Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

Морская коллекция 3.2006. Винтовые клипера типа "Крейсер"

«Стрелок»

После испытаний клипер 22 октября 1879 г. закончил кампанию и стал готовиться к дальнему плаванию. Он покинул Кронштадт 24 июня 1880 г. (командир — капитан-лейтенант А.К.де Ливрон, 21 офицер, 167 нижних чинов) и, пройдя Атлантику, Средиземное море и Индийский океан, 26 сентября прибыл в Нагасаки, где приступил к службе. Затем ушел в крейсерство к берегам Камчатки. В 1881 г. «Стрелок» совершает плавание в Северный Ледовитый океан для поисков американской яхты «Жаннетта» с экспедицией Д.У.Де-Лонга, пропавшей во льдах. Дойдя до м.Сердце-Камень и ничего не обнаружив, клипер вернулся.

8 декабре встал на зимовку в Иокогаме. 2 октября 1882 г. возвратился в Кронштадт. В период плавания он прошел 50 580 миль за 831 день: под парусами — 41 280 миль, под парами — 9300 миль. Комиссия вице-адмирала Брюммера, проверив корабль, сделала вывод: «Молодая, при выходе из Кронштадта два года назад, команда приобрела в плавании, особенно по окраинам

Ледовитого океана, морскую выносливость и закалку». Отзывы о «столь желательном состоянии военного корабля, вселяющие уверенность в успешном достижении целей, для которых он существует», были объявлены по флоту.

5 февраля 1883 г. «Стрелок» переводится в Гвардейский экипаж. Под командованием капитан-лейтенанта Н.И.Скры-длова (13 офицеров, 167 нижних чинов) он направляется в Средиземное море, в эскадру контр-адмирала П.А.Чебышева, патрулировавшую вдоль греческого архипелага и побережья Малой Азии в Красном море. На борту, кроме экипажа, находились гардемарины-практиканты. 28 января 1885 г. клипер уходит в Америку через Мадейру и Гавану. В Гаване корабль встал для очистки подводной части в плавучий деревянный док, построенный в Новом Орлеане в 1859 г. и доставленный на Кубу. За двое суток клиперская команда освободила днище от слоя ракушек (от 6 до 30 мм) и поврежденных листов мунц-металла, заменив их медной обшивкой.

2 апреля клипер направился в Норфолк. С очищенной подводной частью его скорость возросла на 1,5 узла. Плавание «Стрелка» совпало с осложнением отношений между Россией и Англией— «владычица морей» болезненно отнеслась к усиливающейся роли России в Средней Азии. В походе за «Стрелком» вел наблюдение специально для этого снаряженный английский корвет «Гар-нет», однако Н.И.Скрыдлов (с февраля 1885 г. капитан 2 ранга) ловко ушел от слежки и 16 апреля прибыл в Нью-Йорк, откуда в мае направился в Россию и 10 июня бросил якорь в Кронштадте.

В августе 1886 г. (капитан 2 ранга Р.Р.Дикерс, 17 офицеров, 183 нижних чина) состоялся поход в Средиземное море, где корабль находился до мая 1888 г. В следующем году «Стрелок» под

командованием флигель-адъютанта капитана 1 ранга Палтона был включен в состав Практической эскадры Балтийского моря. На нем проходят практику кадеты и гардемарины Морского корпуса. В последующие годы в Гвардейском экипаже клипером командуют капитаны 2 ранга К.П.Кузьмич (с марта 1890 г.). Барташов (по 1 января 1895 г.), Д.И.Всеволожский (с 1 января 1895 по 1 июля 1896 г.). С 11 января 1897 г. крейсер 2 ранга «Стрелок» переводится из Гвардейского экипажа в 14-й флотский экипаж. Из Либавы он перешел в Кронштадт и в плавания больше не выходил (командир с 11.1.1897 по 8.2.1899 — капитан 2 ранга Орехов). 8 февраля 1899 г. крейсер перевели в разряд учебных судов для обеспечения практики воспитанников Морского инженерного училища. 10 февраля того же года постановлением Адмиралтейского Совета ему присвоен 3 ранг (в 1902 —1904 гг. клипером командует капитан 2 ранга П.В.Римский-Корсаков). 22 ноября 1907 г. корабль исключили из списков флота и далее использовали как «судно для разных потреблений». В 1916 г. «Стрелок» был разобран.