Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

Морская коллекция №5 от 2002 г. Противолодочный крейсер "Москва"

«Московская недвижимость»

Если первая половина «жизни» крейсера «Москва» была активной и, несмотря на аварии, весьма успешной, то вторая, увы, куда менее интересной. После десятой боевой службы корабль в октябре 1982 года встал на ремонт к стенке Севморзавода имени С.Орджоникидзе — из-за загрузки Черноморского судостроительного завода (бывшего № 444 имени И.И.Носенко) новыми заказами работы решили проводить в Севастополе. К сожалению, ничего хорошего из этого не вышло: недостаточная оснащенность Севморзавода привела к тому, что ремонт растянулся на 7 лет, а качество его оставляло желать лучшего. К тому же за это время с корабля ушли многие специалисты, и уровень квалификации экипажа резко упал. Возвращение «Москвы» в строй и прохождение курса боевой подготовки заняло еще полтора года.

В 1991 году противолодочный крейсер совершил небольшой поход в болгарский порт Варна, а затем ушел на последнюю, одиннадцатую боевую службу на Средиземное море. Боеспособность «Москвы» была полностью восстановлена: об этом можно судить хотя бы по тому, что суммарное время поддержания контакта с иностранной АПЛ составило 72 ч 12 мин плюс 5 ч 31 мин — вертолетной эскадрильей.

В Севастополь крейсер вернулся 2 декабря — накануне официального распада СССР. Дальнейшее развитие политической ситуации вокруг Черноморского флота имело удручающие последствия. «Москва» вместе с другими кораблями 30-й дивизии почти перестала выходить в море. Флот начал стремительно сокращаться, а его боеспособность — падать.

27 января 1992 года крейсер «Москва» совершил переход в Новороссийск, где уже на следующий день его посетили президент Б.Н.Ельцин и министр обороны Е.И.Шапошников. В ходе встречи на борту корабля, в которой участвовали также главком ВМФ В.Н.Чернавин и командующий флотом И.В. Касатонов, президент России заявил, что «Черноморский флот был, есть и будет российским». Эти слова воодушевили моряков, поскольку тогдашнее руководство Украины уже подписало указ о переподчинении флота и его главной базы Севастополя под свою юрисдикцию. Однако очень скоро стало ясно, что оснований для оптимизма у моряков-черноморцев нет. Сократившегося финансирования едва хватало на продукты и выплату жалованья личному составу. Между Россией и Украиной начались затяжные переговоры о разделе флота, до завершения которых участь кораблей и их экипажей оставалась абсолютно неясной. Разумеется, ни о какой боевой службе теперь не могло быть и речи.

Последние годы своей карьеры крейсер «Москва» провел у севастопольского 12-го причала, став своего рода украшением Северной бухты. В море он практически не выходил, за что местные острословы прозвали его «Московской недвижимостью» — в честь инвестиционного фонда, чья реклама мелькала в то время на экранах телевизоров...

В год 300-летия Российского флота первый отечественный крейсер-вертолетоносец был списан, а 7 ноября 1996 года с флагштока спущен Военно-морской флаг СССР, так и не замененный Андреевским. Проданный на слом в Индию, корабль 27 мая следующего года навсегда покинул Севастополь.

Хроника службы ПКР «Москва»

16.4.1967: подъем Военно-морского флага.

21.4 — 3.11.1967: заводские и государственные испытания на Черном море.

6.8.1967: авария вертолета Ка-25 у м.Чауда (штурман вертолета И.Е.Михайлов погиб при исполнении служебных обязанностей).

25.12.1967: подписание приемного акта.

31.12.1967: переход в Севастополь и включение в состав 21-й бригады противолодочных кораблей КЧФ. Всего за 1967 г. пройдено 15 965 миль.

30.3.1968: выполнение задачи К-1 курса боевой подготовки и ввод корабля в кампанию.

31.5.1968: выполнение задачи К-2 и ввод в состав кораблей второй линии.

31.8.1968: выполнение задачи К-3 и ввод в состав кораблей первой линии.

19.9 - 5.11.1968: боевая служба на Средиземном море. За 48 дней пройдено 10 300 миль.

1.4.1969: авария вертолета Ка-25 у м.Херсонес (зам.командира вертолетного полка Г.Н.Мдивани погиб при исполнении служебных обязанностей).

2 — 5.4.1969: участие в учениях «Весна» на Черном море.

20.4. — 16.5.1969: боевая служба на Средиземном море. За 26 дней пройдено 7304 мили.

17.8 — 14.9.1969: боевая служба на Средиземном море и участие в учениях «Броня». За 27 дней пройдено 7347 миль.

