Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

П.И. Качур, А.Б. Морин. Лидеры эскадренных миноносцев ВМФ СССР

Проектирование «быстроходного разведчика» (проект 20И)

Тактико-техническое задание на проектирование и постройку в Италии «быстроходного разведчика» (лидера «И») со значительным улучшением его основных элементов по сравнению с лидерами типа «Ленинград» было разработано с участием специалистов ЦКБС-1, проектировавших корабли проекта 1, с учетом мирового опыта того времени. Оно предусматривало высокие требования: скорость хода — не менее 42,5 уз на шестичасовом испытании, дальность плавания 20 уз ходом — не менее 5000 миль, водоизмещение на испытании — 3000 т, 130-мм артиллерия главного калибра в трех двухорудийных башенных установках, шесть 45-мм полуавтоматов, шесть 12,7-мм пулеметов, три 533-мм трехтрубных торпедных аппарата, рельсы для постановки мин заграждения. Из поставок исключалось все вооружение, которое подлежало установке в СССР.

9 сентября 1935 года в Ленинграде состоялось подписание договора между уполномоченным Главморпромом НКТП «Судопроектом» (ЦКБ по проектированию транспортных судов) и фирмой «Одеро-Терни-Орландо». Договор подписали: директор «Судопроекта» Л.С.Окорский и директор-распорядитель фирмы «Орландо» инженер Л .Орландо.

11 сентября того же года вышло постановление СТО о постройке лидера. Фирма приступила к его проектированию в начале октября 1935 года под наблюдением Морской комиссии заказчика, которую возглавляли А.С.Кассациер (от Главморпрома) и М.П.Бомзе (от УВМС РККА). В состав комиссии были включены конструкторы ЦКБС-1 В.Г.Королевич, В.И.Гинзбург, Г.Г.Краснов, А.И.Песчанский, М.Д.Царев, К.В.Шлиссель и другие.

3 февраля 1936 года фирма представила Комиссии общий проект корабля, 13 февраля документация проекта, согласованная Комиссией, была доставлена в СССР на рассмотрение и утверждение. До 25 февраля она была рассмотрена в УВМС и Главморпроекте, после чего замечания и предложения советских специалистов были проработаны итальянскими конструкторами и согласованы представителем «Орландо», техническим директором судостроительного завода в Ливорно профессором Руже.

Затем было оформлено решение НМС РККА по общему проекту, подписанное флагманом флота 1 ранга В.М.Орловым, после чего фирма получила указание приступить к его осуществлению.