Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

СОВЕТСКИЙ ВМФ 1945-1995

Легкие крейсера типа “Свердлов” (проект 68-бис) — 14 + 7 единиц

Усовершенствованный вариант крейсеров проекта 68-К. Всего планировалось построить 25 единиц, но была заложена 21, вступили в строй 14. 7 недостроенных кораблей проекта 68-бис-ЗИФ (“Щербаков”, “Адмирал Корнилов”, “Кронштадт”, “Таллин”, “Варяг”, “Козьма Минин” и “Дмитрий Донской”) вместо 37-мм орудий должны были нести по 6 более мощных 57-мм четырехствольных автоматических установок ЗИФ-68, иметь полное водоизмещение 16 780 т, мощность ПО 000 л.с. и экипаж: 1224 человека. “Адмирал Нахимов” в опытном порядке впервые в нашем флоте получил на вооружение ПКРК. “Дзержинский” в 1957 —1958 гг. перестроен по проекту 70-Э, став первым крейсером, оснащенным ЗРК. “Жданов” и “Адмирал Сенявин” в 1966 — 1972 гг. превращены в крейсера управления (проекты 68-У1 и 68-У2). На “Октябрьской Революции”, “Адмирале Ушакове” и “Михаиле Кутузове” усилено зенитное вооружение за счет дополнительной установки 8x2 30-мм орудий АК-230 (проект 68-А). В настоящее время сохраняется единственный корабль серии — “Михаил Кутузов” (на консервации в Севастополе).

СВЕРДЛОВ (заводской № 408). 3.1 2.1947 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 15.1 0.1 949 г. заложен на заводе № 1 89, спущен 5.7.1950г., вступил встрой 1 5.5.1 952 г. и 31.8.1 952 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 4-го ВМФ. 11 — 18.6.1953 г. и 1 2 — 1 7.10.1955 г. нанес визиты в Портсмут (Великобритания), 20 — 25.7.1956 г.—в Роттердам (Голландия), 5 - 9.10.1973 г. и 27.6 - 1.7.1975 г.- в Гдыню (Польша), 16 -22.4.1974 г.-в Алжир, 21 -26.6.1974 г.-в Шербур (Франция), 5-9.10.1976 г.-в Росток (ГДР) и 21 -26.6.1976 г.-в Бордо (Франция). С 24.12.1955 г. входил в состав НБФ. В период с 24.12.1960 г. по 14.7.1961 г. и с 12.2.1966 г. по 29.4.1 966 г. прошел в Ленинграде капитальный ремонт, после чего был выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, но 11.2.1972 г. расконсервирован и вновь введен в строй, 7.2.1 977 г. вторично поставлен на капитальный ремонт, 14.2.1 978 г. вновь законсервирован и поставлен в Лиепае на долговременное хранение, а 30.5.1989 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 31.10.1989 г. расформирован и в 1990 г. продан частной фирме Индии для разделки на металл.

ДЗЕРЖИНСКИЙ (заводской № 374). 3.1 2.1 947 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 21.12.1948 г. заложен на заводе № 444, спущен 31.8.1950 г., вступил в строй 18.8.1952 г. и 30.8.1952 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. В период с 15.10.1957 г. по 24.12.1958 г. модернизирован и перестроен на “Севморзаводе” в Севастополе по проекту 70-Э и 3.8.1961 г. переклассифицирован в учебный КРЛ. 20 — 26.8.1964 г. нанес визит в Констанцу (Румыния), 10 — 14.7.1967 г.— в Порт-Саид (Египет), 9 — 12.8.1969 г.— в Варну (Болгария), 26 — 30.4.1971 г.— в Гавр (Франция), 14 — 18.12.1971 г.- в Латанию (Сирия), 30.6 - 4.7.1977г.- в Тунис, 20 - 25.10.1978 г.- в Пирей (Греция) и 16 - 20.11.1978 г.- в Стамбул (Турция). 5 - 30.6.1967 г. и 5 - 24.10.1973 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. 19.2.1980 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен в Севастополе на отстой, а 1 2.1 0.1988 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 9.2.1988 г. расформирован.

