Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

Большие охотники за подводными лодками проекта 122а/122бис

Описание конструкции

Корпус. Согласно проекту корпус БО был выполнен гладкопалубным с некоторой седловатостью в средней части и небольшим подъемом палубы к носовой части. Вместе с заостренным форштевнем это делало его профиль похожим на силуэт клипера. Кроме носовой надстройки, трубы и тумб под зенитные орудия (пулеметы) над верхней палубой не имелось значительных по объему конструкций, что делало силуэт БО малозаметным, несмотря на сравнительно высокий надводный борт. Это был первый отечественный проект гладкопалубного корабля. Если учесть, что проектировали его специалисты закрытого КБ НКВД, организованного на территории завода № 194 под руководством В.А.Бжезинского, которые впоследствии работали над эсминцем проекта 41, то можно предположить, что корпус БО послужил прототипом для послевоенных эсминцев.

Корпус корабля подразделялся вертикальными поперечными переборками на 11 отсеков. Только переборка по 27 шп. имела вырез с водонепроницаемой дверью, причем сам вырез располагался над топливной цистерной, выше так называемой линии аварийных напоров. Корпус имел второе дно, которое простиралось от 4 шп. до ахтерштевня.

Согласно первоначальному проекту набранный по продольной системе корпус выполнялся сварным. Позже, как уже говорилось, на молотовском судостроительном заводе № 402 сварной корпус заменили клепаным, что вызвало увеличение водоизмещения корабля.

Средняя толщина наружной обшивки корпуса и основных продольных связей, изготовлявшихся из низколегированной стали, составляла 3 — 4 мм. Толщина палубного стрингера — 16 мм. Бронирование отсутствовало.

Внутреннее расположение корпуса было следующим: I отсек — форпик; II — погреб боезапаса носового 76-мм орудия; III — кубрик экипажа (на 7 человек) с рубкой гидроакустика и подпалубной кладовой мокрой провизии; IV — кают-компания; V — каюты комсостава и коридор в кают-компанию; VI — носовое машинное отделение; VII — кормовое машинное отделение; VIII — кубрик экипажа (на 16 человек); IX — помещение старшин (на 10 человек); X — погреб глубинных бомб и боезапаса кормовых 37-мм автоматов; XI — румпельное отделение. Жилые помещения имели бортовую теплоизоляцию.

В надстройке размещались штурманская рубка, радиорубка, каюты командира и старшего помощника, камбуз, гальюн, тамбур, рубка шифровальщика. Над штурманской рубкой размещался ходовой мостик, обнесенный парусиной (на I серии), затем — металлической защитой (на II серии).

Энергетическая установка. Основными достоинствами БО проекта 122а должны были стать скорость хода и дальность плавания. Однако советские конструкторы фактически были лишены возможности выбора двигателей. Поэтому в качестве главной энергетической установки были приняты три дизеля типа 9Д (38-К-8) Коломенского завода им. Куйбышева. Два из них размещались в двух машинных отделениях, разделенных водонепроницаемой переборкой, а третий, работавший на средний винт, располагался в носовом машинном отделении вместе со вспомогательным паровым котлом-отопителем системы Шухова. Масса каждого двигателя составляла 11,6 т.

Топливо — соляр — заливалось в цистерны, находившиеся в средней части корабля. Для подачи топлива служили три циркуляционных центробежных насоса ВЦН-76 производительностью по 50 т/ч. Обслуживали дизели три масляных шестеренчатых насоса производительностью по 13 т/ч (два) и 16 т/ч (один резервный) и три холодильника с охлаждающей поверхностью по 13 м2 каждый.

Запас топлива: нормальный —15,88 т, полный — 16,0 т, наибольший — 18,0 т. Расход топлива в час: на полном ходу 597 кг, на экономическом ходу — 125 кг. Расход на милю: на полном ходу — 26,0 кг, на экономическом ходу—10,3 кг. Запас питательной воды составлял 4,5 т, запас мытьевой и питьевой воды — 5,15 т. Имелось два дизель-генератора постоянного тока напряжением 220 В и мощностью 18,5 кВт.

