Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

Морская коллекция 3.2006. Винтовые клипера типа "Крейсер"

«Разбойник»

Для замены прибывших из Тихого океана корвета «Баян», клиперов «Гайдамак» и «Всадник» 21 октября 1879 г. на Дальний Восток ушел отряд капитана 1 ранга М.П.Новосильцева в составе крейсера «Азия», клиперов «Разбойник» (капитан 2 ранга В.В.Житков, 22 офицера и 168 нижних чинов, флагман) и «Наездник» (капитан-лейтенант Л.К.Кологе-рас, 21 офицер и 169 нижних чинов). В

Северном море корабли попали в сильный шторм, на «Разбойнике» волной оторвало часть мостика, по счастью, никого не смыло за борт. В Портсмуте произвели ремонт, отрегулировали машину и винт. Вторую остановку сделали в Бресте, где на «Разбойник» навесили торпедные рамы. Оставив «Азию» в Гавре, дальше клипера пошли самостоятельно. По прибытии на Тихий океан «Разбойник» вошел в состав эскадры.

6 августа 1880 г. он бросил якорь в Нагасаки («Наездник» прибыл раньше). 29 августа перешел во Владивосток, и началась служба в составе эскадры С.С.Лесовского. В сентябре 1881 г. клипер вернулся на Балтику. 16 сентября состоялся высочайший смотр на Большом и Восточном рейдах Кронштадта. После смотра корабль встал в ремонт, в ходе которого ему заменили котлы.

21 февраля 1883 г. «Разбойник» принял капитан-лейтенант Я.А.Гильде-брандт. В конце года клипер ушел на Гавайи с дипломатической миссией — для вручения королю Гавайских островов письма от Российского императора и знаков ордена Св. Александра Невского. Это был ответ на благодарственное послание гавайского короля российскому правительству за работу по очистке фарватеров в 1879 г. экипажем клипера «Джигит». 9 апреля 1884 г. «Разбойник» стал на якорь в Гонолулу. Во дворце состоялась торжественная церемония в присутствии вице-консула России на Гавайях, в ходе которой были переданы письмо и царская награда. Затем клипер вернулся во Владивосток и после недолгого отдыха вышел на патрулирование в Чукотское море до мыса Сердце-Камень. В продолжение крейсерства были конфискованы две американские шхуны — «Элиза» и «София Джонсон» — с грузом контрабанды.

Командиру корабля Я.А.Гильдебрандту 26 февраля 1885 г. было присвоено звание капитана 2 ранга, а в апреле его направили командиром на фрегат «Владимир Мономах». Исполнять обязанности командира клипера стал капитан 2 ранга Пущин 3-й.

В октябре 1885 г. «Разбойник» ушел в крейсерство в китайские воды, в 1886-м вернулся на Балтику.

Снова на Дальний Восток клипер вышел из Кронштадта (капитан 2 ранга П.Н.Вульф, 18 офицеров и 178 нижних чинов) 10 августа 1887 г. Во время этого похода он сопровождал императорскую яхту до Копенгагена, посетил Гавр, остров Мадейра, порты Аргентины и Бразилии. Пройдя Магеллановым проливом, пересек Тихий океан, посетив Маркизо-вы и Сандвичевы острова. 1 июня 1888 г. прибыл в Нагасаки и вошел в состав русской эскадры. В 1888 —1889 гг., после похода на о.Борнео, провел гидрографические работы в Анадырском лимане. В устье реки Анадырь команда построила первый дом (20x6x4 м) для нового городка-поста Ново-Мариинска, а на острове Беринга поставила четыре астрономических пункта.

С 17 декабря 1889 по 30 апреля 1890 г. клипер через Средиземное море возвращался домой. В этой кругосветке он поднимался до 67°с.ш. и опускался до 54°ю.ш. Пробыв за границей 32 месяца и 20 дней, он прошел 59 211 миль: из них под парами — 34 134 мили, под парусами — 25 077 миль. 22 мая в Кронштадте «Разбойник» удостоился высочайшего смотра.

1 октября 1892 г. с Малого Кронштадтского рейда началось новое дальнее плавание. «Разбойник», теперь уже крейсер 2 ранга, обогнул мыс Доброй Надежды, пересек Индийский океан и 19 июня бросил якоря во Владивостоке. Командовал кораблем капитан 2 ранга Л.А.Ухтомский, на борту находилось 16 офицеров и 172 нижних чина.