ОРДЖОНИКИДЗЕ (заводской № 600). 3.12.1947 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 19.10.1949 г. заложен на заводе № 194, спущен 17.9.1950 г., вступил в строй 18.8.1952 г. и 31.8.1952 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 4-го ВМФ. 10 — 14.7.1954 г. нанес визит в Хельсинки (Финляндия), 18 — 27.4.1956 г.-в Портсмут (Великобритания), 1 - 8.8.1956г.-вКо-пенгаген (Дания) и 7 — 11.8.1958 г.—вновь в Хельсинки. С 24.12.1955 г. входил в состав КБФ и с 14.2.1961 г.— в состав ЧФ. 5.4.1962 г. убыл из Севастополя для передачи ВМС Индонезии и 5.8.1962 г. прибыл в Сурабайю, а 24.1.1963 г. исключен из состава ВМФ СССР и 29.1.1963 г. расформирован. Впоследствии под наименованием “1пап” входил в состав ВМС Индонезии, а в 1972 г. разоружен и продан индонезийским командованием на слом.

ЖДАНОВ, с 21.2.1989 г-КРУ-101 (заводской № 419). 1.1 2.1948 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 11.2.1950 г. заложен на заводе № 189, спущен 27.12.1950 г., вступил в строй 31.1 2.1952 г. и 25.1.1953 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 8-го ВМФ. С 24.12.1955 г. входил в состав КБФ и с 31.2.1970 г.- в состав КЧФ. 12-18.9.1957 г. и 12 - 1 7.5.1975 г. нанес визиты в Сплит (Югославия), 21.9 — 1.10.1957 г.— в Латакию (Сирия), 3 — 7.7.1975 г.—в Тулон (Франция), 11 — 1 7.9.1976 г.- в Мессину (Италия), 10-14.10.1983 г.- в Пирей (Греция) и 10 - 14.4.1984 г.- в Триполи (Ливия). 27.3.1960г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен в Кронштадте на отстой, но 21.1 2.1965 г. расконсервирован и вновь введен в строй, в 1971 г. модернизирован, перестроен в Севастополе на “Севморзаводе” по проекту 68-У1 и 27.12.1971 г. переклассифицирован в КР управления. В период с 7.2.1977 г. по 3.8.1977 г. и с 12.9.1986 г. по 13.6.1988 г. прошел на “Севморзаводе” капитальный ремонт, после чего был выведен в резерв и поставлен в Севастополе на отстой, а 19.4.1990 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 11.2.1991 г. расформирован и в феврале 1992 г. продан частной фирме Индии для разделки на металл.

АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ (заводской № 625). 1.12.1948 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 30.5.1950 г. заложен на заводе № 194, спущен 7.6.1951 г., вступил в строй 31.12.1952 г. и 15.2.1953 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ. 25.12.1964 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен в Кольском заливе под Мурманском на отстой, но 15.12.1970 г. расконсервирован и вновь введен в строй, а 30.5.1989 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 31.1 2.1989 г. расформирован.

АДМИРАЛ НАХИМОВ (заводской № 375). 1.12.1948 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 27.6.1950 г, заложен на заводе № 444, спущен 29.6.1 951 г., вступил в строй 27.3.1 953 г. и 8.2.1 953 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. 31.5 — 4.6.1 954 г. нанес визит в Дуррес (Албания). С 1 955 г. использовался в опытовых целях для испытаний противокорабельных ракет, а 28.7.1960 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и в 1961 — 1962 гг. на базе “Главвторчермета” в Севастополе разделан на металл.

