Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

Морская коллекция 3.2006. Винтовые клипера типа "Крейсер"

Флаги и средства связи и сигнализации

Как и все корабли Российского флота, клипера несли флаги: кормовой, гюйс и вымпел, поднимаемый при вступлении в кампанию. Кормовой флаг имел размер 778x494 см. Длина вымпела — 725 см. Предусматривались запасные комплекты флагов.

Для связи и сигнализации применялся комплект сигнальных флагов. Связь между кораблями устанавливалась при помощи флажных сигналов согласно «Своду военно-морских сигналов», разработанному вице-адмиралом ГИ.Бута-ковым в 1868 г. В ночное время использовались вспышечные фонари — российский аналог азбуки Морзе. Сама же азбука Морзе для передачи сигналов была узаконена на Российском флоте лишь в 1901 г.

В штат кораблей с 13 декабря 1869 г. была введена должность сигнальщика. К светосигнальным средствам относились ракеты трех цветов, фальшфейеры и пушечные выстрелы. С появлением ручного семафора контр-адмирал С.О.Макаров в 1895 —1896 гг. разработал «Правила производства сигналов семафором».

«Крейсер» и «Разбойник» 2-й флотский экипаж, затем «Разбойник» в 18-м ФЭ и с 1.1.1903 г. в Квантунском флотском экипаже
«Наездник» 3-й флотский экипаж
«Стрелок» 4-й флотский экипаж, с 5.2.1883 г. по 11.1.1897 г. находился в гвардейском экипаже, с 1897 г. — в 14-м ФЭ
«Опричник» 4-й флотский экипаж
«Джигит», «Пластун» и «Вестник» 5-й флотский экипаж. «Джигит» с 1903 г. — Квантунский флотский экипаж. «Вестник» в 1896 г. — 9-й флотский экипаж