Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

Лидеры типа «Ленинград»

«Баку»

С вступлением в декабре 1939 года в состав действующего Тихоокеанского флота на лидере «Баку» начался период отработки боевых задач. В июне лидер приступил к постановке минных заграждений, сопровождению транспортов.

В мае 1942 года Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение перебросить с Тихого океана на Северный флот несколько современных боевых кораблей. В состав этой группы вошли лидер эскадренных миноносцев «Баку» и три эскадренных миноносца проекта 7 — «Разумный», «Разъяренный» и «Ревностный». Для плавания во льдах корабли прошли подготовку: сначала в доке, а затем у стенки завода № 202, на плаву. Все работы проводились в обстановке строгой секретности.

Для увеличения прочности корпуса на кораблях установили «шубу» — широкий пояс из двух рядов деревянных брусьев и досок в районе ватерлинии, обшитый слоем котельного железа. Во внутренних помещениях установили дополнительные подкрепления из металлических коробчатых балок и угольников, деревянных стрингеров и пиллерсов, а также проложили добавочные трубопроводы, по которым в случае необходимости (при низкой температуре) можно было пустить насыщенный пар. Все корабельные приборы установили на амортизаторы, чтобы предотвратить выход их из строя при вибрации корпуса во время ледового плавания. Один из бронзовых гребных винтов заменили ледовым (стальным), на другом — штатном (предназначенном для плавания по чистой воде) сделали специальную стальную оковку. Снятый штатный бронзовый винт с такой же оковкой закрепили на юте лидера.

Вместо 45-мм орудий 21-К установили 37-мм автоматы 70-К. В ходе подготовки к переходу обмотки размагничивающих устройств были перенесены с наружной стороны бортов внутрь корпуса, а систему отрегулировали на широтную зону Баренцева моря.

Утром 15 июля 1942 года корабли, составившие Экспедицию особого назначения (ЭОН-18), вышли из Владивостока. Однако эсминец «Ревностный» из-за столкновения с пароходом «Терней» пришлось вернуть в базу. 22 июля «Баку» привел эсминцы в Петропавловск-Камчатский для пополнения запасов топлива, продовольствия и воды, а 30 июля — в бухту Эмма на Чукотке, где состав ЭОН-18 пополнился танкером, пароходом и ледоколом «А.Микоян». С 14 августа, при прохождении Охотского, Восточно-Сибирского и Карского морей, кораблям ЭОН-18 пришлось бороться с 9 — 10-балльными ледяными полями, со сжатием, ледовым пленом. Случалось обкалывать и взрывать лед или отстаиваться в ожидании хорошей погоды. Когда у эсминца «Разъяренный» оказался погнут один из валов, лидеру пришлось буксировать его до Диксона.

10 октября в проливе Югорский Шар ЭОН-18 встретили корабли Северного флота. Без особых происшествий корабли дошли до острова Кильдин, где 14 октября их встретил командующий СФ А.Г.Головко.

По чистой воде и во льдах «Баку» прошел 7360 миль за 762 ходовых часа. Опыт плавания во льдах показал, что устройство «шубы» полностью себя оправдало — корпус корабля выдержал длительные сжатия. Однако оковка штатных скоростных винтов не дала желаемых результатов, и это лишь усложнило плавание. В Ваенге в октябре — ноябре «Баку» был поставлен в док, с корпуса сняли ледовую «шубу», проложили по палубе петли размагничивающей обмотки. Одновременно усилили зенитное и противолодочное вооружение. Эти работы заняли две недели.

После прихода кораблей ЭОН-1Е приказом командующего флотом от 2С октября 1942 года в составе Северного флота была создана бригада эсминцев, включавшая теперь три дивизиона эсминцев. «Баку» возглавил 1-й дивизион. Уже 17 ноября для усиления эскорта очередного союзного конвоя QP-15 были привлечены лидер «Баку» и эсминец «Сокрушительный». В условия) жесточайшего шторма, достигшего t утру 20 ноября ураганной силы, при частых снежных зарядах и нулевое видимости суда конвоя и корабли охранения потеряли друг друга из виду конвой рассеялся. С разрешения командира конвоя «Баку» и «Сокрушительный», не дойдя до назначенной точки сопровождения, повернули в базу.