АДМИРАЛ УШАКОВ (заводской № 626). 9.11.1950 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 6.2.1951 г. заложен на заводе № 194, спущен 29.6.1952 г., вступил в строй 8.9.1953 г. и 19.9.1953 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 8-го ВМФ. С 24.12.1955 г. входил в состав КБФ, 3.11.1956 г. перечислен в состав СФ, а 5.10.1 963 г.— в состав ЧФ. 16 — 21.4.1954 г. нанес визит в Стокгольм (Швеция), 6 — 12.3.1973 г.— в Латакию (Сирия), 15 - 19.1 0.1 973 г.- в Таранто, 19 - 22.10.1973 г-в Мессину (Италия) и 7 — 10.8.1981 г.—в Варну (Болгария). 18.2.1964 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен в Севастополе на отстой, но 15.2.1971 г. расконсервирован и вновь введен в строй. В период с 27.6.1971 г. по 16.12.1 971 г. модернизирован и перестроен на “Севморзаводе” в Севастополе по проекту 68-А. 28.2.1 983 г. вторично выведен в резерв и законсервирован в Севастополе, а 1 6.9.1987 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и в 1992 г. продан частной фирме Индии для разделки на металл.

АДМИРАЛ ЛАЗАРЕВ (заводской № 626). 9.11.1950 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 6.2.1 952 г. заложен на заводе № 194, спущен 29.6.1952 г., вступил в строй 30.1 2.1953 г. и 1 8.2.1954 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 8-го ВМФ. С 24.1 2.1955 г. входил в состав КБФ, 27.2.1956 г. перечислен в состав СФ, а 22.10.1956 г. после перехода летом — осенью 1956 г. по Севморпути из Североморска на Дальний Восток — в состав ТОФ. 26.3.1963 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен в Советской Гавани на отстой, но 18.3.1972 г. расконсервирован и вновь введен в строй. В период с 18.9.1980 г. по 3.2.1986 г. прошел на “Дальзаводе” во Владивостоке капитальный ремонт, а 1 2.10.1986 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 11.2.1988 г. расформирован и в 1991 г. продан частной фирме Индии для разделки на металл.

АЛЕКСАНДР СУВОРОВ (заводской № 436). 26.2.1951 г. заложен на заводе № 189 и 31.8.1951 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 15.5.1952 г., вступил в строй 31.12.1953 г. и 18.2.1954 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 8-го ВМФ. 12 — 1 7.10.1955 г. нанес визит в Портсмут (Великобритания) и 26-31.5.1981 г.- в Аден (Южный Йемен). С 24.1 2.1 955 г. входил в состав КБФ, 27.2.1956 г. перечислен в состав СФ, а 22.10.1956г. после перехода летом — осенью 1956г. по Севморпути из Североморска на Дальний Восток — в состав ТОФ. 1.12.1986 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, а 15.12.1989 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 19.4.1990 г. расформирован и в ноябре 1991 г. продан частной фирме Индии для разделки на металл.

АДМИРАЛ СЕНЯВИН (заводской № 437). 31.8.1951 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 31.10.1951 г. заложен на заводе № 189, спущен 22.12.1952 г., вступил в строй 30.11.1954 г. и 18.1 2.1954 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 4-го ВМФ. 24.2.1955 г. перечислен в состав СФ, а 7.9.1955 г. после перехода по Севморпути из Североморска на Дальний Восток — в состав ТОФ. 17 — 21.11.1 959 г. нанес визит в Сурабайю (Индонезия), 14- 19.1.1973 г.-в Бомбей (Индия), 15-20.3.1973 г.-в Могадишо (Сомали), 20 — 24.1 2.1973 г.— в Порт-Луи (Маврикий) и 5 - 10.11.1979 г.- в Хайфон (Вьетнам). В период с 31.12.1966 г. по 24.7.1972 г. модернизирован и перестроен на“Дальзаводе”во Владивостоке по проекту 68-У2 и 13.3.1973 г. переклассифицирован в КР управления, а 30.5.1989 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 15.12.1989 г. расформирован и в 1992 г. продан частной фирме Индии для разделки на металл.

