Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

Морская коллекция 3.2006. Винтовые клипера типа "Крейсер"

«Джигит»

Первый год службы — 1877-й — клипер провел в плаваниях по Балтийскому морю, а в следующем был отправлен на Дальний Восток. 2 мая 1878 г. «Джигит» (19 офицеров, 174 нижних чина) под командованием капитан-лейтенанта К.К. де Ливрона оставил Кронштадт и отправился к берегам Южной Америки.

Магеллановым проливом шли 11 суток. Когда оказались в Тихом океане, из-за громадной зыби пришлось идти под парами. Машина работала хорошо, давая на 62 — 68 оборотах ход 10 — 11 узлов. Кратковременно попробовали держать 79 оборотов — скорость увеличилась до 12 узлов. 13 декабря клипер сделал остановку в чилийском порту Лота, дав отдых команде. Выбрали такелаж и произвели покраску корабля; там же встретили Рождество.

В феврале 1879 г. «Джигит» пришел в Гонолулу и поступил в распоряжение русского консула на Гавайях. По просьбе гавайского короля экипаж провел работы по очистке фарватера. Минный офицер клипера мичман Н.К.Рейценштейн взорвал пять донных мин, разрушив коралловые наросты, а завершила работы землечерпалка. На Гавайях был неплохой коммерческий флот — 52 судна суммарным водоизмещением 8370 т, и углубление фарватера было весьма актуальным. Король письменно выразил признательность экипажу и русскому правительству. В Гонолулу «Джигит» прошел докование, в ходе которого была очищена его подводная часть. Командир писал в своем дневнике: «От Гонолулу к Японским островам клипер спокойно перескакивал с одной волны на другую, неся всю парусину, какую только можно, словно сознавая свое освобождение от тисков ракушек». 18 апреля 1879 г. «Джигит» бросил якорь в Иокогаме и вошел в состав эскадры Тихого океана.

Вскоре «Джигит» вместе с клипером «Крейсер» отправили в Хакодате в распоряжение генерал-майора Н.М.Тихме-нева. 6 июля он прибыл во Владивосток, а в октябре ушел в крейсерство в воды Приморья. Там проводились гидрографические работы; одна из бухт острова Русский была названа в его честь.

В 1880 г. клипер плавает по портам Тихого океана в объединенной эскадре вице-адмирала С.С.Лесовского. В сентябре следующего года, пробыв в плавании 1123 ходовых дня (плюс 130 дней на якоре), клипер пришел в Кронштадт.

9 сентября «Джигит» в составе отряда клиперов Балтийского флота был представлен для смотра великому князю Алексею Александровичу. Великий князь, приняв доклад от командира, начал осмотр корабля с верхней палубы и дошел до самого низа. В машинном отделении он обратил внимание на приспособление для чистки цилиндрой, смонтированное механиками клипера. В целом, несмотря на четырехлетнее плавание, корабль имел блестящий вид.

В тот же день начались артиллерийские учения. Орудия были приведены «к бою» за 1 мин 10 с. Так же быстро по пожарной тревоге ввели в действие помпы (1 мин 15 с). Особенно поразила присутствующих работа экипажа по смене реев, когда был отдан приказ поменять верхний фор-марсель на нижний грот-марсель. По свидетельству очевидца: «Перемена марселей работа сложная и кропотливая, проводилась в полной тишине и спокойствии, возможными только тогда, когда каждый отлично знает свое дело и уверен в себе». Реи поменяли и установили по месту: фор-марсель — за 4 минуты 55 секунд, грот-марсель — за 4 минуты и 17 секунд. Причем работа велась при пасмурной и дождливой погоде. Офицеры и команда удостоилась похвалы великого князя.

А 16 сентября «Джигит» участвовал в высочайшем смотре на Большом и Восточном рейдах Кронштадта. Здесь собрались все корабли, прибывшие из Тихого океана и Средиземного моря: клипера «Джигит», «Разбойник», «Наездник», «Опричник», «Жемчуг», фрегат «Минин», «Генерал-Адмирал», «Светлана», а также корвет «Аскольд». Рядом стояла броненосная эскадра, состоявшая из башенных фрегатов и мониторов.

