Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

П.И. Качур, А.Б. Морин. Лидеры эскадренных миноносцев ВМФ СССР

Проектирование быстроходного лидера с усиленным вооружением (проект 48)

Основные элементы «улучшенного» лидера (которому впоследствии присвоили индекс «проект 48») были определены постановлением КО при СНК СССР «О строительстве боевых кораблей для Морских сил РККА» от 13/15 августа 1937 года.

В разделе VI этого постановления (по лидерам и эсминцам) в части лидеров было сказано:

«Признать, что лидеры типа "Ленинград" обладают хорошими тактико-техническими данными. Впредь до спроектирования лидера лучшей конструкции, продолжить строительство этих кораблей. При дальнейшей закладке лидеров этого типа, внести следующие изменения:

а) установить шесть 130-мм орудий в трех двухорудийных башнях (две — в носу и одну — в корме) иоднудвухорудийную76-мм зенитную батарею;

б) увеличить дальность плавания до 4000 миль;

в) предусмотреть защиту личного состава и механизмов на верхней палубе от атак штурмовой авиации;

г) установить систему МПУАЗО для зенитной артиллерии;

д) усилить прочность корпуса и проработать вопрос о ледовом поясе и подкреплениях для обеспечения плавания в битом льду;

е) признать, что лидер типа "И" не имеет особых тактических преимуществ перед улучшенным лидером типа "Ленинград". Вопрос о дальнейшей постройке лидеров типа "И" решить после испытаний лидера этого типа, строящегося в Италии. От намеченной постройки двух лидеров типа «И» на отечественных заводах воздержаться до получения результатов испытаний. Взамен предполагавшейся закладки двух "итальянских" лидеров заложить два лидера типа "Ленинград" по новому улучшенному проекту;

ж) ВМФ и НКОП решить вопрос о едином калибре артиллерии для лидеров и эсминцев».

Позже, при рассмотрении и согласовании ТТЗ на проектирование корабля в Наркомоборонпроме, было решено принять для проектов 48 и 30 унификацию не только вооружения, но и главных и вспомогательных механизмов, а также остального оборудования, по их количеству в соотношении 3:2.

Таким образом, первоначально предусматривалось не проектирование корабля нового типа, а корректировка проекта 1 для строительства последующих лидеров.

Такое ТТЗ было разработано в развитие постановления КО Штабом Морских сил РККА совместно с институтами УВМС в виде перечня предложений УВМС РККА по улучшению лидеров эсминцев типа «Ленинград». Назначенный после ареста В.М.Орлова в августе 1937 года бывший командующий Тихоокеанским флотом, флагман флота 1 ранга М.В.Викторов утвердил его 13 декабря 1937 года.

По сравнению с кораблями проектов 1 и 38, на новых лидерах предусматривалось усилить артиллерию главного калибра, повысить боевую устойчивость корабля от средств воздушного нападения, улучшить мореходные качества, усилить прочность и повысить эксплуатационную надежность корпусов. Заданием предусматривалось заменить пять щитовых палубных 130-мм установок Б-13 шестью орудиями того же калибра, размещенными в трех двухорудийных башенных установках Б2-ЛМ, две 76-мм открытых зенитных системы 34-К — спаренной 76-мм системой, установить четыре-пять 45-мм (или 37-мм) зенитных автомата и такое же количество 12,7-мм пулеметов. В составе торпедного вооружения предполагалось иметь три трехтрубных 533-мм торпедных аппарата.

Защиту личного состава от атак штурмовой авиации на ходовом мостике и открытых боевых постах предполагалось обеспечить броневыми листами. Для повышения эффективности стрельбы средств ПВО вместо вспомогательной централи устанавливалась упрощенная система МПУАЗО со стабилизированным постом. Жилые и служебные помещения на лидере должны были иметь улучшенную теплоизоляцию, надстройки и мостики — быть обтекаемыми.

Конструкция ТВД ГТЗА изменялась с созданием специальных ступеней экономического хода, которые должны довести дальность плавания до 4000 миль при запасе топлива 600 т. Корпус корабля усиливался, предусматривались ледовые подкрепления в районе КВЛ от 0 до 90 шп. Дополнительно предполагалось проработать вопрос о выборе оптимальных выступающих частей («штаны» или кронштейны), так как испытания лидера «Ленинград» показали повышенную вибрацию кормы.