МОЛОТОВСК, с 3.8.1957 г.- ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (заводской № 301). 15.7.1952 г. заложен на заводе № 402 и 25.9.1953 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 25.5.1954 г., вступил в строй 30.11.1954 г. и 18.1 2.1954 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ. 3 — 7.8.1956 г. и 30.8 —3.9.1958 г. нанес визиты в Осло (Норвегия), 8 — 12.8.1956 г. и 8 - 12.9.1958 г.- в Гетеборг (Швеция). 8 - 13.5.1970 г.- в Шербур (Франция), 17 — 22.8.1971 г.— в Копенгаген (Дания), 20 —24.7.1978 г. и 27 - 30.6.1980 г. - в Гдыню (Польша), 8 -10.10.1978 г., 4 - 9.10.1979 г. и 9 - 14.8.1982 г.- в Росток (ГДР). 16.12.1960 г. перечислен в состав КБФ. 27.3.1961 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен в Кронштадте на отстой, но 29.4.1966 г. расконсервирован и вновь введен в строй. В период с 16.11.1968 г. по 25.1 2.1969 г. модернизирован и перестроен на “Севморзаводе” в Севастополе по проекту 68-А. 1 7 —23.7.1970 г. и 25.9 — 1.10.1972 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Сирии, а 17.5-25.6, 5-9.7.1971 г. и 8 - 12.9.1972 г-вооруженным силам Египта. 1 6.9.1987 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 11.2.1988 г. расформирован и в 1988—1990 гг. на базе“Главвторчермета” в Ленинграде разделан на металл.

МИХАИЛ КУТУЗОВ (заводской № 385). 9.11.1950 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 23.2.1951 г. заложен на заводе № 444, спущен 29.11.1 951 г., вступил в строй 30.1 2.1 954 г. и 31.1.1 955 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. 31.5 - 4.6.1 956 г. и 30.8 - 3.9.1 964 г. нанес визиты в Сплит (Югославия), 5 - 1 0.6.1 956 г. и 30.8 - 3.9.1 957 г.- в Дуррес (Албания), а 2-13.8.1964 г.-в Варну (Болгария). 1.6-31.6.1967 г. и 1.8 — 31.12.1968 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта, а 1.3 — 31.7.1 970 г.— вооруженным силам Сирии. В период с 1.1 2.1 986 г. по 1 989 г. модернизирован и перестроен на “Севморзаводе” в Севастополе по проекту 68-А, после чего выведен в резерв, законсервирован и поставлен в Севастополе на отстой.

ДМИТРИЙ ПОЖАРСКИЙ (заводской № 445). 31.8.1951 г. зачислен а списки кораблей ВМФ и 31.2.1952 г. заложен на заводе № 189, спущен 25.6.1953 г., вступил в строй 31.12.1954 г. и 31.1.1955 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 4-го ВМФ. 24.2.1955 г. перечислен в состав СФ, а 7.9.1955 г. после перехода по Севморпути из Североморска на Дальний Восток — в состав ТОФ. 21 — 26.6.1956 г. нанес визит в Шанхай (Китай), 28 — 31.3.1968г.-вМадрасиЗ- 6.4.1968 г.-в Бомбей (Индия), 17 -24.4.1968 г.— в Могадишо (Сомали), 11 — 19.5.1968 г.— в Умм-Каср (Ирак), 25.5 — 2.6.1968 г.—в Карачи (Пакистан), 5 — 9.6.1968 г.— в Бендер-Аббас (Иран), в июне 1968 г.— в Аден (Южный Йемен) и 6 — 11.7.1968 г.—в Коломбо (Шри Ланка). В период с 25.4.1969 г. по 23.10.1970 г. и с 1.2.1980 г. по 1.1.1985 г. прошел на “Дальзаводе” во Владивостоке капитальный ремонт, 30.1.1979 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен во Владивостоке на отстой, а 5.3.1987 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 16.9.1987г. расформирование 1990г. продан частной фирме Индии для разделки на металл.

МУРМАНСК (заводской № 302). 28.1.1953 г. заложен на заводе № 402 и 25.9.1953 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 24.4.1955 г., вступил в строй 22.9.1955 г. и 6.10.1955 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ. 17 — 21.10.1964 г. нанес визит в Тронхейм (Норвегия) и 10 — 14.5.1978 г.-в Бордо (Франция). 1.11.1 970 г. - 31.7.1 971 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. В период с 28.1.1972 г. по 30.11.1973 г. прошел на “Севморзаводе” в Севастополе капитальный ремонт, 1.12.1989 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен в Кольском заливе на отстой, аЗ.7.1992 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 31.12.1992 г. расформирован и в 1994 г. продан частной фирме Индии для разделки на металл.

