Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

«Поющие фрегаты» Большие противолодочные корабли проекта 61

Описание конструкции

 Устройство корпуса

Для больших противолодочных кораблей проекта 61 был принят гладкопалубный корпус с плавным, но высоким подъемом верхней палубы в носовой оконечности. Корпус — стальной, с очень острыми обводами (отношение длины к ширине достигло 9,5) для получения высоких скоростей хода. С целью сохранения необходимой остойчивости, особенно в штормовых условиях, надводную часть корпуса уширили и выполнили слом борта между транцем и 45-м шпангоутом. Корпус имел верхнюю и нижнюю палубы, первую и вторую платформы, трюм и второе дно. Корпус корабля разделялся 13 водонепроницаемыми переборками, доходившими до верхней палубы, на 14 водонепроницаемых отсеков. На части кораблей устанавливалась дополнительная переборка, и число отсеков увеличилось до 15.

На протяжении двух третей длины верхней палубы располагалась надстройка, выполненная для облегчения конструкции из алюминиево-магниевого сплава АМГ-5В. Внутренние выгородки и ряд фундаментов отдельных устройств также изготавливались из АМГ-сплава, что позволило снизить положение центра тяжести корабля и уменьшить массу корпуса. Конструкции в районах расположения мачт, пусковых установок ЗРК, РЛС систем управления и ходового поста были стальными.

Интересной особенностью корабля стало создание сплошного «штормового» коридора в надстройке (в районе 20 —251-го шп.), соответствовавшего требованиям противоатомной защиты. В боевой и штормовой обстановке выход на верхнюю палубу мог осуществляться только через газонепроницаемые тамбуры этого коридора.

Расположение служебных и жилых помещений на «поющих фрегатах» было традиционным для советского флота. Правда, впервые в отечественной практике на кораблях проекта 61 появилась столовая для команды, позволявшая одновременно накормить две трети личного состава срочной службы. Однако в каютах и кубриках практически не имелось иллюминаторов, а отсутствие кондиционеров и слабая вентиляция помещений, постоянный шум от воя газовых турбин делали условия обитания на корабле очень тяжелыми.

Главный командный пункт (ГКП) размещался в корпусе корабля на нижней палубе (в районе 63 —83-го шп.) и включал посты управления: штурманский, противовоздушной и противолодочной обороны (управления оружием), радиотехнического противодействия и командный пост связи. Запасной командный пункт (ЗКП) находился в посту «Дозор» и обеспечивал управление кораблем при выходе из строя ГКП и ходового поста. Ходовой пост, располагавшийся в районе 79 — 89-го шпангоутов, был оборудован верхним и сигнальным мостиками. Он обеспечивал управление кораблем при маневрировании в стесненной обстановке и швартовке (вход и выход из базы, проход в узкостях и т.п.). Его оборудование включало только штурманские приборы и перископы ВБП-452. Пост энергетики и живучести (ПЭЖ) размещался на верхней палубе в надстройке (то есть был весьма уязвим при повреждениях), а запасные посты находились в постах дистанционного управления (ПДУ) обоих машинных отделений.

Протяженность междудонного пространства составляла около 80% длины корпуса. Этот объем использовался для хранения запасов топлива и воды. Корабль имел продольную систему набора корпуса с размером шпации 500 мм. Главные водонепроницаемые переборки располагались на шпангоутах: 9, 20, 42 — 47, 63, 83, 101, 128, 143, 164, 191, 215, 233, 251-м (позже — и на 261-м). Горизонтальный киль являлся одновременно и нижним поясом наружной обшивки, простираясь от форштевня до 230,5-го шпангоута. Толщина наружной обшивки варьировалась от 6 до 8 мм. Второе дно имело толщину 5 мм, а толщина настила палуб, платформ и главных переборок (продольных и поперечных) — 4 мм. Фок-мачта и грот-мачта — четырехногие, башенноподобные, решетчатые. В районе мидель-шпангоута, на скуловой части корпуса, находились боковые (втягивающиеся в корпус) рули. Эти успокоители уменьшали амплитуду бортовой качки в три раза при волнении моря до 5 баллов и при скорости хода до 24 узлов. Предусматривались также стационарные бортовые кили.

Закат диаграммы статической остойчивости при стандартном водоизмещении колебался в пределах 63° — 65°. Начальная поперечная метацентрическая высота при стандартном водоизмещении не превышала 0,8 — 0,9 м, при нормальном — 1,27 м, при полном — 1,57 м.

Диаметр циркуляции не превышал 7,5 длины корабля при угле крена до 13°.

Предельно допустимая скорость ветра (на высоте 6 м при крене 25°) составляла 48 м/с при нормальном и 34 м/с — при стандартном водоизмещении.

Непотопляемость корабля обеспечивалась при затоплении любых трех смежных отсеков (загрузка в пределах от нормального до полного водоизмещения). Установившийся при этом аварийный статический крен не должен был превышать 12°, а высота надводного борта составлять не менее 0,6 м. В противном случае СКР мог опрокинуться.

Численность экипажа не была постоянной. Так, штат 1962 года для корабля проекта 61 насчитывал 266 человек: 22 офицера, 18 мичманов и главстаршин, 226 старшин и матросов срочной службы. С 1974 года офицерский штат возрос до 25 офицеров и на «Проворном» (проект 61Э) составлял 296 человек (40 мичманов, 231 «нижних чинов»). На модернизированных БРК проекта 61М по штату полагалось 29 офицеров, 42 мичмана и 249 матросов — всего 320 человек.

Энергетическая установка

Корабли проекта 61 стали первыми в мире достаточно крупными боевыми единицами со всережимной газотурбинной установкой (ПТУ).

ГТУ была двухзальной, с четырьмя газотурбинными двигателями типа М8Е мощностью по 18 000 л.с. каждый. Два таких ГТД передавали мощность на гребной винт через общий редуктор и составляли газотурбозубчатый агрегат М-3. Кроме суммирования мощности двух ГТД, редуктор обеспечивал реверс гребного винта, а также подключение и отключение любого ГТД с помощью специальных кулачково-фрикционных и гидравлических муфт. Это конструктивное решение позволило резко повысить экономичность ГТУ на малых ходах за счет отключения любых 2 — 3 двигателей. Общая мощность энергетической установки — 72 000 л.с.