Проектирование «улучшенного» лидера поручили Николаевскому судостроительному заводу им. А.Марти (№ 198), имевшему довольно многочисленное конструкторское бюро численностью около 400 работников, которое впервые получило заказ на разработку такого сложного проекта. Проектирование осуществлялось специально организованной группой корпусного отдела КБ численностью 30 конструкторов под руководством молодых инженеров: начальника корпусного отдела бюро Я.И.Купенского и главного конструктора В.А.Рыбалки. В проекте были применены некоторые технические решения, принятые при создании лидера «Ташкент», строящегося в Италии: конструкторы стремились создать новый лидер максимально похожим на него.

Эскизный проект 48 был рассмотрен 17 июля 1938 года и утвержден 19 июля того же года решением заместителя наркома ВМФ СССР флагмана 1 ранга И.С.Исакова для дальнейшего проектирования с учетом замечаний УК РККФ.

В связи с очевидным и очень быстрым прогрессом военно-морской техники, а также с двукратной сменой руководства ВМФ (М.В.Викторов был снят с должности 30 декабря 1937 года, затем арестован; первым наркомом ВМФ СССР с 15 января 193 8 года стал армейский комиссар 1 ранга П.А.Смирнов, 22 июня того же года снятый с должности наркома, а 30 июня арестованный, как «враг народа»; после этого до 8 сентября 1938 года обязанности наркома исполнял назначенный в январе его первый заместитель флагман флота 2 ранга П.И.Смирнов-Светловский), уже через полгода официальная точка зрения изменилась. Нарком ВМФ уже рассматривал проект 48 не как улучшение кораблей типа «Ленинград», а как создание лидера нового типа, взявшего из проекта 1 наилучшее — его быстроходность, маневренные качества, надежность работы механизмов и удобство в эксплуатации. Сочетания указанных качеств с применением новых образцов вооружения (башенная артиллерия, приборы управления артиллерийским огнем и тому подобного) давало возможность создать новый лидер на уровне современных оперативно-тактических требований.

В результате разработки эскизного проекта были получены элементы корабля, которые в ряде случаев не удовлетворяли моряков — в особенности остойчивость, которая оказалась значительно ниже, чем на «Ленинграде», большое стандартное водоизмещение (2220 т против 2030 т на «Ленинграде»), недостаточная дальность плавания, а также разнокалиберность артиллерийского вооружения (использовалось пять калибров — 130-, 76-, 45-мм орудия и 12,7-, 7,62-мм пулеметы). Сказалось отсутствие опыта проектирования кораблей у заводских конструкторов.

В решении заместителя наркома ВМФ И.С.Исакова и заключении УК РККФ КБ завода № 198 было предложено при разработке технического проекта в целях получения требуемой остойчивости максимально облегчить корабль, обеспечив ему скорость хода не менее полученной на «Ленинграде» и дальность плавания 15-уз ходом 3500 миль; заменить три трехтрубных аппарата двумя пятитрубными; обеспечить размещение 12,7-мм пулеметов в закрытых спаренных установках; отказаться от запасных торпед, 45-мм полуавтоматов и 7,62-мм пулеметов; авиавооружения; 1,5-м дальномера (в связи со снятием полуавтоматов); 90-см прожекторов, заменив их 60-см прожекторами; вспомогательного холодильника; от выполнения требований АНИМИ иметь второй агрегат питания ПУС и НИГШИ иметь второй гирокомпас, уменьшить количество боезапаса, применить электрооборудование на напряжение 220 В.

Предлагалось также обеспечить в проекте:

минимально достижимое водоизмещение;

остойчивость не менее 0,85 м;

удобство управления кораблем и оружием, а также размещение постов наблюдения на ходовом мостике;

защиту ходового мостика 8-мм броней;

применение электрооборудования на напряжение 220В, в том числе двух турбогенераторов мощностью по 100 кВт и дизель-генератора мощностью 50 кВт.

КБ завода № 198 и 2-е ГУ НКОП приняли эти замечания и предложения ВМФ к исполнению при корректировке проекта.