Имелись три нефтяных шестеренчатых насоса — производительностью 770 л/ч (два) и 3 т/ч (один — резервный); два центробежных пожарно-напорных насоса 1.5НКУ производительностью по 20 т/ч. Водоотливные средства: пять водоструйных эжекторов производительностью 10 т/ч. Также устанавливался один электрокомпрессор типа 2-ОК-1 производительностью 20 мэ/ч, один аварийный (0,18 м3/ч) и второй, ручной компрессор типа РК-30 производительностью 2,4 м3/ч.

Время подготовки машин к походу: нормальное — 20 мин, ускоренное — 10 мин. Скорость наибольшего хода 23,2 уз., полного— 22,9 уз., экономического — 12,1 уз. Дальность плавания: полным ходом 690 миль, экономическим — 1750 миль.

Вынужденные обстоятельства заставили принять решение использовать отечественные двигатели, что породило естественные недостатки проекта. Одним из главных считалась невозможность обеспечения малого хода (менее 5 узлов), что не позволяло прослушивать подводную обстановку на ходу и вынуждало делать это лишь на «стопе». Другим серьезным недостатком оказалась низкая экономичность— ведь основным достоинством считалась высокая скорость в ущерб другим тактико-техническим показателям.

Поставки дизельных двигателей фирмы «Дженерал моторе» из США сделали возможным заменить отечественные двигатели иностранными. Документацию на переоборудование разработало ЦКБ-51. Так появилась вторая серия БО проекта 122а с американскими двигателями.

Три двухтактных нереверсивных с V-образным расположением цилиндров дизельных двигателя 12-278-А мощностью по 1200 л.с. при 750 об./мин установлены поэшелонно, аналогично отечественным 9Д. Запас топлива: полный— 15 т, наибольший — 17 т. Расход топлива в час: на максимальном ходу — 0,729 т, на экономическом — 0,072 т; расход на милю: на полном ходу — 32,5 кг, на экономическом ходу — 8 кг.

Время приготовления машин к походу: нормальное 55 мин, ускоренное — 40 мин. Скорость наибольшего хода 22,4 уз., полного хода — 18 уз., экономического хода — 9 уз. на одном среднем двигателе. Дальность плавания полным ходом составляла 460 миль, экономическим — 1900 миль. Имелось два дизель-генератора модели 3-71 на 25 кВт при 230 В. Запас мытьевой и питьевой воды —10 т.

Гребные винты для корабля проектировал ЦНИИ-45. Диаметр бортовых составлял 1773 мм, среднего — 1695 мм.

Артиллерийское вооружение, согласно первоначальному проекту 122а, включало одно 76-мм артиллерийское орудие 34-К и три 12,7-мм пулемета ДШК.

Артиллерийская установка главного калибра размещалась на баке БО и имела противопульный и противоосколочный щит коробчатого сечения. Наибольший угол возвышения составлял 85°, снижения— 5°. Горизонтальная дальность стрельбы достигала 76 кбт (14,1 км), высотная — 9,3 км. Углы обстрела составляли 0 — 150° на оба борта. Скорострельность при подаче снарядов вручную — 15—18 выстр./мин. Боезапас по норме составлял 200 выстрелов и по вместимости погребов — 260. Вместимость кранцев первых выстрелов—10 снарядов. Для управления огнем орудия 34-К имелся дальномер ДМ-1,5 (база 1,5 м, увеличение— 13—14 крат, пределы измерения дистанции от 5 до 120 кбт).

Война заставила пересмотреть взгляды на вооружение корабля — авиация противника достигала Каспийского моря и Волги. ВМФ настоял, и проектировщикам пришлось изыскать место для размещения двух 37-мм автоматов. Этим и объясняется «шахматное» расположение зенитной артиллерии.

