Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

Большие охотники за подводными лодками проекта 122а/122бис

Описание конструкции

Корпус. В целом корпус БО повторял проект 122а, но был увеличен в размерах (учтены рекомендации по уширению корпуса). Для повышения мореходных качеств (устранения заливаемости носовой части) изменили теоретический чертеж, особенно носовые обводы, которые приобрели больший развал, что придавало кораблю очертания миниатюрного миноносца. Девятью поперечными переборками корпус подразделялся на 10 отсеков. Второе дно простиралось от 10 шп. до ахтерштевня. Носовая надстройка «выросла» на один ярус, а крылья мостика удлинились.

Изменение эшелонов энергетической установки сказалось на расположении кожухов машинных отделений на палубе. В корме за трубой находился лишь один кожух кормового машинного отделения. Кроме того, на нем появились воздухозаборники.

Внутри корпуса под верхней палубой располагались (начиная от нулевого шпангоута): I отсек — форпик с цепными ящиками; II — кубрик № 1 (на 15 человек); III — носовой погреб боезапаса № 1; IV — помещения офицерского состава: каюта командира, две двухместные каюты, кают-компания и коридор, доступ в который обеспечивался по наклонному трапу из надстройки; V — носовое машинное отделение с двумя двигателями на бортовые валы; VI — кормовое машинное отделение с одним двигателем на средний вал и вспомогательным котлом; VII — кубрик № 2 на 24 человека; VIII — кубрик № 3 старшинского состава на 6 человек, IX — кормовой погреб боезапаса № 2; X — румпельное отделение.

В носовой надстройке на нижнем ярусе размещались радиорубка, офицерский гальюн, умывальник, сушильный шкаф, гальюн для экипажа, камбуз, шифр-пост; на верхнем ярусе — агрегатная поста № 3 (радиолокационная рубка), запасная каюта, ходовая рубка. Над ходовой рубкой находился ходовой мостик, который был обнесен парусиновым обвесом.

В 1946 — 1947 гг. были разработаны рабочие чертежи корабля проекта 122бис второй серии. Основным его отличием стало применение надстройки из легких сплавов, дюралевой мебели, а также новой аппаратуры радиосвязи. В 1954 г. в проект внесли дополнительные изменения — пулеметы системы «Браунинг-Кольт» заменили на 2М-1, в носовой части установили направляющие для РГБ, прожектор с мачты перенесли на ходовой мостик, парусиновый обвес заменили металлическим. Несколько изменилась планировка внутренних помещений — между ходовой рубкой и ходовым мостиком появился штурманский пост. Применили и легкое бронирование: ходовая рубка защищалась 8-мм сталью, ватерлиния — 10-мм.

Энергетическая установка. На первой серии БО проекта 122бис стояли три дизельных двигателя «Дженерал моторе» мощностью по 960 л.с., на второй вновь вернулись к отечественным — 9Д. Последние при мощности 3300 л.с. обеспечивали скорость 18,7 уз., дальность плавания экономическим ходом — 3000 миль (на скорости 8,5 уз.), полным ходом — 399 миль (на скорости 18,5 уз.). Автономность по запасам топлива — 10 суток.

Вместо вспомогательных дизель-генераторов фирмы «Джон Райнер» (США) установили отечественные типа 24 13/18, а затем из-за сильной вибрации их заменили дизель-генераторами 44. Кроме того, имелись два дизель-генератора ДГ-18.

Артиллерийское вооружение. Артиллерийская установка главного калибра осталась той же, что и в проекте 122а. В связи с некоторым изменением архитектуры корабля изменились углы ее обстрела— теперь они составляли 0 — 155° на оба борта. Боезапас увеличился до 240 выстрелов.

По-прежнему остались и два 37-мм зенитных автомата 70-К. Боезапас — 1200 выстрелов. Зато три морально устаревших пулемета ДШК заменили сначала пулеметами системы «Браунинг-Кольт», а затем новыми двуствольными 12,7-мм 2М-1 с боезапасом 3000 выстрелов. Причем один из пулеметов установили в носу на шельтердеке, позади артустановки 90-К.

Противолодочное, минно-тральное и химическое вооружение. Из противолодочного вооружения на первой серии БО проекта 122бис в наличии были два бомбомета БМБ-1, 20 больших и 16 малых глубинных бомб МГБ-20. На палубе в кормовой части имелись минные рельсы, на которых можно было разместить 18 мин типа КБ. Тральное вооружение осталось прежним —трал КПТ-1. После 1951 г. на вооружении БО появились глубинные бомбы БСП с повышенной скоростью погружения и бесшточные бомбометы БМБ-2, разработанные Б.И.Шавыриным.

В 1953 г. на вооружение ВМФ СССР была принята реактивная бомба (РГБ) РГБ-12 с дальностью стрельбы 1200 — 1470 м. Для этих бомб НИИ-1 разработал пятиствольную реактивную бомбометную установку РБУ-1200 (система «Ураган»), которая монтировалась на БО проекта 122бис последней серии (две установки в носовой части).

Радио- и гидролокационное оборудование больших охотников постоянно модернизировалось. Так, РЛС последовательно заменялись: РЛС «Гюйс» на РЛС «Зарница», та — на РЛС «Линь», и, наконец, «Линь» — на РЛС «Нептун». Последняя станция могла использоваться не только для навигации, но и для обнаружения воздушных целей, но только на ограниченной дальности.

Вместо ГАС «Тамир-9» впоследствии устанавливалась более совершенная ГАС «Тамир-10», которая могла работать как в режиме эхолокации (дальность действия от 2,5 км до 5 — 8 км), так и в режиме шумопеленгования (до 18 км). На последней серии БО монтировалась ГАС «Тамир-11».

Навигационное вооружение и судовые системы. Из навигационного оборудования на БО проекта 122бис устанавливались гирокомпас «Курс-4», лаг 1Р-2 и эхолот НЭЛ-3. Судовые системы и их расположение остались теми же, что и в проекте 122а.