Шторм был такой силы, что от ударов девятибалльной волны на лидере прогнулась палуба и появились трещины на полубаке, были сорваны крышки люков и кожухи вентиляторов нарушилась герметизация корпуса, все носовые помещения по 29-й шпангоут оказались затопленными, вода проникла во 2-е и 3-е котельные отделения; в действии остался только котел № 1. Состояние корабля стало критическим: лидер принял 160 тонн воды, дифферент на нос возрастал, крен доходил до 40° на борт. Экипаж вел отчаянную борьбу за непотопляемость.

В это время от ударов волн у «Сокрушительного» по 173-й шпангоут отломилась корма, которая вскоре затонула. Шедший в базу лидер первым получил приказание оказать помощь терпящему бедствие кораблю. Однако вследствие плохой видимости попытки «Баку» найти эсминец не увенчались успехом. Да и сам лидер находился в трудном положении, топливо было на исходе. Командование флотом разрешило ему возвратиться в базу. Ведя в течение нескольких суток непрерывную борьбу за живучесть, экипаж лидера смог отстоять корабль у стихии. 22 ноября «Баку» самостоятельно прибыл в базу для аварийного ремонта.

20 января лидер «Баку» и эсминец «Разумный» были направлены для перехвата вражеского конвоя, следовавшего из Тромсё (2 транспорта, 1 эсминец, 1 сторожевик, 1 тральщик). Советские корабли шли строем кильватера на расстоянии 25 миль от берега со средней скоростью 20 узлов. В 22.40 они повернули к берегу и через 35 минут по пеленгу 270° (на траверзе норвежского города Вардё у мыса Маккаур) на дистанции 70 кбт обнаружили конвой. Увеличив скорость до 28 узлов, «Баку» и «Разумный» начали атаку.

Сблизившись с головным транспортом на дистанцию 26 кбт, лидер выпустил по нему 4 торпеды и открыл артиллерийский огонь из орудий главного калибра, «Разумный» стрелял по второму судну. По советским данным, одна из выпущенных лидером торпед попала в транспорт, и он начал тонуть. Другой, поврежденный артиллерией, выбросился на прибрежные камни (Согласно опубликованным за последнее время данным, советский отряд имел боевое столкновение с немецким минным заградителем «Скагеррак», шедшим в сопровождении тральщиков М-303, М-322 и противолодочных кораблей UJ-1104 и UJ-1105. Потерь германский отряд не имел). Корабли охранения немецкого конвоя стали обстреливать наши корабли, одновременно по ним открыли огонь и береговые батареи противника. Лидер и эсминец легли на курс отхода. Через несколько минут видимость сильно ухудшилась, и батареи прекратили огонь. Не снижая скорости, оба корабля вышли из района боя и направились в базу. Попаданий в лидер не было.

В феврале — марте «Баку» сопровождал союзные транспорты и конвои, участвовал в набеговых операциях на коммуникации противника. В летнюю кампанию 1943 года он входил в состав кораблей охранения, обеспечивавших проводку конвоев. 18 — 20 и 29 июня лидер эскортировал переход ледоколов из Северодвинска в Карское море. Завершая кампанию 1943 года, лидер вместе с эсминцами 16— 18 ноября обеспечивал прикрытие конвоя АБ-55 из Мурманска в Архангельск.

После этих трудных походов лидер встал на ремонт для подкрепления корпуса. По его завершении в июле — августе 1944 года «Баку» выходил на сопровождение конвоя БД-1 из Белого моря на Диксон и проводку конвоя АБ-15, а также для обеспечения связи при сопровождении конвоя БК-14 из Архангельска в Кольский залив. 26 октября лидер участвовал в обстреле надводными кораблями СФ порта Вардё. Артиллерийская стрельба велась по данным радиолокации, централизованно. Кораблями было выпущено 597 снарядов. В порту возникли пожары и произошли сильные взрывы. 28 октября лидер сопровождал конвой JW-61, а 8 декабря — очередной конвой JW-62.

1-2, 3-5, 7 - 9 и 16 января 1945 года «Баку» охранял конвои, отдельные поврежденные транспорты.

За период участия в боевых действиях лидер «Баку» прошел свыше 42 тысяч миль и провел без потерь 29 отечественных и союзных конвоев. Четыре раза выходил в воды противника для поиска и уничтожения кораблей и судов, совершил обстрел вражеской военно-морской базы Вардё.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 марта 1945 года лидер «Баку» был награжден орденом Красного Знамени.

Командовали кораблем капитан 3 (затем 2) ранга Б.П.Беляев (27.12.1939 - 16.12.1944) и капитан 2 ранга П.М.Гончар (с 16.12.1944 до конца войны).