Установленные на БО в конце 1941 г. 37-мм автоматы 70-К были приняты на вооружение ВМФ в 1940 г. Они имели наибольшие углы возвышения 85° и снижения — 5°. Горизонтальная дальность стрельбы — 43 кбт (8 км), высотная — 4 км. Орудие № 1 (правый борт) имело углы обстрела 5— 176° по правому борту и от 45° до 130° — по левому, а орудие № 2 (левый борт) — от 58° до 135° по правому борту, и от 5° до 180° — по левому. При угле возвышения 40° и более — обстрел круговой. Скорострельность составляла 150 выстр./мин, боезапас по норме и по вместимости погребов — 2000. Длина непрерывной очереди у 70-К достигала 100 выстрелов. Охлаждение воздушное, что было ошибкой проектировщиков: для продолжения стрельбы требовалось или заменять ствол новым, или ждать около 1,5 ч полного его охлаждения.

Три зенитных пулемета ДШК установили на тумбах позади трубы: два побортно и один — в диаметральной плоскости ближе к корме. Дальность горизонтальной стрельбы 7 км, высотной — 3,5 км. Боезапас по вместимости погребов — 9000 выстрелов.

В связи со снятием АУ 34-К с производства в конце 1941 г. ЦКБ-51 внес соответствующие коррективы в проект под другую установку 90-К: новые установочные места на верхней палубе и перепланировку погреба боезапаса. Универсальная артиллерийская установка 90-К калибра 85-мм была разработана КБ завода № 8 с 1939 г. Ее опытный образец испытали в июле — августе 1941 г. Хотя официально она была принята на вооружение лишь 25 июля 1946 г., но уже в 1944 г. ее установили на большие охотники II серии, строившиеся на заводе № 402.

Наибольший угол возвышения установки 90-К 85° и снижения — 5°. Углы обстрела составляли 0—145° на оба борта (при угле возвышения 45° и выше — от 0° до 150°). При этом горизонтальная дальность стрельбы достигала 15,65 км, а высотная — 10,5 км. Скорострельность установки — 25 выстр./мин. Боезапас по норме — 205 выстрелов и по вместимости погребов— 219, в кранцах первых выстрелов на баке —11 снарядов. Для управления огнем добавилась стереотруба БСТ-1.

На БО второй серии орудия 70-К устанавливались в диаметральной плоскости и имели углы обстрела: орудие № 1 — 25 — 180° на оба борта, а № 2 — 20 — 180° на оба борта. Скорострельность их несколько увеличилась — 160 выстр./мин, но боезапас по норме сократился до 1200.

Количество зенитных пулеметов на БО второй серии уменьшилось. Было оставлено только два спаренных ДШК на турелях. В отдельных случаях эти пулеметы были заменены спаренными пулеметами системы «Браунинг-Кольт» на турелях. Наибольший угол возвышения составлял 90°, снижения — 10°. Их скорострельность достигала 500 выстр./мин, а боезапас—1200 выстрелов. Вместимость кранцев первых выстрелов составила 80 на каждую пару.

Противолодочное вооружение БО проекта 122а I серии — глубинные бомбы М-1 (48 шт.) и Б-1 (24 шт.), которые хранились в бомбовом погребе и бомбосбрасывателях. На кораблях II серии — 25 бомб М-1 и 30 Б-1. Поначалу устанавливались два бомбосбрасывателя (один для больших глубинных бомб, второй — для малых); на кораблях II серии бомбосбрасыватель для больших бомб Б-1 заменили на два бомбомета БМБ-1.

Минно-тральное вооружение — катерные параван-тралы КПТ-1 —появилось только на кораблях II серии. В штате кораблей числилась подрывная партия третьего разряда; ее имущество хранилось в бомбовом погребе.

Химическое вооружение по проекту включало кормовую дымаппаратуру ДА-3 (один комплект) и 14 морских дымовых шашек (МДШ). Время непрерывного действия ДА-3 — 15 мин, производительность — 20 кг/мин. Дымообразующее вещество — 300 кг смеси C-IV в резервуарах, 200 кг смеси C-IV — в бочках (раствор сернистого ангидрида в хлорсульфиновой кислоте).

