Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

В.Ю.Усов. Эскадренный миноносец «Новик»

«Самое быстроходное судно всего света»

 19 июля 1910 года на старом стапеле судостроительной мастерской Путиловского завода (на Гутуевском острове) произвели торжественную закладку нового корабля, в январе следующего года закончили формирование корпуса и приступили к испытаниям отсеков на водонефтенепроницаемость. В это же время на заводе «Вулкан» провели стендовые испытания котлов. В феврале 1911 года Путиловский завод приступил к изготовлению минного вооружения, весной велись работы по расточке мортир кронштейнов гребных валов и монтаж валопроводов. 4 апреля корабль, зачисленный в списки флота как эскадренный миноносец, получил наименование «Новик».

В мае в Штеттине началась отгрузка прошедших испытания турбин в Россию. 21 июля, когда новый эсминец сошел на воду, завод получил уже все механическое оборудование и сразу же смог приступить к установке котлов, механизмов и монтажу трубопроводов.

К весне 1912 года основные монтажно-отделочные работы были завершены, однако 13 апреля, как докладывал своему начальству электротехник Кронштадтского порта Н.Спицын, «.на минном крейсере «Новик» случилось возгорание нефти, каковым попорчена в среднем кочегарном помещении в числе прочих устройств и установленная портом проводка сигнальных и отличительных огней. Температура была настолько значительной, что свинцовая оболочка проложенных нами кабелей и поставленные в переборках сальники из легкого сплава совершенно расплавились». По-видимому, ущерб от пожара был не так уж велик, поскольку уже в конце месяца начались швартовные испытания механизмов, систем и устройств, прошедшие без существенных замечаний.

1 мая 1912 года «Новик» под командованием капитана 2 ранга Д.Н.Вердеревского вступил в кампанию и перешел в Кронштадт для осмотра и окраски в доке подводной части; там же закончили монтаж электрооборудования. 8 мая корабль на переходе в Ревель (Таллин) кратковременно (около 40 мин) имел ход около 33 уз при мощности 32 560 л.с., механизмы работали исправно. 17 мая приступили к испытаниям на мерной линии у острова Вульф (Аэгна), но, недобрав 0,2 уз до контрактной скорости при мощности, превысившей на 3500 л.с. проектную, «Новик» возвратился в Кронштадт. После замены винтов и тщательной регулировки системы нефтяного отопления корабль вышел в Гельсингфорс (Хельсинки), имея на борту приемную комиссию во главе с флагманским механиком флота Балтийского моря В.Г.Винтером. 14 июня на переходе определили расход топлива на скоростях 21 и 15 уз при отключенной средней турбине, получив соответственно 204 и 133 кг на милю. Вернувшись в Ревель, «Новик» снова выходил на мерную линию и опять неудачно: 1 июля получили среднюю за три пробега скорость 35,85 уз. Повторная смена винтов не принесла успеха, и после очередной серии пробегов 12 августа комиссия убедилась в невозможности развить и поддержать (при данной котельной установке и «без явного для нее ущерба») 36-узловую скорость в течение обусловленных контрактом шести часов.

Результаты официальных испытаний эскадренного миноносца «Новик» на мерной миле у острова Вульф в 1912 году

Дата Диаметр/шаг гребных винтов, м Среднее углубление, м Водоизмещение,

м

Номер пробега Средняя частота вращения валов, об/мин Средняя суммарная мощность, л.с. Средняя скорость, уз
   

 

 

 

17 мая 2,40/2,14 2,40/2,04 2,80 1372 VIII 677 39440 35,800
1 июля 2,40/2,18 2,40/2,14 2,75 1343 IV— VI 663 39900 35,850
30 июля 2,42/2,25 2,40/2,14 2,77 1347 I— III 645 Не замерялась 35,275

 

Дирекция завода «Вулкан», стремясь не уронить свой престиж и получить дополнительный опыт в проектировании, постройке и испытаниях котлотурбинной установки корабля, каким еще не располагал ни один флот в мире, предложила за свой счет выполнить все работы по увеличению поверхности нагрева котлов (примерно на 16%), замене питательных донок и вентиляторов, а также связанные с этим корпусные работы, но без уплаты за опоздание сдачи корабля в казну почти на год. Предложение было принято, начало работ наметили на лето следующего года.