Во время перехода в Индийском океане крейсер попал в сильный шторм. Ухтомский писал в рапорте: «Крейсер раскачивало так, что он черпал бортами воду, которая, попав на палубу, не успевала скатываться». К счастью, все обошлось благополучно.

Следующий — 1893 г. — прошел в крейсерствах к Филиппинским островам, по портам Кореи и Японии.

С 1 января 1894 г. «Разбойником» командовал капитан 2 ранга А.Н.Зилов. Корабль нес патрульную службу у Командорских островов.

В 1895 г. «Разбойник» (командир — капитан 2 ранга И.К.Григорович) ходил к берегам Китая. Во время пребывания в Чифу на нем сняли часть рангоута, а само судно перекрасили в шаровый цвет. 30 июня корабль пришел во Владивосток. После месячной подготовки 22 июля он через Средиземное море направился в Европу. В мае 1896 г. прибыл в Кронштадт.

28 сентября 1898 г. «Разбойник» (капитан 2 ранга И.В.Коссович, 10 офицеров и 174 нижних чина) вышел из Кронштадта. В Копенгагене крейсер посетил император. Дальше были Плимут, острова Зеленого Мыса, Буэнос-Айрес, Вальпараисо, Гонолулу, Иокогама, Владивосток. Во время прохождения Магеллановым проливом в местечке Бориа экипаж «Разбойника» установил на видном месте крест с деревянным ящиком, куда поместили книгу для записи в нее проходящими судами замечаний по условиям плавания. На титульном листе сделали надпись: «His Imperial Russian Majestic cruiser «Razboynik», указали фамилию командира, поместили список команды, а также перечень всех русских судов, прошедших проливом с 1878 г. В ноябре 1901 г. эту книгу передал в российское консульство чилийский офицер Хосе Бордес и рассказал, что книгу дважды похищали индейцы племени Алака-луфа, пытавшиеся сделать ее своим тотемом. И дважды Бордес возвращал ее на место, причем второй раз пришлось даже вступить в бой с индейцами, так вождю племени Грегорио не хотелось расставаться с книгой. Генеральный консул Броссе от имени российского правительства объявил Бордесу благодарность, а книга вернулась в Морское министерство России.

По прибытии во Владивосток «Разбойник» приступил к несению крейсерской службы у берегов Китая и Кореи, в которой прошел весь 1899 г. В следующем году он совершил плавание с разведывательными и учебными целями к берегам Индокитая под командованием капитана 2 ранга Комарова.

На время боевых действий эскадры против «боксерского восстания» в Китае «Разбойник» был назначен брандвахтой в Порт-Артуре. В октябре 1900 г. корабль (временно исполняющий должность командира— капитан 2 ранга Соболев) ушел в Талиенван (Дальний). Он вернулся в мае 1901 г.; к тому времени его командиром стал капитан 2 ранга Кевнар-ский.

С декабря 1901 по сентябрь 1902 г. крейсер находился в учебном плавании по маршруту Мозампо — Нагасаки — Фучау — Гонконг — Бангкок — Манила — Амой — Талиенван — Порт-Артур. В конце декабря 1902 г. «Разбойник» (капитан 2 ранга А.А.Ливен, 12 офицеров и

174 нижних чина) ушел в плавание со строевыми квартирмейстерами к островам Малаккского архипелага.

С 1 января 1903 г. «Разбойник» был перечислен из 18-го флотского экипажа Балтийского флота в Квантунский флотский экипаж. 10 декабря он зашел в Нагасаки, став последним русским кораблем, посетившим Японию перед войной.

Новый 1904 г. крейсер встретил в порту Дальний. 26 января он возвратился в Порт-Артур и последующие два месяца выполнял функции брандвахтенного суд-

на на входе во внутренний рейд. В это время им командовали подполковник Эйхен (с 29 января по 10 марта 1904 г.) и лейтенант Бойль (с 10 марта по 17 марта 1904 г.). В марте с «Разбойника» сняли артиллерию для ее установки на береговых батареях. Крейсер перевели в 3 ранг и оставили в подчинении начальника порта. Последним командиром корабля стал капитан 2 ранга П.П.Киткин.

19 декабря 1904 г. «Разбойник» был затоплен у входа в гавань. После войны его подняли японцы, но сразу же сдали на слом. Формально корабль исключили из списков флота в 1905 г.