Механическая установка размещалась автономными эшелонами в двух отсеках, в носовом и кормовом машинных отделениях. Носовой работал на правый гребной винт, кормовой — на левый. Кроме ГТЗА в каждом машинном отделении размещались по два газотурбогенератора ГТУ-6, а в отсеках между отделениями — вспомогательные механизмы (котлы, испарители, успокоители качки). ГТУ-6 имели мощность 600 кВт и выпускались на заводе «Экономайзер» (ныне— «Пролетарский завод»). Выпуск агрегатов М-3 был освоен на Южном турбинном заводе в Николаеве, что после распада СССР и отделения Украины привело к быстрому списанию большинства газотурбинных кораблей (из-за невозможности замены турбин после износа).

Время пуска турбин из холодного состояния до оборотов холостого хода не превышало трех минут. Пятиминутный предварительный прогрев позволял в течение еще пяти минут выйти на полную мощность ГЭУ и развить максимально возможный ход. В экстренном случае за пять минут можно было развить 60% мощности ГЭУ и из холодного состояния. Редуктор обеспечивал возможность реверса с полного переднего хода на полный задний ход и обратно. Удельный расход топлива составлял 260 — 289 г/л.с. в час. Расход топлива при полном ходе составлял 612 кг/милю, а при оперативно-экономическом ходе — 266 кг/милю. Число оборотов гребных валов на полном ходу — 300 об/мин.

Газотурбинные генераторы обеспечивали корабль переменным трехфазным током с напряжением 380 В и частотой 50 Гц. Два дизель-генератора по 200 кВт и два вспомогательных паровых котла с рабочим давлением пара 5 кгс/см2 (паропроизводительность — 1,5 т/ч) размещались в отделениях вспомогательных механизмов.

В машинных отделениях корабля (в отличие от котлотурбинных кораблей) стоял чрезвычайно высокий уровень шума «поющих» турбин, и управлять главной энергетической установкой можно было только из поста дистанционного управления, совмещенного с электростанциями. Контрольные функции по управлению ГЭУ выполнял пост энергетики и живучести. Управление ГЭУ производилось с главного командного поста и с ходового поста, причем оба они находились в корпусе корабля на нижней палубе.

Корабли проекта 61 имели по две пары газоотводных труб, размещенных над машинными отделениями. Их форма и размеры выбирались с учетом возможности полной замены газовых турбин и газотурбогенераторов через люки труб.

Создание морского ГТЗА М-3 стало крупным достижением отечественной промышленности. Почти в два раза уменьшилась масса ГЭУ (по сравнению с установкой на эсминцах проекта 56). Срок службы каждого двигателя определили в 3000 часов, из которых на 100% мощности отводилось 100 часов, а на 50 — 60% мощности — 2700 часов. Всего же срок службы каждого агрегата при скорости хода в 24 узла гарантировался не менее 5000 часов.

Относительно слабой оказалась противопожарная защищенность машинных отделений ввиду их расположения около погребов с боезапасом и низкой термоизоляции переборок. Станция жидкостного пожаротушения могла подать фреон только в одно-два помещения, а затем разряжалась и к повторному применению была непригодна. Отсутствовала и система паротушения должной мощности. Имелась однопроводная водяная противопожарная магистраль с отводами воды потребителям, 7 пожарных насосов ЭПжН-16 (производительность 100 м3/ч) или 2 пожарных насоса НЦВ-160/80 (по 160м3/ч) и 5 насосов НЦВ-100/80(по 100 м3/ч). Насосы могли включаться автоматически от реле давления, вручную — с места установки насоса и дистанционно — из ПЭЖа (имелась световая сигнализация). Пожарные рожки обеспечивали подачу двух струй воды в помещение и трех струй — в любое место верхней палубы и надстроек. Система паротушения предназначалась лишь для тушения пожара в топливных цистернах. Система жидкостного тушения включала в себя по две станции в машинных отделениях (на верхней палубе), у главных двигателей, в отделениях приводов. Она могла подать 360 г воды на 1 м3 объема помещения в течение 1 минуты при ручном управлении, что было явно недостаточно.

Запас топлива (марка ДС) составлял 940 т, в том числе расходный — 930 т; на модернизированных кораблях — 950 т. Запас масла— 10 т; котельной воды — 4, мытьевой воды — 34, питьевой — до 40 т. Полный запас пресной воды обычно не превышал 70 т. Керосина для вертолета принималось 5800 л. На корабле имелась опреснительная установка, запас провизии из расчета автономности на 10 суток составлял 6,5 т; на модернизированных кораблях — 21 т при 25 сутках автономности.

Скорость хода у кораблей проекта 61 была различной, однако не ниже 32 узлов (для полного хода). Первые корабли серии развивали на испытаниях с поднятым обтекателем ГАС не менее 35,5 узла, но неоднократно превышали и этот показатель. Максимально зафиксированной скоростью хода «поющего фрегата» стали 39 узлов на «Комсомольце Украины» и «Проворном». Формулярной скоростью полного хода для ВПК проекта 61 являются 34 узла, а для проекта 61М — 32. Боевой экономический ход —24 узла, а экономический ход с опущенным подъемно-опускным устройством (ПОУ) гидроакустической станции — 18 узлов. Минимально возможная скорость переднего хода, допускаемая РЭУ, составляет 8 узлов при 62 об/мин. Удачная форма четырехлопастных винтов (диаметр — 3,9 м) практически не вызывала явлений кавитации даже на полных ходах.

Дальность плавания корабля полным ходом не превышала 1520 миль, при боевом экономическом ходе —3100 миль, при оперативно-экономическом — 3500 миль. У БРК проекта 61М дальность плавания экономическим ходом колебалась от 3200 до 4000 миль.

