Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

Морская коллекция 3.2006. Винтовые клипера типа "Крейсер"

Оценка проекта

В переходный период, когда не только определялись строительные материалы, но и происходила типизация кораблей— броненосец, крейсер, миноносец и т.д., клипера в русском флоте оказались действительно универсальными кораблями, способными решать многие задачи. Они строились в России, на отечественных заводах, из российских материалов (исключение — лишь одна машина и некоторые сорта дерева). Новые клипера сыграли заметную роль и в становлении отечественного парового судостроения, и в освоении дальневосточных рубежей России. Получившие имена своих предшественников архангельской постройки (только этим их, кстати, и напоминавшие), они показали весьма хорошие мореходные качества.

Самым серьезным конструктивным недостатком клиперов типа «Крейсер» являлось отсутствие двойного дна. Другие, более мелкие недостатки, как правило, удавалось устранить в процессе эксплуатации.

Анализ плаваний во всех климатических зонах показывает, что клипера первой группы («Крейсер», «Джигит», «Разбойник», «Стрелок») с железными корпусами оказались более жизнеспособными, чем второй («Наездник», «Пластун», «Вестник» и «Опричник») с композитными корпусами.

День содержания клипера в море (данные 1883 г.) обходился казне в 900 руб., в иностранном порту — в 1100 руб.

Стоимость постройки клиперов тина "Крейсер"

Название Стоимость в руб. Всего
корпуса машины
«Крейсер» 800 335 489 571 1 289 906
«Джигит» 827 798 507 905 1 335 703
«Разбойник» 639 493 259 065 898 558
«Стрелок» 6I0 232 238 912 849 144
«Наездник» 763 557 275 764 1 039 321
«I Ьзастун» 619931 218 633 838 564
«Вестник» 598 879 378 269 977 178
«Опричник» - - 1 072 437
Итого   8 300 811