Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

СОВЕТСКИЙ ВМФ 1945-1995

Эсминцы типа “Осмотрительный” (проект 30-К) — 10 единиц

Строительство серии началось в 1939 г. Головной эсминец “Огневой” (проект 30) вступил в строй в мае 1945г., остальные 10 достроены по “корректированному” проекту 30-К.

ОСМОТРИТЕЛЬНЫЙ, с 18.4.1 958 г.- ПКЗ-151, с 9.5.1958 г.-ЦЛ-30, с 17.9,1958 г.- ПКЗ-151 (заводской № 103). Заложен 5.5.1940 г. на заводе № 402 и 25.9.1940 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 24.8.1944 г., вступил в строй 29.9.1947 г. и 1.10.1947 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ. 8.4.1958 г. выведен из боевого состава, разоружен, переформирован сначала в ПКЗ, 9.5.1958 Г.— в ЦЛ и 1 7.9.1958 г.— вновь в ПКЗ, а 15.5.1961 г. исключен из списков судов ВМФ, превращен в СМ для обеспечения выполнения боевых упражнении и 6.11.1961 г. потоплен В устье Кандалакшского залива в районе поселка Гридино ракетным крейсером “Грозный” при производстве ракетных, стрельб во время прохождения государственных сдаточных испытаний.

ВНУШИТЕЛЬНЫЙ, с 18.4.1958 г,- ЦЛ-32, с 14.9.1959 г. -УТС-90 (заводской № 3). 25.9.1940 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 16.10.1940 г. заложен на заводе № 199, спущен в 1942 г., вступил встрой 29.12.1947 г. и 23.2.1948 г., подняв Военно-морской флаг, вошел В, Состав 5-го ВМФ. С 23.4.1953 г. входил в состав ТОФ. 18.4.1958 г; выведен из 'боевого состава, разоружен, переформирован сначала в ЦЛ и 28.8,1959 г. в УТС, а 29.9.1960 г. исключен из списков плавсредств ВМФ в связи С передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 10.10.1960 г. расформирован.

ОХОТНИК, с 1.1 2.1946 г.- СТАЛИН (заводской № 104). Заложен 25.6.1940г. на заводе №402 и 25,9.1940 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 19.7.1947 г., вступил встрой 29.9.1948г. и 26.10.1948 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ. 28.1.1958 г. выведен из боевого состава и расформирован, а 3.4.1958 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и в 1958 — 1959 гг. на базе “Главвторчермета” в Мурманске разделан на металл.

ОТЛИЧНЫЙ, С 14.3.1960 г.- ЦЛ-69, с 6.4.1962 г. - ПКЗ-43 (заводской № 538). Заложен 2.12.1939 г. на заводе № 190 и 25.10.1940 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 7.5.1947 г., вступил встрой 31.10';1948г. и9.1.1949 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 4то ВМФ. С 24.1 2.1 955 г. входил в состав КБФ. 6.2.1960т, выведен из боевого состава, разоружен и переклассифицирован в ЦЛ, 9.2.1962 г. исключен из списков судов ВМФ в связи с намечаемой сдачей на слом, но 6.4.1962 г. снят с прикола и переформирован в ПКЗ, а 13.7.1965 г. окончательно исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации ив 1965 — 1966 гг. на базе “Главвторчермета” в Кронштадте разделан на металл.

ВЫНОСЛИВЫЙ, с 20.2.1959 г.-ЦЛ-51 (заводской № 4). 25.9.1940 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 29.10.1940 г. заложен на заводе № 199, спущен 17.11.1947 г., вступил в строй 5.1 2.1 948 г. и 23.2.1949 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 5-го ВМФ. С 31.5.1949 г. входил в состав 7-го ВМФ и с 23.04.1953 г.— в состав ТОФ. 20.2.1959 г. выведен из боевого состава, разоружен и переформирован в ЦЛ, а 30.8.1960 г. исключен из списков судов ВМФ и превращен в СМ для обеспечения выполнения боевых упражнений.