В качестве противохимической защиты применялись защитная одежда и твердое дегазирующее вещество (200 кг хлорной извести).

Радиоэлектронное и гидроакустическое вооружение. Большие охотники проекта 122а оснащались радиопередатчиком «Бриз» (позже «Бухта-2»), радиоприемником «Метель», радиоприемниками «Рейд» (УКВ) и «Дозор». Кроме того, имелась переносная армейская радиостанция типа РБ, обеспечивавшая двустороннюю радиосвязь в диапазоне радиоволн 50 — 200 м в режиме телеграфии (до 12 км) и телефонии (до 8 км).

В предвоенный период активно развивалась сеть морских радиомаяков. В 1937 г. флот получил первые отечественные корабельные радиопеленгаторы «Градус-К» для надводных кораблей. Все БО оснащались этими радиомаяками. Диапазон их волн составлял 400 — 4000 м, точность пеленгования +1,5 град., длительность непрерывной работы 30 — 40 ч.

Предусмотренный первоначальным проектом шумопеленгатор «Посейдон» мог работать только на стоянке, перед движением его приходилось вручную поднимать на палубу. Прибор не определял ни дальности, ни глубины погружения цели, а ошибка по пеленгу составляла 5 — 7 град. Разумеется, эффективность его была крайне низкой.

В 1938 г. появился первый отечественный гидролокатор, на базе которого в следующем году была создана гидроакустическая станция (ГАС) «Тамир-1», которая с 1942 г. и стала устанавливаться на БО. На ходу до 6 уз. эта ГАС обеспечивала дальность обнаружения подводных лодок в режимах эхопеленгования и шумопеленгования — 3 — 5 кбт. Ошибки определения координат цели: по дальности — 1% от расстояния, по курсовому углу в режиме эхопеленгования — +3°, по курсовому углу в режиме шумопеленгования — +2°.

Подготовка акустиков для работы на ГАС была настолько низкой, что они могли использовать станцию лишь в режиме шумопеленгования. К тому же ГАС «Тамир-1» эффективно работала при скорости корабля порядка 3 уз., а энергетическая установка БО не могла обеспечить ход менее 8 уз.

С октября 1941 г. на вооружение отечественных кораблей стали поступать первые британские ГАС «Асдик», на некоторых советских БО устанавливались ГАС типа 134а. Освоение импортных образцов и отечественные разработки позволили в 1944 г. принять на вооружение новую станцию «Тамир-9» для малых кораблей. Она отличалась от «Тамир-1» наличием рекордера, автомата посылок и обтекателя излучателя.

Навигационное вооружение. В соответствии с проектом, на БО I серии были установлены магнитные компасы ГО-1 и вертушечные лаги «ГО марка III, модель 1», которые применялись на надводных кораблях советского ВМФ с 1936 г. Этот лаг обладал серьезными недостатками (нестабильностью поправок во времени, малой надежностью, быстрой изнашиваемостью шестерни и звездочки). Поэтому с 1942 г. большие охотники стали оснащать лагами «ГО марка-Ill упрощенный» (комплектация СМТ) общим весом до 140 кг и с указанием только пройденного расстояния, без выработки хода.

Судовые системы и вспомогательное оборудование. Балансирный руль находился в диаметральной плоскости, а его нижняя кромка не выступала за лопасти винтов. Привод управления рулем был принят по типу Девиса.

Шлюпочное устройство БО по проекту состояло из одного четырехвесельного яла и заваливаемой грузовой стрелы. Стрела также использовалась для погрузки мин и боезапаса.

Швартовное устройство включало 8 кнехтов и такое же количество палубных клюзов и киповых планок (без роульсов). Стальной трос и кранцы выдавались по нормам снабжения однотипных боевых кораблей.

Буксирное устройство имело носовой и кормовой клюзы и вьюшку с тросом, установленную на правом борту в районе кормового 37-мм автомата. В качестве якорного устройства в проекте предусмотрены находившийся в носовой части якорный электрический шпиль с дисками трения и два якоря Холла. Длина якорных цепей — по 100 м.