«Поющие фрегаты» имели неограниченную мореходность весьма удовлетворительных качеств. Качка отмечалась очень плавная, практически отсутствовала заливаемость, невысокой была и забрызгиваемость. Полную скорость хода ВПК легко развивал даже при 5-балльном волнении и, включив активные успокоители качки, мог использовать свое оружие. Без успокоителей качки стрельбу можно было вести при волнении до 4 баллов. При волнении свыше 7 баллов не рекомендовалось развивать скорость хода более 24 узлов (при поднятом обтекателе ПОУ-12). Благодаря очень острым носовым образованиям и большой высоте надводного борта в носу ВПК проекта 61 легко шли против волны, ходовой мостик почти не забрызгивался, а трюмы оставались сухими и относительно чистыми (по сравнению с котлотурбинными кораблями). Принятая на кораблях этого проекта схема ГТУ стала этапной для мирового кораблестроения и перспективной для кораблей классов крейсер и эсминец. В мире по такой схеме впоследствии построили около 100 боевых кораблей.

Зенитно-ракетное вооружение

Большой противолодочный корабль проекта 61 имел на вооружении два зенитных ракетных комплекса ближнего действия (ЗРК БД) типа «Волна». Каждый комплекс состоял из одной двухбалочной наводящейся пусковой установки ЗИФ-101, системы управления с антенным постом «Ятаган» и 16 зенитных управляемых ракет В-600.

Пусковые установки размещались на крыше надстройки в носу (район 52,5-го шп.) и в корме (район 204,5-го шп.). Установка ЗИФ-101 представляла собой спаренную, открытую, стабилизированную установку тумбового типа с нижней подвеской двух ракет на двух направляющих балках. Погреба ракетного боезапаса (№ 4 — носовой, № 8 — кормовой) с барабанной системой хранения ракет имели по два вертикальных барабана на восемь зенитных управляемых ракет (ЗУР) каждый. На линию заряжания ракета подавалась поворотом барабана на угол 45°, а механическое заряжание осуществлял цепной досылатель-толкатель. Электрический силовой привод (ЭСП-101) и дистанционное управление обеспечивали функционирование пусковой установки. При внутрикомплексной модернизации ЗРК основные усовершенствования касались аппаратуры управления и самих зенитных ракет. Так, ЗРК с ракетами В-601 именовался «Волна-М», с ракетами В-611 — «Волна-11», с ракетами В-601 М — «Волна-Н», с усиленной помехозащищенностью — «Волна-П». В 1980-х годах комплекс «Волна» стал называться ударным (УЗРК) и позволял вести стрельбу ракетами по надводным целям. В литературе его часто упоминают как комплекс М-1 (морской универсальный ЗРК).

Характеристики зенитных ракет

  В-600 (4К-90) В-601 (4К-91)
Полная длина ракеты, мм 5885 5948
Длина/диаметр 1-й ступени, мм 1810/610 1817/552
Длина/диаметр 2-й ступени, мм 4075/379 4131/390
Стартовый вес ракеты, кг 923 980
Вес боевой части, кг 60 72
Индекс боевой части 4Г-90 5Б-18
Скорость, м/с 600 100 — 700
Высота стрельбы, м 100 — 10000 100 — 14000
Наклонная дальность, м 4000 — 15000 4000 — 22 000

 

Зенитную управляемую ракету В-600 (шифр 4К-90) приняли на вооружение в 1962 году. Начало разработок приходится на 1955 год, и весь комплекс создавался на базе сухопутного ЗРК войск ПВО С-125. Главным конструктором «Волны» был И.А.Игнатьев (ВНИИ «Альтаир» МСП), а главным конструктором ракеты В-600-П.Д. Грушин (МКБ «Факел» МАП). Ее модификация — В-601 — поступила на вооружение ВМФ в 1968 году.

В-600 и ее более поздние варианты представляют собой двухступенчатые ракеты с пороховыми двигателями. Первая ступень снабжена четырьмя раскрывающимися после старта стабилизаторами и служит пороховым реактивным двигателем (ПРД-36). Вторая ступень имеет подобный двигатель и осколочно-фугасную боевую часть (4Г-90) с готовыми поражающими элементами общим весом 60 кг.

При запуске ракеты первая (стартовая) ступень работает в течение 5 с, развивая тягу в 30 т, а вторая (маршевая) — около 22 с, развивая тягу в 3 т. При разрыве боевой части ЗУР В-601 образовывается около 4500 осколков, поражающих цель с вероятностью 75 — 90% в радиусе 20 м. Стандартная комплектация ракетного погреба — 15 боевых и 1 учебная ракета.

 

Тактико-технические характеристики пусковой установки ЗИФ-101

Скорострельность...................................... 1 залп за 30 с

Угол заряжания..........................................90°

Угол горизонтального наведения.............+330°

Угол вертикального наведения.................от — 10° до +95°

Скорость ГН...............................................40 град/с

Скорость ВН...............................................30 град/с

Скорость стабилизации............................. 15 град/с

Расстояние между осями установки.........3500 мм

Система управления стрельбой ЗУР «Ятаган» была разработана в НИИ-10, а аппаратура приводов антенного поста —в ЦНИИ-173. Наведение ракеты осуществлялось по лучу РЛС «Ятаган» до момента срабатывания радиолокационного взрывателя. Недостаток этой радиокомандной системы — ее одноканальность, а также резкое снижение точности стрельбы при увеличении расстояния до цели. Каждый антенный пост имел пять антенн. Две малые антенны осуществляли так называемую «грубую» наводку ракеты на цель, одна антенна функционировала в качестве радиопередатчика команд оператора, а две большие сопровождали цель и более точно выводили на нее ракету. До поражения одной цели борьба со второй, третьей и т.д. целями невозможна. Время срабатывания самоликвидатора составляло 26 с, а радиовзрыватель «Пролив» (5Е15) мог срабатывать при промахе ракеты до 58 м от цели, поражая ее 3500 осколками (В-600) весом около 5,4 г каждый.

Комплекс «Волна-П» был принят на вооружение в 1976 году. Его помехозащищенность обеспечивалась введением в систему управления оптико-электронного канала сопровождения цели (телевизор 9Ш33). Использование ракеты В-601М (комплекс «Волна-Н») позволяло поражать низколетящие цели на высоте 3 — 5 м от уровня моря.