ВЛАСТНЫЙ, с 20.2.1959 г.-ЦЛ-48 (заводской № 5). 25.9.1940 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 29.10.1940 г. заложен на заводе № 199, спущен 15.6.1948 г., вступил в строй 27.1 2.1948 г. и 23.2.1948 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 5-го ВМФ. С 31.5.1949 г. входил в состав 7-го ВМФ и с 23.4.1953 г.— в состав ТОФ. 20.2.1959 г. выведен из боевого состава, разоружен и переформирован в ЦЛ, а 30.8.1960 г. исключен из списков судов ВМФ и превращен в СМ для обеспечения выполнения боевых упражнений.

ОЗОРНОЙ (заводской № 1087). Заложен 20.11.1939 г. на заводе № 200 и 25.09.1940 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 25.12.1940 г., но 14.8.1941 г. отбуксирован в Поти, законсервирован, и 1.12.1942 г. строительство приостановлено. Достроен после Великой Отечественной войны, вступил в строй 9.1.1949 г. и г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. г. исключен из состава ВМФ СССР в связи с передачей Болгарии. Впоследствии под наименованием “Георги Димитров” входил в состав болгарских ВМС, а в 1963 г. разоружен и сдан на слом.

ОБРАЗЦОВЫЙ, с 20.8.1959 г.- ЦЛ-41, с 6.2.1960 г.-УТС-251 (заводской № 539). Заложен 2.12.1939 г. на заводе № 190 и 25.9.1940 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, но 20.5.1942 г. строительство приостановлено. Достроен после Великой Отечественной войны, спущен 30.10.1947 г., вступил в строй 29.9.1949 г. и 27.11.1949 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 8-го ВМФ. С 24.12.1955 г. входил в состав КБФ. 20.2.1959 г. выведен из боевого состава, разоружен и переклассифицирован в ЦЛ, 30.1 2.1959 г. превращен в УТС, а 23.2.1961 г. исключен из списков плавсредств ВМФ и в 1961' г. на базе “Глав-вторчермета” в Палдиски разделан на металл.

ОТВАЖНЫЙ (заводской № 540). Заложен 30;.1 2.1939 г. на заводе № 190 и 25.9.1940 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, но 20.5.1942 г. строительство приостановлено. Достроен после Великой Отечественной войны, спущен 2.1.1948 г,, вступил в строй 2.3.1950 г. и 16.4.1950 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 4-го ВМФ. С 24.12. 955 г. входил в| состав КБФ, а 18.3.1958 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 3.4.1958 г. расформирован.

ОДАРЕННЫЙ, с 18.4.1958 г>-УТС-86 (заводской № 541). Заложен 30.12.1939 г. на заводе № 190 и 25.9.1940 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, но 20.5 1942 г. строительство приостановлено. Достроен после Великой Отечественной войны, спущен 27.12.1948 г., вступил в строй 28.6.1950 г. и 6.18.1950 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 4-го ВМФ. С 24.12.1955 г. входил в состав КБФ. 28.1.1958 г. выведен из боевого состава, 18.4.1958 г. разоружен и превращен в УТС, а;2/[.2.1965 г. исключен из списков плавсредств ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.



Водоизмещение; полное 2860, стандартное 2125 т; длина 117 м, ширина 11 м, осадка 4,05 м. (средняя). Мощность ПТУ 2x27 000 л.с.; скорость хода: максимальная 36,5, экономическая 16,9 уз.; дальность плавания экономическим ходом 2950 миль.

Вооружение: 2x2 130-мм Б2-ЛМ, 1х2 85-мм 92-К и 6х1 37-мм 70-К орудий, 2х3 533-мм ТА, 2 БМБ-2 и 2 бомбосбрасывателя (22 глубинные бомбы). Принимал на борт 52 мины КБ-“Краб” или 60 мин М-26. Экипаж 301 человек.