Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

Морская коллекция 3.2006. Винтовые клипера типа "Крейсер"

Корпус

При строительстве корабли объединили в две группы. Первая, куда вошли «Крейсер», «Джигит», «Разбойник» и «Стрелок», строилась согласно проекту с учетом тех изменений, которые были сделаны при закладке главного «Крейсера», то есть на железный корпус накладывалась двухрядная обшивка, покрывавшаяся цинковыми листами. Позднее стали применять или мунц-металл (свинцовую латунь), или листовую медь, поскольку опыт плавания «Крейсера» выявил, что соединение бронзовых штевней и цинкового покрытия приводило к гальванической коррозии цинка.

Основой корпуса служил плоский киль из железных листов шириной 60,96 см и толщиной 1,7 см, скрепленный с дубовым килем болтами. Фальшкиль выполнялся из лиственницы. Штевни на «Крейсере» и «Разбойнике» ковались из бронзы. «Джигит» имел ахтерштевень из дуба, а «Стрелок» — полностью дубовые штевни.

Деревянная обшивка, ставившаяся поверх железной, состояла из двух слоев, причем внутренний состоял из вертикальных чаков, сплошь набранных между наружными стрингерами. Внутренняя и внешняя обшивка клиперов делалась из сосны. Однако «Стрелок» внутри обшили тиком, а с внешней стороны, в подводной части — лиственницей, в надводной — тиком, что позволило ему оставаться в строю почти 40 лет.

Вторая группа крейсеров — «Наездник», «Пластун», «Вестник» и «Опричник», в отличие от первой (металлической), была построена по смешанной (композитной) системе, разработанной еще в 1850 г. французским инженером Арманом. В 1871 г. ее при строительстве клиперов применил адмирал А.А.Попов, выдвинув при переделке проекта следующие обоснования: «Замена железной обшивки деревянной удешевляет постройку; вес корпуса будет легче, что дает возможность брать топлива на 7 суток, а не на 5,5, как на «Крейсере»; можно взять провизии на 4 месяца и воды на две недели». МТК одобрил соображения «беспокойного» адмирала.

Килевая балка на клиперах второй серии была склепана из горизонтальной (шириной 76,2 см) и вертикальных (высота 58,4 см) стальных листов. Из стали делались флоры, угольники, ширстрек, стрингеры верхней и нижней палуб, бимсы и стрингеры полубака, листы обшивки коридора гребного вала. К стальному плоскому килю толщиной 1,3 см крепился медными болтами наружный киль из тика. Фальшкиль выполнялся из лиственницы.

Внутренняя обшивка — тик, наружная— лиственница. Толщина досок — 89 и 76 мм соответственно.

Подводная часть обшивалась мунц-металлом; штевни — дубовые; рулевая рама — медная.

На всех клиперах настил нижней и верхней палуб, а также полубака (закрытого типа) набирался из отборных сосновых досок толщиной 102,54 мм и 51 мм. На фальшборт шла сосна или лиственница. Планширь — из тика. Ватервейсы дубовые. Кнехты, трапы, комингсы, люки — тик или красное дерево. Крепились деревянные части болтами из красной меди или мунц-металла.