Один из кораблей — ВПК «Проворный» — в 1974 — 1977 годах был модернизирован по проекту 61Э (экспериментальный). С корабля были демонтированы зенитные ракетные комплексы «Волна», и на месте кормового разместили опытный образец нового многоканального ЗРК «Ураган». В дальнейшем планировалось установить два таких же носовых и по этому проекту модернизировать минимум четыре корабля. Этим планам не суждено было осуществиться, и «Проворный» остался единственным «поющим фрегатом», вооруженным ЗРК «Ураган».

Этот универсальный многоканальный корабельный зенитный ракетный комплекс разработан в НПО «Альтаир» (главный конструктор Г.Н.Волгин). Его создали на базе сухопутного ЗРК «Буг», и изначально он предназначался для замены УЗРК «Волна», но из-за больших размеров и массы пусковой установки такая замена не состоялась.

На «Проворном» установили опытный образец пусковой установки комплекса «Ураган» (М-22), имевший индекс ЗС-90. Вес пусковой установки без ракет не превышал 30 т, а в погребе размещались 24  зенитные ракеты 9М38: 8 — во внутреннем барабане револьверного типа, 16 — во внешнем. Площадь погреба — 5,2x5,2 м, глубина — 7,42 м. Темп схода ракет — 12 с. На серийных кораблях (проект 956) использовалась установка с шифром МС-196.  Комплекс «Ураган» остается достаточно эффективным и в настоящее время, хотя внедрение в 1980-х годах палубной наводящейся установки с одной пусковой балкой было явным анахронизмом.

Дальность стрельбы «Урагана» — 3,5 — 25 км, высота поражения воздушной цели (при ее скорости до 830 м/с) — от 10 до 15 000 м. Радиус зоны поражения цели — 17 м. Длина ракеты 5550 мм, диаметр — 400 мм, стартовая масса — 690 кг и вес боевой части — 70 кг. Ракета снабжена полуактивной головкой самонаведения, активно-импульсным и контактным взрывателями.

Корабельная система управления ЗР-90 функционировала от установленной на грот-мачте РЛС общего обнаружения МР-700 («Фрегат-М»). Координаты всех обнаруженных целей поступали в центральный пост на прибор ОИ-5Ц (размножитель воздушной информации). Прожекторы радиолокационного подсвечивания целей (ОП-3), два экстраполятора целей (ОИ-14), прибор распределения целей (ОК-10ВП), телевизиры (ОТ-10), прибор управления огнем (ОК-10) и другие — вот довольно сложная цепь передачи первичной радиолокационной информации собственно к ракете. Теоретически станция управления способна была обеспечить сопровождение 24 целей и обстрел 19 (при наличии на корабле соответствующего числа телеоптических визиров и прожекторов подсветки), но на практике эти цифры составляли 12 и 6 целей соответственно.

Ударное ракетное вооружение

На больших противолодочных кораблях, модернизированных по проектам 6Ш, 61 МП и построенных по проекту 61МЭ, разместили ракетный комплекс противокорабельных ракет «Термит». Это оружие превращало почти беззащитный фрегат в ударный корабль, способный бороться с надводными кораблями своего класса.

Комплекс «Термит» состоял из четырех пусковых установок КТ-15М-БРК, размещенных побортно, парами, в корме. Пусковые установки имели постоянный угол возвышения и представляли собой одиночные контейнеры цилиндрической формы, неповоротные, нестабилизированные, но достаточно герметичные и при необходимости быстрозаменяемые. На фрегатах, построенных для ВМС Индии, контейнеры КТ-97М находились в носу, а не в корме. Кроме пусковых установок, в состав комплекса «Термит» входили система управления стрельбой «Коралл-НК» и четыре противокорабельные крылатые ракеты П-15М (шифр 4К-51). Для индийских кораблей поставлялась экспортная модификация ракеты (индекс П-15МЭ) с иным радиоэлектронным оборудованием головки самонаведения.

Крылатая противокорабельная ракета П-15М имела нормальную аэродинамическую схему со среднерасположенным трапециевидным крылом. Крыло — малого удлинения, с большой стреловидностью по передней кромке. В задней части ракеты находились верхнерасположенный киль и цельноповоротные рули высоты, а снизу подвешивался стартовый пороховой ускоритель. Ракета оснащалась маршевым жидкостным реактивным двигателем и фугасно-кумулятивной боевой частью (4Г-15). Головка самонаведения — радиолокационная или тепловая («Снегирь»). Ракета и комплекс «Термит» были приняты на вооружение в 1971 — 1972 годах. Длина ракеты — 6665 мм, общий вес — 2523 кг, вес боевой части — 480 кг (или 15 кт с ядерной БЧ), вес взрывчатого вещества — 375 кг. Скорость полета ракеты — 320 м/с, дальность — от 8 до 80 км. Маршевая высота полета — 25 или 50 м, со снижением при подходе к цели до 2,5 м над уровнем моря. Ракета диаметром 780 мм имела складывающиеся крылья с размахом 2500 мм. Ускоритель (РДТТ) развивал тягу в 29 т, а маршевый двигатель — 1217т при старте и 515 т в полете.

Относительно небольшие крылатые ракеты П-15М принято относить к ракетам тактического назначения (дальность. полета не превышает 150 км).

Противокорабельный ракетный комплекс «Уран»

Вооружить остальные большие противолодочные корабли проекта 61 ударным ракетным оружием планировалось еще в начале 1980-х годов, так как, кроме шести модернизированных в большие ракетные корабли, остальные «поющие фрегаты» такого оружия не имели.

Оптимальным выходом посчитали размещение на этих кораблях разработанной в ОКБ «Звезда» дозвуковой ПКР тактического назначения «Уран» (комплекс 3М24 с ракетой Х-35). По ряду причин этот комплекс так и не поступил на вооружение флота, а большинство «поющих фрегатов» успели благополучно отправиться на корабельные кладбища и разборку. Лишь один «Сметливый» прошел переоборудование с расчетом на установку ракетного комплекса «Уран». На крыше надстройки вместо установок РБУ-1000 разместили две пусковые установки, представляющие собой обычные направляющие для пакета из четырех транспортно-пусковых контейнеров (КТ-184).