Высочайший смотр был произведен с целью определения степени готовности кораблей к бою и дальнейшим походам. В программу входили эволюции, артиллерийские, парусные и десантные учения. Император изъявил участникам «искреннюю признательность».

В июле 1882 г. «Джигит» (командир — капитан-лейтенант К.П.Миллер) ушел в Средиземное море, где плавал в составе эскадры контр-адмирала П.В.Чебышева. В январе 1883 г. адмирал провел гонки кораблей эскадры на мерной миле у острова Фальконеро. Первое место занял «Забияка» — 12,3 узла. «Джигит», имея 70 оборотов машины, при мощности 1112,3 ИНД. л.с, развил ход 11,32 узла. Третье место занял флагман — крейсер «Африка» — 11,3 узла. До конца года «Джигит» пробыл стационером в Архипелаге, а затем вернулся в Кронштадт.

В конце 1884 г., опять под командованием капитан-лейтенанта (с 26.2.1885 — капитан 2 ранга) Миллера «Джигит» пошел во вторую кругосветку (21 офицер, 174 нижних чина). Темп плавания был хорошим; к примеру, расстояние в 6183 мили от Гавра до Рио-де-Жанейро клипер покрыл за 59 дней 11 часов и 45 минут, из них 5225 мили — 53 дня 15 часов под парусами и 975 миль за 140 часов 45 минут под парами. В этом спокойном плавании офицеры клипера проводили учения и обучали команду плотничьему, малярному, слесарному, кузнечному, токарному, железно-котельному мастерству, а также грамоте. Лейтенант Володарский прочитал несколько лекций по астрономии и навигации, лейтенант Дриженко — по минной специальности, прапорщик Хоментовский — по артиллерии, а судовой врач Рончевс-кий — по физиологии и анатомии, продемонстрировав при этом приемы по оказанию первой медицинской помощи.

Пройдя Магеллановым проливом, вошли в Тихий океан и взяли курс на Владивосток. Остаток 1885 г. клипер провел в плаваниях между портами Кореи и Японии.

В 1886 г. «Джигит» отправился для несения сторожевой службы в Чукотское море. Одновременно ему предстояло провести исследования в Колючинской бухте. К походу готовились очень серьезно. Современник вспоминает: «Большой запас парусов, снастей, такелажа, шкиперского имущества загромождал палубу. На баке — стойло для быков. На рострах — сработанные корабельными плотниками клетки для баранов; клетки с курами и утками. Старший офицер без отвращения не мог смотреть, как красавец клипер, отличавшийся щегольским видом, чистотой и порядком, превращается в крестьянское подворье».

После выполнения поставленных задач «Джигит» ушел в Кронштадт, куда прибыл в 1887 г. Там произошла смена командира — им стал капитан 2 ранга П.П.Нелидов 1-й.

В октябре 1889 г. начался очередной поход на Тихий океан (командир — капитан 2 ранга К.П.Никонов 1-й, 16 офицеров и 172 нижних чина). С 18 мая 1890 г. «Джигит» находился во Владивостоке в составе эскадры контр-адмирала П.Н.Назимова.

Основной работой эскадры в 1891 г. стало обеспечение морского путешествия наследника престола — цесаревича Николая Александровича. В феврале «Адмирал Нахимов», «Джигит», «Кореец» и «Маньчжур» встречали в Сингапуре фрегаты «Память Азова» под флагом наследника, «Владимир Мономах» и «Адмирал Корнилов». «Джигит» (капитан 2 ранга Д.Г.Фелькерзам) развозил депутации, дипломатов и фельдъегерей. В апреле путешествие цесаревича завершилось инцидентом в Киото, где на него было совершено покушение. В мае корабли вернулись во Владивосток, откуда наследник отбыл в Петербург по суше.

