аппарат. Полностью повторяя унаследованную от времен П. И. Рикорда сугубо "рассматрительскую", без тени собственных творчества и инициативы практику экспертизы проектов, МТК и на этот раз своего чиновного подхода не изменил и желания всмотреться в перспективы развития миноносцев не проявил.

Напрашивавшийся вопрос о создании силами корабельных инженеров инициативного или совместно с автором проекта более перспективного, действительно мореходного и скоростного миноносца, поставлен не был. Не состоялось и сравнение достоинств и возможности применения поворотных и бортовых минных аппаратов.

Несмотря на сомнения в достижимости расчетной 20,5-уз. скорости (длина и ширина корабля были меньше, а осадка больше, чем у миноносца "Або"), проект и спецификацию 2 мая 1889 г. утвердили в МТК и одобрил управляющий Морским министерством. Планировали построить два миноносца с нефтяным отоплением (по одному для Балтики и Черного моря) и четыре (три и один соответственно)— с угольным.

Заказы были поручены (опять же без всякого учета возможностей и перспектив специализации) заводам Крейтона в Або, Путиловскому в Петербурге и Беллино-Фендерих в Одессе. Завод Крейтона, заключив 28 июня 1889 г. контракт на два угольных миноносца, названные затем "Борго" и "Экенес", с согласия МТК переработал проект с целью увеличить мощность машин до 1200 л. с.

В результате наибольшая длина корпуса, увеличившись на 1,2 м, составила 41,66 м, ширина 4,75 м, осадка форштевнем 1,32 м, ахтерштевнем 2,54 м, а водоизмещение — 118,4 т. Срок сдачи кораблей 15 июня 1890г., как и стоимость (212,5 тыс. руб.), остались прежними. Иначе говоря, завод Крейтона, единственный, чьи корабли достигли близких к проектным (19,56 и 20 уз.) скоростей, был за свою инициативу еще и наказан.

Остальные предприятия предпочли обойтись без творчества и строили свои корабли по ранее утвержденным спецификациям (длина по ГВЛ 38,4, ширина 4,47, осадка средняя без киля 1,12м, водоизмещение 81 т).

"Биорке" и "Роченсальм" по контракту от 7 июля 1889 г. (общая стоимость 218 тыс. руб., срок сдачи 1 августа 1890 г.) строил Путиловский завод, "Анапу" и "Айтодор" по контракту от 16 октября 1889 г. (стоимость 230 тыс. руб. при условии достижения 21 уз. скорости, срок сдачи через 16 и 17 месяцев) — одесский завод Беллино-Фендерих, "Гапсаль"и "Моонзунд" — по контракту от 19 декабря 1890г. (стоимость 216 тыс. руб., срок сдачи — сентябрь 1891 г.) — Путиловский завод. Но ни сроки, ни обещания 21 уз. скорости кораблей не осуществились, а у "Айтодора" и "Анапы" скорости составили лишь 17,03 и 17,2 уз. Министерство вновь было наказано за невнимание к специализации.

В ходе постройки пришлось отказаться от нефтяного отопления котлов, заменив их локомотивными. Только на "Роченсальме" Путиловский завод установил свой лицензионный водотрубный котел Дю-Тампля со смешанным угольно-нефтяным отоплением. 10-тонный запас мазута и 5-тонный угля по расчету обеспечивали 2500-мильную дальность плавания. Отказаться пришлось и от не оправдавших себя "двойных рулей" М. Н. Беклемишева. По свидетельству наблюдавшего на заводе Беллино-Фендерих корабельного инженера К. П. Боклевского, уже при 15 уз. скорости поворот этих рулей вызывал "отброс воды" в виде столба высотой до 1,5 м.

Ограниченными из-за расположения аппаратов по бортам были и возможности применения минного оружия. "Борго" в августе—мае 1895 г. в сопровождении канонерской лодки "Отважный" совершил переход на Дальний Восток, во время которого пришлось, несмотря на ремонты, вести постоянную борьбу с течью и менять дымогарные трубки (их запас погрузили на лодку) в котле, сильно пострадавшем во время испытаний. Изготовленный фирмой Крейтона и доставленный во Владивосток в 1894 г. новый котел установили уже после возвращения корабля из состава Соединенных эскадр в Чифу.

Сменив в 1898 г. название на N 207, корабль весной 1900 г. участвовал в маневрах флота под Порт-Артуром, а в сентябре затонул от таранного удара миноносца N 204. Остальные корабли также, сменив свои названия на номера, участвовали в маневрах флотов, проявив себя достаточно дееспособными миноносцами. К 1909 г. значительная их часть была сдана к порту, а черноморские во время мировой войны служили в качестве посыльных судов.