Ракета имеет дальность стрельбы 130 км при скорости полета около 1100 км/ч на сверхмалых высотах 3 — 5 м. Ее длина — 4400 мм, диаметр — 420 мм, стартовый вес — 600 кг, масса осколочно-фугасной боевой части от 90 до 145 кг (в разных вариантах). Ракета выполнена по нормальной аэродинамической схеме со складными крыльями и оперением. Стартовый твердотопливный ускоритель — также со складным крестообразным оперением. Маршевый турбореактивный двигатель снабжен воздухозаборником, расположенным в нижней части корпуса ракеты. Комбинированная система управления — с инерциальной системой и активной радиолокационной головкой самонаведения. Ракета фактически копирует американскую ПКР «Гарпун», но имеет излишне сложную для своих малых размеров и скорости систему управления.

Даже сейчас на «Сметливом» отсутствуют ракеты комплекса «Уран», и корабль вышел после модернизации и ремонта еще более слабым, чем был. Опытный экземпляр «Урана» в виде двух счетверенных транспортно-пусковых контейнеров установлен лишь на одном корабле — ракетном катере Р-44.

Артиллерийское вооружение

В соответствии с концепцией эскортного корабля все ВПК проекта 61 решено было вооружить 76-мм артиллерией и разместить в оконечностях два зенитных артиллерийских комплекса АК-726 (заводской шифр ЗИФ-67). Увы, отсутствие ударного ракетного вооружения среднекалиберной артиллерии (100 мм и выше) делало корабль почти беззащитным и лишало его возможности обстреливать береговые цели, оказывая поддержку десанту. Вступать в артиллерийскую дуэль с зарубежными эсминцами наши ВПК также не могли.

Разработку артиллерийской установки АК-726 начали в 1954 году под руководством главного конструктора ЦКБ-7 (ныне КБ «Арсенал») П.А.Тюрина. На вооружение флота она официально поступила только в 1964 году, став одной из самых массовых артустановок ВМФ СССР. На головном корабле серии — ВПК «Комсомолец Украины» прошли испытания две артустановки ЗИФ-67 в период с 20 октября по 6 ноября 1962 года.

Качающаяся часть артустановки состояла из двух автоматов, расположенных в общей люльке. Моноблочный ствол с пружинным накатником охлаждался забортной водой в перерывах между очередями и имел эжекторы для продувки ствола после каждого выстрела. Внутренний канал ствола — с 24 нарезами постоянной крутизны. Подача снарядов в приемники орудий производилась элеваторами из подбашенного отделения. Заряжание — обойменное, по два патрона в каждой обойме. Подача и снаряжение обойм велись вручную из корабельных артпогребов через окна в неподвижном барбете. Управление механизмами возможно в автоматическом, полуавтоматическом и ручном режимах. Наведение — дистанционное, от приборов управления стрельбой или от автономного кольцевого прицела «Призма». Каждая артустановка имела собственную систему управления МР-105 «Турель» (разработана под руководством главного конструктора О.Б.Федорова).

В качестве боеприпаса применялись два типа снарядов: зенитный ЗС-62 с радиолокационным взрывателем АР-67 и осколочно-фугасный ОФ-62 с контактно-ударным взрывателем ВГ-67. Каждый снаряд снабжен взрывчатым веществом массой 400 г. Масса порохового заряда патрона — 3,055 кг. Табличная дальность стрельбы — 15 700 м и 11 000 м по самоликвидатору, который срабатывает через 26 — 32 с на дистанции около 63 кбт.

К недостаткам данной артустановки можно отнести плохую вентиляцию башни, что вынуждало расчет башни стрелять с открытыми броневыми дверками во избежание угорания. Обычная скорость наведения по вертикали при ручном управлении не превышает 1,2 град/с, а по горизонтали — не более 1 град/с. При автоматическом управлении скорость наведения возрастает до 30 и 35 град/с соответственно. К положительным качествам АК-726 можно отнести высочайшую надежность и точность огня.

Тем не менее, необходимость усиления зенитно-артиллерийского вооружения «поющих фрегатов» становилась все более очевидной, и на модернизированных кораблях были дополнительно размещены два зенитных артиллерийских комплекса АК-630 (А-213) в составе четырех шестиствольных автоматизированных установок АК-630 и двух станций управления огнем МР-123 «Вымпел-М». Артустановки АК-630, созданные в 1974 году под руководством главного конструктора М.С.Кнебельмана, предназначались для ближней самообороны корабля и уничтожения средств воздушного нападения (самолетов, вертолетов, противокорабельных ракет), скоростных малоразмерных морских надводных целей, плавающих мин.

В конструкции установки использован зенитный автомат АО-18 с вращающимся револьверным блоком из шести стволов и автономным жидкостным охлаждением. Вращение блока обеспечивается энергией пороховых газов, отводимых поочередно от каждого ствола.

Заряжание артустановки — ленточное, с прямоугольным магазином. Управление — дистанционное, автоматическое от РЛС управления МР-123 «Вымпел-М» или автономным кольцевым прицелом «Колонка». Точность стрельбы артустановки относительно невысока и во многом зависит от удаления РЛС управления огнем от оси стрельбы блока стволов.

В качестве боеприпасов применяются осколочно-трассирующий снаряд ОР-84 (масса 0,386 кг) и осколочно-фугасно-зажигательный снаряд ОФ-84 (масса 0,384 кг), снабженный взрывателем А-498К. Масса взрывчатого вещества в первом типе снаряда — 0,0116 кг, во втором — 0,049 кг. Самоликвидатор срабатывает через 16 с на дистанции 5000 м. Следует также отметить высокую скорость автоматического наведения артустановки: по вертикали — 50 град/с и по горизонтали — 70 град/с.