По результатам этой корректировки 7 сентября 1938 года нарком оборонной промышленности М.М.Каганович и врио наркома ВМФ П.И.Смирнов-Светловский представили председателю КО при СНК СССР В.М.Молотову доклад об окончании разработки эскизного проекта 48 с приложением проекта постановления об утверждении его основных элементов. В докладе отмечалось, что отступлениями от установленных Комитетом (постановлением от 29 июня 1938 года) элементов является стандартное водоизмещение (2150т вместо 1970 т) и дальность плавания 20-узловым ходом (2500 миль вместо 4000 миль), выдержать которые в проекте не представлялось возможным при сохранении остальных тактико-технических элементов корабля.

В январе 1939 года НКОП разделили на четыре отраслевых наркомата. Главной задачей наркомата судостроительной промышленности (НКСП) стала реализация представленного командованием ВМФ проекта «Программы строительства боевых кораблей и вспомогательных судов ВМФ на 1938—1945 гг.», откорректированного по замечаниям КО при СНК СССР. По лидерам она не содержала изменений по сравнению с планом 1937г.

Весной того же года вновь обновилось руководство ВМФ. В начале апреля был арестован активный участник политических репрессий на флоте нарком ВМФ, командарм 1 ранга М.П.Фриновский (до этого — первый заместитель наркома внутренних дел - начальник Главного управления госбезопасности). Новым наркомом был назначен флагман 2 ранга Н.Г.Кузнецов.

К этому времени основные элементы лидера проекта 48 в процессе разработки технического проекта были уточнены. Скорость хода на испытаниях была ограничена величиной 42 уз (43 уз корабль должен был развивать при форсировании главной энергетической установки), экономический ход — 15 уз, дальность плавания 3500 миль оценивалась, как максимальная.

В марте того же года КБ завода № 1 98 представило на рассмотрение НКСП и ВМФ технический проект 48. Осуществлявший наблюдение за его разработкой НТК ВМФ доложил УК ВМФ заключение по нему, в котором подчеркивалось, что проект выполнен некомплектно и недоброкачественно. Сравнение основных ТТЭ проектов 1 и 48 показывало, что в новом проекте значительно ухудшались кораблестроительные элементы (плавучесть, остойчивость, непотопляемость, скорость хода и дальность плавания). Второй главный недостаток проекта 48 состоял в том, что на нем были применены ГТЗА, разработанные ЦКБ-11 для эсминцев проекта 7у, которые еще нуждались в доработке.

В таком виде проект не мог быть представлен на утверждение даже в УК НКВМФ, не говоря уже о КО при СНК СССР.

После рассмотрения доклада НТК КБ завода № 198 было поручено до 1 августа 1939 года откорректировать проект по замечаниям наблюдения. Этот срок был сорван, окончательный технический проект КБ представило лишь 20 сентября того же года.

В результате, 13 июля 1939 года постановлением КО при СНК СССР был утвержден, вместо технического, эскизный проект лидера. В принятом постановлении стандартное водоизмещение корабля равнялось уже 2350 т, наибольшая дальность плавания — не менее 3200 милям, остойчивость при нормальном водоизмещении — не менее 1,19м. Водоизмещение лидера возросло за счет принятия нового теоретического чертежа, разработанного головным институтом Наркомата судпрома — ЦНИИ-45 (бывшим НИИВК ВМФ, переданным в 1938 году в промышленность), и новой ГЭУ, обеспечивающей необходимую скорость хода, а также за счет увеличения массы башен главного калибра.

В постановлении также отмечалось: «Считать лидер и эсминец по проектам 48 и 30 временными типами. Обязать НКСП спроектировать новые лидер и эсминец со значительным увеличением дальности плавания и в остальных элементах не уступающие иностранным кораблям этих классов».

Кроме того, в процессе рассмотрения проекта выявилась необходимость принять для лидера проекта 48 двухкорпусные ГТЗА номинальной мощностью 27 тыс. л.с. разработки Кировского завода вместо предложенных КБ завода № 190 трехкорпусных, созданных для эсминцев проекта 7у. Конструкция двухкорпусного ГТЗА имела ТНД, расположенную под холодильником, активное облапатывание ТНД, и реактивное — ТВД. В этом агрегате впервые в отечественном судовом машиностроении применили двухкорпусную конструкцию редуктора, что позволило существенно сократить его массу и габариты.

