Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

Морская коллекция 3.2006. Винтовые клипера типа "Крейсер"

Штурманское оборудование

В судовое оборудование клиперов входили компасы: главный 10-дюймовый системы Томпсона и два путевых марки «Четвинд».

При выборе места для главного компаса исследования по магнетизму «Крейсера» и других клиперов велись как при постройке, так и при вооружении. Головной корабль обладал в носовой части сильным южным магнитным полем, а в корме — слабым северным. Нейтральная зона проходила между грот- и бизань-мачтами. Мостик для главного компаса установили впереди бизань-мачты. Перед плаванием составлялось «Наставление по магнетизму для уходящего в плавание железного крейсера» и вручалось штурманам.

В 1878 г. при постройке «Разбойника» и «Наездника» магнитные наблюдения провел известный ученый в области морской навигации, будущий генерал-майор и член-корреспондент Академии наук И.П. де Колонг. По его рекомендации компасы были установлены в кормовой части в пределах 1,2 м —15,8 м («Разбойник»), 3,9 м — 11,6м («Наездник») от кормового среза.

Для определения скорости хода применялись два ручных лага с линем и три механических лага Уокера системы «Черуб».

Для измерения глубин на клиперах имелись два-три ручных лота весом по 3 — 5 кг с лотлинем; для глубоководных измерений служили три диплота весом 8 и 12 кг с диплот-линями, один механический лот Томсона «Марка IV» и малый глубомер Клаузена.

Определение места по звездам проводилось навигационными секстанами. Корабли оснащались хронометрами и звездными глобусами, лоциями, картами. На борту каждого также имелось по три кренометра.