ТТХ артиллерийских установок

Обозначение артсистемы АК-726 АК-630 АК-230
Калибр, мм 76,2 30 30
Длина ствола, клб. 59 54,3 78
Число стволов 2 6 2
Углы вертикального наведения, град. - 10.. .+85 - 12.. .+88 - 12.. .+87
Углы горизонтального наведения, град. ±164 + 180 + 180
Скорострельность, выстрелов на ствол 90—107 840 1050
Боезапас, выстрелов на ствол 600 500 500
Масса снаряда, кг 5,9 0,38 0,36
Начальная скорость снаряда, м/с 980 900 950
Дальность стрельбы, км:      
по вертикали 11,0 5,0 3,5
по горизонту 9,06 8,1 4,5 — 5,0
Боевой расчет, чел. 9 3 2
Вес установки, кг 26000 1000 1905
Бронирование башни, мм 5 8 4

В экспортной модификации проекта вместо артустановок АК-630 разместили более старые, но хорошо зарекомендовавшие себя двухорудийные автоматизированные артустановки АК-230. Эта самая массовая артустановка советского ВМФ отличается надежностью и точностью стрельбы. Так, вероятность поражения торпедного катера на дистанции до 20 кбт составляет 99% при расходе до 200 снарядов. Точность стрельбы артустановки полностью зависит от точности регулировки системы управления огнем - РЛС МР-104 «Рысь». Артустановка создана под руководством главного конструктора А.С.Харыкина и принята на вооружение в 1962 году.

Автоматическое сопровождение воздушной цели (при скорости до 300 м/с) обеспечивается на дистанции до 140 кбт с 80-процентной вероятностью ее поражения одной очередью. Применяются три вида снарядов, имеющих до 0,039 кг взрывчатого вещества и время самоликвидации 12 — 18 с.

На экспортной модификации проекта «поющих фрегатов» была демонтирована кормовая артустановка АК-726 вместе со станцией управления «Турель». Предполагалась замена носовой артустановки АК-726 на новейшую 100-мм автоматизированную одноствольную артустановку АК-100, но по ряду причин такой замены не произошло.

 Торпедное вооружение

На крыше надстройки, в диаметральной плоскости позади грот-мачты располагался один пятитрубный торпедный аппарат ПТА-53-61. При модернизации в Николаеве, на заводе имени 61 коммунара, для четырех кораблей использовали торпедные аппараты ПТА-53-1123/2. Их демонтировали в начале 70-х годов с противолодочных крейсеров «Москва» и «Ленинград» (проект 1123) и решили установить на «Сдержанном», «Смелом», «Стройном» и «Смышленом».

Тактико - технические характеристики торпед

  53-57 53-65К СЭТ-53 СЭТ-65
Дальность хода, м 18000 19000 7500 15000
Глубина поражения, м 2—14 2—12 20 — 200 20 — 200
Скорость хода, узл. 45 45 29 40
Вес торпеды, кг 2000 2200 1480 1850
Вес взрывчатого вещества, кг 305 307,6 100 250
Тип двигателя турбина парогазовая турбина парогазовая электродвигатель электродвигатель

Управление стрельбой торпедами велось с РКП корабля при помощи ПУТС (приборов управления торпедной стрельбой) «Тифон-61» или «Тифон-6Ш». В 1973 году ЦКБ «Полюс» (МОП) разработало первую цифровую ПУТС «Ладога» для новых торпед 53-65К и СЭТ-65, которые также имелись на вооружении кораблей проекта 61.

Стандартная комплектация торпедного боезапаса в начале 90-х годов для «поющего фрегата» состояла из двух дальноходных противокорабельных торпед 53-65К (изделие 243) и трех противолодочных самонаводящихся электрических торпед СЭТ-65 (изделие 260). Все торпеды являются автономно-самонаводящимися и снабжены ударным и неконтактным взрывателями. Они хранились только в трубах торпедного аппарата; допускалось хранение двух учебных торпед на палубе у торпедного аппарата (район 144-го шп.).

Для экспортных кораблей поставлялись противокорабельные торпеды 53-65КЭ.

Реактивное противолодочное вооружение

На ВПК проекта 61 размещены реактивные бомбометные установки систем «Смерч-2» и «Смерч-3». Оба комплекса, разработанные Московским институтом торпедной техники (главный конструктор В.А.Масталыгин), предназначаются для уничтожения подводных лодок и торпед противника.

«Смерчи» приняты на вооружение в 1961 году и являются первыми отечественными бомбометами с механическим заряжанием. Система управления, единая для обоих комплексов (ПУСБ «Буря» с приставкой «Зуммер»), может одновременно управлять огнем всех четырех РБУ, а время реакции не превышает двух минут.

Каждая РБУ имеет собственную систему заряжания и представляет собой стационарную, наводящуюся в двух плоскостях установку с двенадцатью или шестью радиально расположенными стволами. Погреб с глубинными бомбами находится в подпалубном помещении. Специальным подъемником бомбы подаются на заряжающее устройство, а пакет стволов, опущенный на угол 90°, последовательно разворачивается по курсовому углу и после заряжания автоматически возвращается в режим наведения. Две установки РБУ-6000 располагаются побортно на нижнем мостике в районе 75-го шп., а две РБУ-1000 — на палубе надстройки (побортно) в районе 159,5-го шп. Для РБУ-6000 имелся единый погреб № 5, рассчитанный на хранение в вертикальном положении на стеллажах 192 реактивных бомб РГБ-60 (по восемь залпов на установку). Для РБУ-1000 —погреба № 6 и № 7, на 24 бомбы РГБ-10 каждый, по четыре залпа на установку.

Оба типа реактивных бомбометных установок имеют предельные углы вертикального наведения от — 90° до +65°, а в горизонтальной плоскости — от 0° до ±180°. Скорость наведения в автоматическом режиме — 30 град/с, в ручном — 4 град/с. Установки применяются при волнении моря до 8 баллов. При взрыве одной бомбы взрываются все остальные РГБ в радиусе 50 м (взрыватель УДВ-60), а акустический неконтактный взрыватель ВБ-2 имеет радиус реагирования до 6 м. Бомба РГБ-10 обладает увеличенным до 100 м радиусом подрыва.