Основные тактико-технические элементы эскадренных миноносцев, построенных в 1911—1912 годах

Тактико-технические элементы «Новик», Россия «Acasta», Англия «Balaton», Австро-Венгрия V1, Германия «Drayton», США «Bouclier», Франция «Ямаказе», Япония
Нормальное водоизмещение, т 1280 920 800 550 740 700 1150
Скорость хода, проектная / на испытаниях, уз 36/36,3 32/33,5 32/33 32,5/33,6 29,5/31,5 32/35,4 31,5/33,5
Артиллерийское вооружение: количество орудий — калибр, мм / длина ствола, калибры 4—102/60 3 —102/40 2 — 100/50,
6 — 70/45
2 — 88/35 5 — 76/50 2—100/40,
4— 65/«
2 — 120/40,
3 —76/40
Торпедное вооружение: количество аппаратов х количество труб — калибр, мм 4 х 2 —450 2 х 2 — 533 2 х 2 —500 4 х 1 —500 3 х 2 — 450 2 х 2 — 450 3 х 1 — 457

Несмотря на относительную (для фирмы «Вулкан») неудачу испытаний, «Новик» стал сильнейшим в мире среди кораблей своего класса.

Время, оставшееся до ледостава, решено было использовать для испытаний вооружения и боевой подготовки в составе бригады крейсеров Балтийского флота. 16 августа император Николай II осмотрел корабль и подарил кают-компании свой портрет с автографом. 28—30 августа в районе острова Бьерке (Большой Березовый) состоялись испытания минного вооружения «Новика» стрельбой из всех аппаратов на якоре, а затем на ходу при скорости от 18 до 34 уз. Последняя из этих стрельб выполнялась в присутствии командующего Морскими силами Балтийского моря вице-адмирала Н.О.Эссена, высоко оценившего подготовку экипажа. Комиссия, отметив невозможность управлять стрельбой на ходу в свежую погоду, поставила вопрос о «немедленной установке сигнальных звонков, громкоговорящих телефонов и специальных указателей», что и было впоследствии выполнено. 5—6 сентября проверялась стрельбой из орудий прочность подкреплений; остаточных деформаций при этом не наблюдалось.

Походы в свежую осеннюю погоду позволили оценить мореходные качества нового корабля. Качка его оказалась порывистой, начальная поперечная метацентрическая высота (0,8—1,13 м в зависимости от наличия и расположения жидких грузов) — чрезмерной. В письме в Главное управление кораблестроения (ГУК, образовавшееся в ноябре 1911 года в результате слияния МТК и ГУКиС — Главного управления кораблестроения и снабжений) по этому вопросу от 12 декабря 1912 года правление Путиловского завода напоминало, что при разработке проекта оно настойчиво добивалось увеличить ненормально малую заданную осадку, предупреждало о «весьма невыгодном влиянии этого обстоятельства на мореходные качества миноносца», но безуспешно. Указывалось также на опасность для «Новика», имевшего период свободных колебаний менее 7 с, встретить резонансную волну даже при ветре в 7—8 баллов. Для устранения этого недостатка правление предлагало установить на верхней палубе «танки Фрама» — успокоительные цистерны, решительно возражая против бортовых килей из-за потери 1,5 уз скорости. На установку цистерн средств не нашлось, их предусмотрели в проектах «эскадренных миноносцев 35-узловой скорости для Балтийского моря», но так практически и не использовали.