Рассмотрение корректированного технического проекта 48 на заседании КО при СНК СССР состоялось в конце октября того же года, одновременно с проектом 30 и ГТЗА для них. Как обычно, заседание проводилось в Овальном зале Кремля с участием И.В.Сталина. С короткими докладами на нем выступили главные конструкторы А.М.Юновидов (проект 30), В.А.Рыбалка (проект48) и Л.А.Шубейко-Шубин (ГТЗА). Затем от ВМФ положительные заключения по проектам доложили начальник УК ВМФ Н.В.Исаченков и 2-го ГУ НКСП А.М.Редькин.

И.В.Сталин внимательно рассматривал представленные демонстрационные чертежи лидера и эсминца и таблицы их основных элементов в сравнении с отечественными (проектов 1 и 38) и иностранными кораблями этого класса. После докладов главных конструкторов и выступлений присутствующих он задал конструкторам вопросы о надежности и живучести предлагаемых новых кораблей, их боевых качествах в сравнении с иностранными.

Соображения по проектам и предложения о порядке строительства новых лидеров и эсминцев коротко изложили нарком ВМФ Н.Г.Кузнецов и зам. наркома судостроительной промышленности И.И.Носенко. Сталин предложил утвердить технические проекты 48 и 30 для постройки кораблей на заводах в соответствии с утвержденными планами.

21 ноября 1939 года вышло постановление КО при СНК СССР об утверждении технического проекта 48 с приложением основных элементов нового лидера. Для него утверждались стандартное водоизмещение 2350 и полное 3045 т, главные размерения по КВЛ 125x1 1,7x3,88м; вооружение: три двухорудийные башенные установки Б2-Л М с 130-мм орудиями, одна двухорудийная установка 92-К с зенитными 76-мм полуавтоматическими орудиями, четыре спаренных зенитных 12,7-мм пулемета ДШКМ и два пятитрубных 533-мм торпедных аппарата; главная энергетическая установка — эшелонного расположения, трехвальная, котлотурбинная, суммарной мощностью 81000 л.с., обеспечивающая лидеру скорость полного хода 42,5 уз и дальность плавания экономическим ходом 15,2 уз при минимальном запасе топлива около 4100 миль; комплектация личным составом — 269 человек.

В сентябре 1944 года Н.Г.Кузнецов принял решение о дополнительных работах на лидерах проекта 48 сверх утвержденного в ноябре 1939 года технического проекта, с учетом опыта войны, выявившегося в процессе боевого использования лидеров, выполнение которых повышает боевые качества этих кораблей. Решением утверждались два перечня дополнительных работ: подлежащих выполнению на лидерах «Киев» и «Ереван» при их достройке и подлежащих предварительной проработке с последующим рассмотрением и утверждением.

Первый перечень включал: замену 76-мм установки на 85-мм установку 92-К, пулеметов ДШКМ-2В в башнях — на открытые спаренные ДШКМ-2 с броневыми щитами, двухъярусных 533-мм торпедных аппаратов на одноярусные; установку модернизированной системы ПУС по типу, принятому на эсминцах проекта 30, пяти спаренных 37-мм автоматов В-1 1 со штативными бронещитами, двух бомбометов БМБ-1 с увеличением количества глубинных бомб БГБ до 40 штук; предусматривалась установка РЛС «Гюйс-1», «Марс-2», «Юпитер-2», «Сириус-5» и «Сириус-Б4», а также ГАС «Тамир».

Приказом наркома судостроительной промышленности И.И. Носенко от 19 декабря 1944 года корректировка технического проекта 48 (48К) по выданному НК ВМФ заданию и разработка рабочих чертежей для достройки лидеров «Киев» и «Ереван» была возложена на завод № 444 (бывш. завод № 198) им. А.Марти, для чего на заводе была восстановлена деятельность его КБ. Главным конструктором проекта 48К был назначен старший инженер-конструктор КБ М.И.Жулай.

Эскизная проработка дополнения к техническому проекту 48, выполненная КБ завода № 444 в 1945 году по заданию ВМФ, показала, что внесение указанных изменений приводит к значительному ухудшению кораблестроительных элементов проекта 48 (увеличению стандартного водоизмещения до 2740т, снижению остойчивости и скорости хода до 37,5 уз, ухудшению непотопляемости и мореходных качеств).