На модернизированных кораблях проекта устанавливались усовершенствованные приборы управления бомбовой стрельбой «Буря-61М», пусковые установки РБУ-1000 демонтировались.

Мертвая зона у обоих типов РБУ составляет около 7 кбт, целеуказание выдается корабельными гидроакустическими станциями и передается в систему ПУСБ для наведения установок.

ТТХ реактивных бомбометных установок

  «Смерч-2» «Смерч-3»
Индекс пусковой установки РБУ-6000 РБУ-1000
Индекс реактивной глубинной бомбы РГБ-60 РГБ-10
Общая масса пусковой установки, кг 3100 2900
Число стволов 12 6
Дальность стрельбы, м 5800 1000
Скорострельность в залпе, выстр./с 2,4 2,0
Габариты, мм:    
длина 2000 2165
ширина 2250 2000
высота 1700 2030
Масса РГБ, кг 119,5 196
Калибр РГБ, мм 212 300
Длина РГБ, мм 1830 1700
Скорость полета РГБ, м/с 400 350
Скорость погружения в воде, м/с 11,6 11,8
Глубина поражения, м 450 450
Марка взрывателя УДВ-60 ВБ-2 УДВ-60

Авиационное вооружение

Корабль проекта 61 был оборудован специальной взлетно-посадочной площадкой (ВПП) на верхней палубе в кормовой оконечности. Между ВПП и кормовой артустановкой размещался стартово-командный пост вертолета (СКПВ), имевший связь с ходовым мостиком, ГКП, керосинохранилищем и агрегатной вертолета. На юте находился и погреб № 10 с боеприпасом для вертолета. Погрузка и выгрузка бомб проводились вручную с помощью переносной поворотной балки, а непосредственная подача бомб на вертолет обеспечивалась вертолетной лебедкой. Запас авиатоплива хранился в двух цистернах общей емкостью 5800 л. Топливо из цистерн подавалось в баки вертолета по специальным шлангам и трубопроводам. Давление в системе обеспечивалось азотом, хранившимся в шести баллонах общей емкостью 240 л. Аварийного сброса топлива за борт не предусматривалось. На модернизированных кораблях ВПП приподнималась над верхней палубой, а в образовавшемся пространстве размещалась буксируемая гидроакустическая станция МГ-335 «Платина». Серьезным недостатком для серийных кораблей считалось отсутствие вертолетного ангара.

ВПК проекта 61 мог принять на ВПП один противолодочный вертолет Ка-25ПЛ, выпуск которых по разработке ОКБ Н.И. Камова был налажен на Ухтомском авиазаводе в 1962 году.

Вертолет Ка-25ПЛ имел два соосных вращающихся в противоположные стороны винта. Складывающиеся лопасти винтов обеспечивали летательному аппарату минимальные габариты. Фюзеляж вертолета — цельнометаллический, из дюраля марки Д16Т с толщиной обшивки 0,8 мм. Остекление — из оргстекла толщиной 3 мм. Шасси — четырехстоечное, с базой 3,02 м. Запас топлива — 1105 кг керосина и возможность установки двух дополнительных подвесных топливных баков по 200 л. Общая масса боевой нагрузки — 1100 кг. Основное оружие вертолета — электрическая самонаводящаяся противолодочная торпеда АТ-1 (позже — АТ-1М) калибра 450 мм, длиной 3,93 м и общей массой 550 кг (масса взрывчатого вещества — 70 кг). Приводнившаяся торпеда выполняет акустический поиск подводной цели, изводясь на источник шумов и срабатывая от неконтактного взрывателя при подходе к цели на 5 — 6 м. Она способна повторить поиск потерянной цели, и если в течение 10 минут цель остается необнаруженной, то торпеда самоликвидируется. Торпеда поражает подводные цели на глубинах до 200 м при скорости хода до 25 узлов.

На вооружении вертолета имелись также глубинные бомбы разных типов: ПЛАБ-250-120 (калибр — 250 мм, масса — 120 кг; применялись до глубин 300 м и снабжались ударным и гидроакустическим неконтактным взрывателями); ПЛАБ-50-64 и ПЛАБ-МК (применялись в кассетах по 5 и 25 штук соответственно). К началу 80-х годов вертолеты могли применять также корректируемые глубинные бомбы КАБ-250-ПЛ, управляемую по проводам торпеду «Стриж» (шифр Т-67) и ракетоторпеду АПР-2.

На передних боковых внешних держателях вертолета подвешивались по две ориентирно-маркерные авиабомбы: дневные (ОМАБ-25-12Д) или ночные (ОМАБ-25-8В), имевшие длину 870 мм и диаметр 140 мм. В хвостовой части вертолета размещался аэрофотоаппарат А-39. Вертолет снабжался надувной лодкой МЛАС-1-ОБ, парашютами С-4Б. Поисково-прицельная система «Байкал» обеспечивала выполнение всего спектра боевых задач вертолета и включала в себя: радиолокационную станцию «Ини-циатива-2К», радиогидроакустическую систему «Баку», опускаемую гидроакустическую станцию «Ока» (ВГС-2), радиоприемную систему РПМ-С с буями «По-плавок-1А» и прицельно-вычислительное устройство ПВУ-В-1 «Жасмин». Радиогидроакустические буи ненаправленного действия применялись двух типов: большие «Ива» и малые «Чинара», в кассетах по 18 штук.

Вертолет Ка-25ПЛ — первый отечественный, по-настоящему боевой противолодочный вертолет. При всех своих недостатках он служит на флоте более 35 лет.

Тактике – технические характеристики противолодочного вертолета Ка-25ПЛ

Длина, м:

без несущего винта.....................9,70

с несущим винтом......................15,74

со сложенными

лопастями винта........................11,60

Ширина корпуса, м.......................3,80

Высота при стоянке

на палубе, м................................5,35

Диаметр несущего винта, м.........15,74

Газотурбинные двигатели

марки ГТД-ЗФ...............................2

Общая мощность, л.с................... 1800

Скорость, км/ч:

максимальная..............................220

крейсерская.................................. 185

Дальность полета, км:

практическая...............................350

с подвесным баком.....................520

Потолок динамический, м...........3500

Радиотехническое вооружение

Корабли проекта 61 имели достаточно совершенные для своего времени радиолокационные станции (РЛС) обнаружения воздушных и надводных целей, освещения воздушной обстановки и выдачи целеуказаний.