28 сентября 1891 г. «Джигит» отправился из Владивостока на Балтику. Океан встретил корабль удивительно тихой погодой, без зыби. Маршрут был выбран экзотический, через Сидней и Фолклендские острова. 24 мая следующего года клипер пришел в Кронштадт, где удостоился царского смотра.

С июня 1893 г. «Джигитом», теперь уже крейсером 2 ранга, командует капитан 2 ранга Н.Е.Нидермиллер 2-й. Корабль, приписанный к Кронштадскому порту, стоит в резерве.

29 октября 1894 г. крейсер вышел из Кронштадта (16 офицеров, 172 нижних чина) в Средиземное море. От Кадиса до Алжира он эскортировал императорскую яхту «Царевна». С 26 ноября по 7 декабря в Алжире произвел ремонт корпуса, вытяжку такелажа, переборку орудийных станков и окраску. 30 декабря отсалютовал в Пирее командующему Средиземноморской эскадрой контр-адмиралу С.О.Макарову.

В феврале 1895 г. «Джигит» получил приказание следовать в Северный Ледовитый океан. Выйдя из Гибралтара, корабль попал в жесточайший шторм. Оставшись без парусов, сорванных шквалом, 11 марта он добрался до английского порта Плимут. Там экипаж привел судно в порядок, а консул Биллами организовал доставку экипировки и снаряжения для северного похода.

8 апреля «Джигит» достиг Екатерининской гавани в Белом море. Весну и лето занимался сторожевой службой и охраной промыслов, а также проводил гидрографические работы в северных водах. 16 сентября он возвратился в

Кронштадт и встал в ремонт, в ходе которого, в частности, были исправлены повреждения корпуса, полученные 21 июля у Маточкина Шара во время 11-балльного шторма. 6 декабря «Джигита» принял новый командир — капитан 2 ранга В.И.Литвинов 2-й.

В 1898 г. крейсер (15 офицеров, 190 нижних чинов) направился в новый поход — в Карибское море, откуда вернулся в марте 1899 г. В том же году «Джигит» (15 офицеров, 202 нижних чина) под командованием гвардейского экипажа капитана 1 ранга графа Н.М.Толстого 1-го вышел в учебное плавание со строевыми унтер-офицерами в Атлантику. Возвратился в начале 1900 г.

13 августа крейсер ушел с новым набором «учеников» к Канарским островам, а вернулся в Кронштадт 4 мая 1901 г. Тогда же корабль принял капитан 2 ранга Назаревский. В 1902 г. «Джигит» (11 офицеров, 174 нижних чина) вышел в свой последний поход на Дальний Восток по маршруту Кронштадт — Брест — Буэнос-Айрес — мыс Доброй Надежды — Шанхай — Иокогама — Порт-Артур, куда прибыл весной 1903 г. До осени он простоял в вооруженном резерве.

В составе эскадры Тихого океана «Джигит» и «Разбойник» числились крейсерами 2 ранга, но использовались как учебные суда. Осенью они ушли в порт Дальний, но в январе «Джигит» вернулся в Порт-Артур.

Накануне нападения японцев, 26 января 1904 г., «Джигит» встал с эскадрой на внешнем рейде вместе с крейсером «Новик» у прибрежной линии, место «Е». В момент ночной атаки корабль не стрелял, так как не видел японских миноносцев.

17 апреля «Джигит» включили в отряд подвижной береговой обороны контр-адмирала Лощинского. Но уже в том же месяце его разоружили, перевели в 3 ранг и поставили у Тигрового полуострова для корректировки перекидной стрельбы. Командиром корабля стал лейтенант В.Говорливый. Снятую артиллерию установили на берегу для обороны крепости; обслуживали ее моряки бывшего крейсера.

19 декабря 1904 г. «Джигит» был затоплен экипажем в Западном бассейне. Заняв Порт-Артур, японцы подняли корабль и сдали его на слом. Из списков флота клипер формально исключили в 1905 г.