Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

П.И. Качур, А.Б. Морин. Лидеры эскадренных миноносцев ВМФ СССР

Лидеры проекта 48

Война застала лидеры «Киев» и «Ереван» на плаву у достроечной стенки завода в Николаеве. С июля строительство кораблей здесь фактически прекратилось.

В августе 1941 года, перед захватом Николаева войсками противника, три строящихся лидера — «Петрозаводск», «Очаков» и «Перекоп» — были взорваны вместе со стапелями. По другим данным, взорвать корабли не успели и они были захвачены германскими войсками.

«Киев» и «Ереван» (готовность, соответственно, 48,9% и 25,4%) в числе нескольких других недостроенных кораблей удалось отбуксировать в Севастополь, а оттуда — в Камыш-Бурун. Оттуда «Ереван» 6 августа перевели в Керчь, однако в связи со сложной обстановкой в Крыму 18 сентября нарком ВМФ Н.Г.Кузнецов своей телеграммой Военному совету Черноморского флота предложил доставить прибывшие из Николаева корабли в том числе лидер «Ереван», в Ейск.

Однако обстановка быстро менялась. 6 октября лидер «Киев» увели в Поти, 15—17 октября корабли Азовской флотилии (тральщик «Штурман», катерные тральщики «Циклон» и «Шквал») обеспечивали эвакуацию недостроенных кораблей (в том числе, «Еревана») из Ейска обратно в Керчь. Вместе с тем, командование ВМФ готовилось отбуксировать корабли в другие порты в соответствии с обстановкой. Из Керчи «Ереван» перевели в Батуми.

С 4 января 1942 года лидеры «Киев» и «Ереван» базировались на Батуми.