На первых кораблях серии устанавливались две двухкоординатные РЛС МР-300 «Ангара» на обеих мачтах. Начиная с восьмого корабля серии на фок-мачте разместили усовершенствованный трехкоординатный вариант «Ангары» МР-310, а на грот-мачте - РЛС МР-500 «Кливер». Цифровой индекс РЛС обычно означает предельную дальность обнаружения воздушных целей. Все РЛС работают в дециметровом диапазоне (25 — 50 см) на четырех фиксированных частотах. Мощность РЛС в пределах 1,5—2 МВт с мертвой зоной обнаружения около 5 кбт. Дальность обнаружения корабля класса эсминец составляла у «Ангары-А» 22 мили, дальность обнаружения подводной лодки — 9,5 мили и самолета на 10-километровой высоте — 270 км. РЛС «Кливер» способна была обнаружить аналогичный самолет на расстоянии не менее 300 км.

При модернизации ВПК «Проворный» на нем разместили РЛС МР-700 «Фрегат». Мощность импульса этой РЛС составляла 300 кВт (31 луч на 2 участка), станция работала на двух каналах — 12 и 15 см. Дальность обнаружения надводной цели составляла 50 км, а воздушной цели — не менее 290 км. Мертвая зона у «Фрегата» не превышала 800 м, время приведения РЛС в боевую готовность — не более 6 мин, а время непрерывной работы — 24 ч.

Корабли комплектовались также системой опознавания «Свой — чужой» — 4 станции запроса «Никель-КМ» и 2 станции ответа «Хром КМ», системой управления вооружением корабля «Пульт-61 М», системой совместного использования оружия «Блокировка-61М», системой групповых атак «Дозор-1», системой выдачи текущих координат МПЦ-315. Все корабли имели систему внутренней связи «Каштан». На модернизированных кораблях дополнительно устанавливались системы постановки пассивных помех. Ее пусковая установка КЛ-101 представляла собой пакет с 16 направляющими трубами калибра 82 мм и имела только вертикальное наведение. Боезапас на четыре установки составлял 128 турбореактивных снарядов. Дальность стрельбы - 3500 м. На всех модернизированных кораблях, кроме «Славного», размещалась система постановки активных помех «Старт», выполняющая одновременно и функции радиотехнической разведки.

В качестве навигационных средств использовались две радиолокационные станции «Волга» (с дальностью до 50 миль), гирокомпас «Курс-3», магнитный компас УКМ-М-3, эхолот НЭЛ-5, лаг МГЛ-50М, автопрокладчик АП-4м, радиопеленгатор АРП-50р, ГАГ «Парус» и комплект аппаратуры РСВТ-1с, система сбора и обработки информации «Планшет-61» и система обеспечения совместного плавания «Огонь-50-1».

Для обеспечения надежной радиосвязи применялись средневолновый радиопередатчик Р-653 и четыре коротковолновых передатчика Р-652 и Р-654; средневолновый радиоприемник Р-677 и 11 коротковолновых радиоприемников (7Р-765К, 4Р-678Н); а также 9 приемопередатчиков разных типов. Для взаимного обмена информацией между кораблями тактической группы на кораблях проекта 61 применялась механическая вычислительная система МВУ-200 «Море-У» производства НПО «Агат». Корабли первых серий оснащались навигационной РЛС «Дон» и станцией РЭБ «Залив».

В качестве гидроакустического вооружения на первых кораблях серии использовались две гидроакустические станции (ГАС): МГ-311 «Вычегда» и МГ-312 «Титан», антенны которых были размещены в выдвижном подкильном обтекателе. Станции обладали достаточной помехоустойчивостью (из-за использования высоких частот) и применялись даже на больших скоростях хода корабля. С их помощью подводная лодка обнаруживалась на дальности до 8 км (режим эхопеленгования) и до 18 км —в режиме щумопеленгования. Эти станции успешно обнаруживали мины и торпеды на дистанциях до 2 — 3 км. Перепады гидрологических условий мало влияли на дальность обнаружения целей.

На модернизированных кораблях проектов 61М, 61МП и 61МЭ разместили новый гидроакустический комплекс МГК-335 «Платина», принятый на вооружение в 1975 году (главный конструктор Л.Д.Климовицкий). В этом комплексе второго поколения использовались несколько антенн различного размещения, в том числе и буксируемая ГАС. «Платина» имела дальность обнаружения в режиме эхопеленгования 25 — 30 км, а в режиме щумопеленгования — 4 — 6 км. Мертвая зона составляла 1,5 — 2,0 км, а дальность обнаружения торпеды — 3,0 км. Буксируемая ГАС размерами 1x1 м имела сектор обзора ±130°. Накопление сигнала шло по 5 частотам, средняя ошибка в определении координат подводной цели не превышала 2° по пеленгуй 1 ,5% по дальности. Комплекс выполнял также задачи звукоподводной связи. На первых кораблях серии для звукоподводной связи и опознавания применялась ГАС МГ-26 «Хоста», принятая на вооружение в 1960 году (главный конструктор Н.Б.Кусков). Кроме того, устанавливалась станция приема сигналов от радиобуев МГ-409П.

На кораблях проекта 61 и большинстве модернизированных единиц устанавливались также неакустические средства обнаружения подводных лодок — принятые на вооружение в 1963 — 1964 годах одноканальные станции МИ-110Р и МИ-110К. Станция обнаружения радиационного следа подводной лодки МИ-1 ЮР оказалась сложной в обслуживании и дорогой в производстве (в схемах использовалось золото), а станция обнаружения теплового следа подводной лодки МИ-110К получилась достаточно удачной и в модернизированном виде используется и поныне.