Постановлением от 24 марта 1947 года Совет Министров СССР обязал Министерство судостроительной промышленности (МСП) и Вооруженных Сил (МВС) достроить в счет утвержденного правительством в 1945 году десятилетнего плана военного судостроения лидеры «Киев» и «Ереван» и разработать ТТЗ на доработку технического проекта 48.

В 1948 году КБ завода № 444 было выдано ТТЗ на корректировку проекта 48, утвержденное главкомом ВМС адмиралом И.С.Юмашевым и заместителем министра судостроительной промышленности Б.Г.Чиликиным. Этим документом предусматривалось разместить на корабле шесть 130-мм орудий в трех двухорудийных башенных установках Б2-ЛМ и двенадцать 37-мм автоматов в шести спаренных установках В-11. Несмотря на опыт Второй мировой войны на море, интерес к торпедному вооружению не пропал. Согласно ТТЗ, предлагалось проработать установку двух пятитрубных торпедных аппаратов (ПТА-53-47) или двух трехтрубных (ТТА-53).

По сравнению с проектом 48 за 10 лет облик корабля существенно изменился, причем по некоторым параметрам в лучшую, а по другим — в худшую сторону. В корректированном проекте предпочтение отдавалось вооружению по сравнению со скоростью хода и дальностью плавания корабля.

Согласно выполненному проекту (чертеж 48К-А1 00-304) корпус сохранил полубачную архитектуру. Традиционно наклонный форштевень и удлиненный полубак придавал силуэту стремительность. Кроме достаточно развитой носовой надстройки, двух наклонных труб и небольшой кормовой надстройки (не считая вооружения) не имелось значительных по объему конструкций, что делало силуэт лидера проекта 48К малозаметным и лаконичным, несмотря на сравнительно высокий надводный борт.

Корпус корабля разделялся 1 3-ю водонепроницаемыми переборками на 14 отсеков. Кроме непрерывной верхней палубы, корпус имел еще нижнюю палубу и 1 -ю платформу, которые прерывались в районе МКО. Двойное дно простиралось почти по всей длине корабля, имея в оконечностях своим продолжением 2-ю платформу.

Артиллерийское вооружение лидера составляли: три 130-мм двухорудийные башенные установки Б2-ЛМ, одна 85-ммдвух-орудийная зенитная установка 92-К, шесть 37-мм спаренных автоматов В-11 и четыре 12,7-мм спаренных пулемета ДШКМ. Артустановки Б2-ЛМ устанавливались в диаметральной плоскости корабля, причем вторая башня — на высоком барбете. Башни могли управляться как автономно, так и дистанционно из центрального артиллерийского поста. Пятитрубные торпедные аппараты «не вписывались» в концепцию боевого использования лидеров, поэтому в проекте 48К были приняты два трехтрубных торпедных аппарата, которые устанавливались на палубе в диаметральной плоскости впереди и позади кормовой дымовой трубы. Лидер был вооружен также бомбосбрасывателями для глубинных бомб и параван-охранителями.

Посты радиолокационных станций и радиосвязи, управления кораблем и оружием размещались в помещениях трехъярусной носовой надстройки. Экипаж размещался, в основном, на палубах в носовой части корабля и, частично, в кормовой надстройке и на нижней палубе под ней.

Шлюпочное вооружение лидера состояло из одного разъездного (командирского) катера, расположенного в районе носовой трубы на верхней палубе по правому борту, большого моторного барказа на левом борту, и двух шестивесельных ялов, размещенных побортно у кормовой надстройки.

Интересно отметить, что во всех проектных документах 48К термин «лидер» был заменен на «эсминец». Стирание граней между лидером и эсминцем произошло закономерно, из-за выравнивания характеристик артиллерийского вооружения обоих типов кораблей. На этом развитие подкласса лидеров в отечественном флоте прекратилось.

В дальнейшем, при развертывании крупносерийного строительства новых эсминцев проекта 30 бис, от достройки лидеров проекта 48К отказались — флот предпочел получить от промышленности дополнительно три эсминца типового проекта.