ЩЕРБАКОВ (заводской № 627). В июне 1951 г. заложен на заводе № 194 и 31.8.1951 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 1 7.3.1954 г., но 2.9.1959 г. снят со строительства и исключен из состава ВМФ в связи с передачей “Главвторчермету” для демонтажа и разделки на металл.

АДМИРАЛ КОРНИЛОВ (заводской № 395). 31.8.1951 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 16.11.1951 г. заложен на заводе № 444, спущен 17.3.1954 г., но 2.9.1959 г. снят со строительства и исключен из состава ВМФ в связи с передачей “Главвторчермету” для демонтажа и разделки на металл.

КРОНШТАДТ (заводской № 453). В апреле 1953 г. заложен на заводе № 189 и 25.9.1953 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 11.9.1954 г., но 2.9.1959 г. снят со строительства и исключен из состава ВМФ в связи с передачей “Главвторчермету” для демонтажа и разделки на металл.

ТАЛЛИН (заводской № 454). 28.9.1953 г. заложен на заводе № 189 и 25.8.1953 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 28.5.1955 г., но 2.9.1959 г. снят со строительства и исключен из состава ВМФ в связи с передачей “Главвторчермету” для демонтажа и разделки на металл.

ВАРЯГ (заводской № 460). 5.2.1954 г. заложен на заводе № 189 и одновременно зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 5.6.1956г., но 2.9.1959 г. снят со строительства и исключен из состава ВМФ в связи с передачей “Главвторчермету” для демонтажа и разделки на металл.

КОЗЬМА МИНИН, с 25.9.1953 г.- АРХАНГЕЛЬСК (заводской № 628/303). 31.8.1951 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и в июне 1952 г. заложен на заводе № 194, спущен осенью 1953 г. и отбуксирован на понтонах по Беломорско-Балтийскому каналу на завод № 402 для достройки, но 2.9.1959 г. снят со строительства и исключен из состава ВМФ в связи с передачей “Главвторчермету” для демонтажа и разделки на металл.

ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ, с 25.9.1953 г.-ВЛАДИВОСТОК (заводской № 629/304). 31.8.1951 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и в апреле 1953 г. заложен на заводе № 194, спущен осенью 1953 г. и отбуксирован на понтонах по Беломорско-Балтийскому каналу на завод № 402 для достройки, но 2.9.1959 г. снят со строительства и исключен из состава ВМФ в связи с передачей “Главвторчермету” для демонтажа и разделки на металл.

Примечание: кроме указанных, намечались к постройке КРЛ заводские № 631 (завод № 194) и № 396 (завод № 444), заказы на которые были аннулированы.

Водоизмещение: полное 16300, стандартное 13 230 т; длина 210 м, ширина 22м, осадка 7,3 м. Мощность ПТУ 2х68 500 л.с.; скорость хода: максимальная 33, экономическая 16 уз; дальность плавания экономическим ходом 9000 миль. Вооружение: 4х3 152 мм МК-5-бис, 6х2 100-мм СМ-5-1 и 16х2 37-мм В-11 орудий, 2х5 533-мм ТА. Бронирование: борт 100, палуба 50, башня 175, рубка 130 мм. Экипаж 1270 человек.

“ДЗЕРЖИНСКИЙ” (ПРОЕКТ 70-Э)

Водоизмещение: полное 16800, стандартное 13650 т; мощность 2х55 000 л.с. Вооружение: 1х2 ПУ ЗРК С-75 (“Волхов”), 3х3 152-мм МК-5бис, 6х2 100-мм СМ-5-1 и 16х2 37 мм В-11 орудий.

“ЖДАНОВ” и “АДМИРАЛЬ СЕНЯВИН” (ПРОЕКТ 70-Э)

Водоизмещение: полное 17210, стандартное 13900 т; мощность 2х55 000 л.с.

Вооружение: 3х3 (на “Синавине” 2х3) 152-мм МК-5-бис, 6х2 100-мм СМ-5-1 и 16х2 37-мм В-11, 4х2 (на “Адм.Синявине” 8х2) 30-мм АК-230 орудий, 1х2 ПУ ЗРК “ОСА”.