3.1. — 29.4.1970: боевая служба на Средиземном море и участие в учениях «Океан». Проведение мореходных испытаний в Атлантике и Бискайском заливе. Деловой заход в Александрию (Египет, 8 — 13.4.1970). За 82 дня пройдено 21 598 миль.

31.12.1970 - 8.8.1971: текущий ремонт на ЧСЗ в г. Николаеве.

28.10.1971: выполнение задачи К-1 курса боевой подготовки и ввод корабля в кампанию.

24.3.1972: повреждение обтекателя ГАС «Орион» при ударе о камни.

18.11.1972: первая в истории ВМФ СССР посадка на палубу реактивного самолета Як-36М.

22.11.1972: первый в истории ВМФ СССР взлет с корабля самолета Як-36М.

1.3 — 22.5.1973: боевая служба на Средиземном море. Деловой заход в г.Александрию (Египет, 26 - 29.4.1973). Всего за 1973 г. пройдено 19 910 миль.

7 — 12.8.1973: участие в съемках художественного фильма «Океан».

24.4 — 30.6.1974: боевая служба на Средиземном море. Деловой заход в г.Риеку (Югославия, 5 — 10.6.1974). Всего за 1974 г. пройдено 13 717 миль.

2.2.1975: пожар в результате замыкания электрокабелей силовой сети, продолжавшийся в течение семи часов. Три члена экипажа погибли, 26 получили отравления угарным газом.

19.2.1975 - 30.10.1976: средний ремонт на ЧСЗ в Николаеве.

26.12.1976: завершение ходовых испытаний и включение в состав 11 -й бригады противолодочных кораблей 30-й дивизии КЧФ.

31.5.1977: ввод в состав кораблей первой линии.

21.11.1977 - 30.6.1978: боевая служба на Средиземном море. Посещение с официальным визитом г.Алжир (8 — 13.4.1978). Всего за 1978 г. пройдено 20 509 миль.

25.8.1979 - 3.3.1980: боевая служба на Средиземном море. Деловой заход в г.Дубровник (Югославия, 27.9-5.10.1979). Всего за 1979 г. пройдено 16 307 миль.

4.6.1980: посадка на мель у Севастополя с повреждением обтекателя ГАС «Орион».

5.3. — 6.8.1981: боевая служба на Средиземном море. Деловой заход в г.Дубровник (Югославия, 26.5 - 4.6.1981). Всего за 1981 г. пройдено 12 840 миль.

25.2 - 4.8.1982: боевая служба на Средиземном море и в Атлантическом океане. Деловой заход в г.Риеку (Югославия, 12— 19.4.1982). Официальные визиты в г.Луанду (Ангола, 12 - 18.6.1982) и г.Лагос (Нигерия, 25.6- 2.7.1982). Всего за 1982 г. пройдено 20 058 миль.

1.10.1982-25.12.1989: средний ремонт на Севморзаводе (г.Севастополь).

18.6.1990: выполнение задачи К-1 курса боевой подготовки и ввод корабля в кампанию. Всего за 1990 г. пройдено 3130,9 мили.

10—11.8.1991: официальный визит в г.Варну (Болгария).

14.10-2.12.1991: боевая служба на Средиземном море. Деловой заход в г.Тар-тус (Сирия, 20-25.11.1991). Пройдено 3253 мили, а всего за 1991 г. — 9073 мили.

1992: участие в пяти учениях на Черном море, всего пройдено 5300 миль.

26.5.1993: последний выход в море. Всего за 1993 г. пройдено 410 миль.

1994: корабль в море не выходил.

27.4.1995: выводе резерв 2-й категории.

22.6.1995: переименован в «ПКР бортовой № 108» в связи с присвоением названия «Москва» ракетному крейсеру «Слава» проекта 1164.

7.11.1996: торжественный спуск Военно-морского флага.

27.5.1997: выход из Севастополя на буксире в связи с продажей на слом в Индию.

Командиры корабля: Г.П.Копылов (17.2.1965 - 11.11.1967), Ф.Т.Старожилов (11.11.1967 - 25.9.1969), Б.С.Романов (25.9.1969 - 15.2.1972), А.В.Довбня (15.2.1972 - 6.11.1974), Л.П.Лопацкий (6.1 1.1974 - 9.2.1979), С.Д.Шайкин (9.2.1979 - 15.1 1 .1983), В.И.Долгов (15.11.1983 - 3.11.1985), В.И.Корчемкин (3.1 1.1985 - 28.12.1986), П.В.Седой (28.12.1986 - 21.7.1989), А.В.Васько (21.7.1989 - 22.7.1991), А.А.Головин (22.7-27.9.1991), В.И.Богдашин (27.9.1991 - 15.5.1996), Г.А.Нехорошее (15.5-7.11.1996).