В конце октября в одном из штормовых походов обратили также внимание на сильную вибрацию полубака, связанную с неудачной конструкцией набора корпуса у его среза (резким обрывом стрингеров впереди переборки носового котельного отделения), что, как докладывал командир корабля, «и делает полубак как бы подвешенным на честном слове к передней кочегарной переборке». И это обстоятельство было учтено при проектировании новых кораблей, но практически реализовано не полностью.

Зачисленный с 6 декабря в «вооруженный резерв», зиму 1912/13 года «Новик» провел в Ревеле. Весной корабль подготовили к переходу в Германию, сняв вооружение и выгрузив боеприпасы. 9 мая 1913 года «Новик» прибыл в Свинемюнде, где сделал несколько пробегов на мерной линии для уточнения расчетов по переделке котлов, а 17 мая перешел в Штеттин. За три месяца завод «Вулкан» выполнил необходимые корпусные работы, заменил котлы (поверхность нагрева «больших» достигла 850, «малого» 720 и суммарная 4970 м2), питательные донки, вентиляторные машинки, произвел ревизию и переборку другого механического оборудования. Новые котлы оказались на 325 мм выше прежних, что заставило установить над верхней палубой котельный кожух и отказаться от примененной ранее системы подвода воздуха через основания торпедных аппаратов, установив дефлекторы. Выполненные переделки привели к увеличению нормального водоизмещения до 1296 т.

Ходовые испытания завод рассчитывал начать 1 августа, на две недели раньше намеченного графиком работ срока, но забастовка рабочих «Вулкана» заставила отодвинуть их начало на 21 августа. В этот день «Новик» на мерной линии у Свинемюнде легко достиг за три предварительных пробега средней скорости 36,92 уз (при водоизмещении 1360 т и мощности 42 800 л.с.) и максимальной 37,3 уз при 645 об/мин. 27 августа состоялись официальные испытания механизмов и котлов на полном ходу, прошедшие вполне успешно: средняя скорость за 3 ч оказалась равной 36,83 уз (640 об/мин, 41 910 л.с. при водоизмещении на 141 т больше нормального), наибольшая — 37 уз. Расход топлива на милю плавания составил 770 кг, на 1 м2 поверхности нагрева котлов его было сожжено 5,68 кг, но, поскольку калорийность немецкой нефти была на 14% ниже русской, в пересчете на отечественный стандарт получили соответственно 662 и 4,89 кг. Как писал В.Г.Винтер-, «.пар держался легко и с избытком, горение было совершенно бездымным». Программой испытаний предусматривалась 6-часовая продолжительность режима полного хода, но «ввиду отличной работы механизмов», комиссия засчитала фирме предыдущее испытание и пробеги на мерной линии, продолжавшиеся в общей сложности более трех часов. Среднюю скорость на полном ходу согласились считать равной 36,2 уз за 6-часовой режим. Таким образом, «Новик» стал «самым быстроходным судном всего света», как поспешил сообщить в ГУК представитель фирмы «Вулкан».

Заключительным актом от 29 августа испытания признали законченными, а корабль — годным к приему в казну. 5 сентября «Новик» прибыл в Кронштадт, а 21 сентября, после установки вооружения и приемки боеприпасов — в Петербург, пришвартовавшись к Английской набережной, где стал предметом любопытства и восхищения жителей города. В начале октября корабль вновь присоединился к бригаде крейсеров.

К весне 1914 года на «Новике» удалось устранить некоторые конструктивные недостатки; установить телефоны, механический машинный телеграф системы Чедберна вместо электрического, два прожектора на кормовом мостике (вместо одного, перемещавшегося с борта на борт по рельсам).

Офицеры и команда во главе с новым командиром, капитаном 2 ранга П.П.Палецким, осваивали корабль, учились метко стрелять и уверенно маневрировать при совместном плавании с бригадой крейсеров. Тем не менее в «Плане операций Морских сил Балтийского моря на случай Европейской войны» «Новику» конкретные задачи не ставились.