Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

Морская коллекция 3.2006. Винтовые клипера типа "Крейсер"

Парусная оснастка

Из-за несовершенства паровых машин паруса продолжали играть важную роль в военном флоте, особенно на кораблях крейсерского ранга. Клипера имели парусное вооружение барка с «сухой», без реев, бизань-мачтой. Площадь парусов достигала 1200 — 1500 м2 и позволяла развивать скорость 12 — 13 уз. Масса рангоута составляла около 55 т. Клипера несли бом-кливер (50 м2) и кливер (60 м2); фор-стень-стаксель (60 м2) использовался редко. На фок-мачте поднимались фок (220 м2), нижний и верхний марсели (80 и 65 м2), фор-брамсель (65 м2), фор-бом-брамсель (20 м2). Имелась возможность установки фор-три-селя (130 м2). Грот-мачта несла грот (260 м2), нижний и верхний грот-марсели (80 и 65 м2), грот-брамсель и грот-бом-брамсель (65 и 20 м2), грот-трисель (140 м2). «Сухая» бизань-мачта оснащалась гафельной бизанью (120 м2).

В комплект парусов также входили стаксели, топсели, лиселя, штормовые и разрезные паруса. На клиперах хранился запасной комплект рангоутных деревьев, уложенный на рострах, вес его достигал 3,5 т.

При должной выучке команды паруса могли быть поставлены за полторы минуты. Две минуты уходило на их закрепление.

Художники и фотографы того времени, к счастью для потомков, запечатлели изображения этих прекрасных кораблей: изящные корпуса, летящие над морем в белом облаке парусов. Современник писал: «В эпоху парусно-парового флота считалось особым шиком влететь на рейд с уменьшенной парусностью, срезать корму адмиралу по солнцу, и так, чтобы ванты прошли вплотную к гакаборту кормы адмиральского судна, привести судно к ветру, остановить, положив марселя на стеньги, отдать якорь и иметь правый вельбот готовым у трапа для командира».

Парусное вооружение клиперов со временем менялось. Так, в 1895 г. на «Крейсере» и «Разбойнике», находившихся тогда в составе эскадры вице-адмирала С.П.Тыртова, во время стоянки в Чифу был срублен рангоут на фок- и грот-мачтах, сняты стеньги и оставлено по одной рее. После ухода из Чифу мачты оборудовали «сухими» стеньгами, которые так и оставались до конца службы.

В 1890 г., с зачислением «Стрелка» в отряд кораблей Морского училища учебным судном, рангоут стал «сухим», сохранился только бушприт, мачты, стеньги, гафели и гик на бизани.