Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

Лидеры типа «Ленинград»

Корпус

Корпус клепаной конструкции выполнялся из легированной марганцовистой стали с пределом текучести 40 кг/мм2. Впоследствии практика показала, что этот материал обнаружил склонность к растрескиванию. Броневой защиты бортов и палубы лидер не имел, толщина листов набора корпуса составляла 12 мм.

Для верхних надстроек также применялась марганцовистая сталь. Из-за ее оттенка до покраски эти корабли называли «серебряными». В отдельных конструкциях (внутренних выгородках, обшивке изоляции, вентиляционных каналах) использовались сплавы алюминия — дюралюминий и кольчугалюминий. В подводной части корпус был оцинкован.

Главные размерения корпуса: длина наибольшая теоретическая— 127,5 м (между перпендикулярами — 122,0м), ширина по миделю — 11,7 м. Осадка на ровный киль — 3,5 м. Высота борта — 6,45 м. Обводы кормы были приняты по типу транца шлюпки. Отсутствующие кронштейны валов заменяли так называемые «штаны».

Силовая схема корпуса смешанная: в средней части корабля — продольная, в носу и корме — поперечная. Плоскости стыковки носовой части — в месте окончания полубака (шп.75), кормовой — по кормовой переборке 2-го турбинного отделения (шп.185). Всего насчитывалось 250 шпангоутов, шпация — 0,5 м.

Корпус делился поперечными переборками до верхней палубы, проходившими по шпангоутам 10, 25, 40, 59, 75, 95, 115, 141, 161, 185, 199, 213, 221 и 234, на 15 водонепроницаемых отсеков. Согласно расчетам, затопление двух любых отсеков, в том числе и смежных, не могло привести к гибели корабля.

Между 16-м и 75-м шпангоутами размешались цистерны для топлива, масла и питательной воды, в районе между 16-м и 185-м шпангоутами имелось двойное дно.

Лидеры имели традиционную шаровую окраску, принятую для боевых кораблей советского ВМФ. Дельные вещи (якоря, якорные цепи, шпили, кнехты, киповые планки и др.) окрашивались в черный цвет, верхняя палуба — суриком. Черноморские лидеры отличались более светлой, чем балтийские, окраской, палуба была деревянной, тиковой.

Кораблестроительные элементы лидеров
 

  «Ленинград» (проект 1) «Минск» (проект 38)
Длина наибольшая, м 127,5 127,5
Ширина наибольшая, м 11,7 11.7
Осадка в полном грузу, м:    
форштевнем 4,18 4,14
ахтерштевнем 3,88 3,85
наиболее выступающей частью 4,18 4,14
Осадка при нормальном водоизмещении, м:    
форштевнем 3,39 3.4!
ахтерштевнем 3,72 3.76
наиболее выступающей частью 3,72 3.76
Водоизмещение, т:    
стандартное 2032 1952
нормальное 2282 2237
полное 2693 2597
Высота от ватерлинии до:    
палубы бака, м 5,6 5,47
палубы юта, м 3,0 2,9
носового КДП, м 15,8 15,4
Метацентрическая высота поперечная, см:    
при полном водоизмещении 104 96
при стандартном водоизмещении 55 53
при наихудшем случае нагрузки 44 40
Момент, кренящий на 1°, тм 41,4 44,0
Момент, дифферентующий на 1 см, тм 52,5 53,8
Период бортовой качки, с 8,3 8,4
Диаметр циркуляции при положении руля 25°, кбт:    
на полной скорости хода, узл. 4,0 (28,5) 5,0 (40,4)
на экономической скорости хода, узл. 3,5(18) 4,0(16)