Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

Морская коллекция 7. 2003. Тяжелый авианесущий крейсер "Киев"

Служба

Сразу же после официального вступления в строй ТАКР «Киев» приступил к интенсивной боевой подготовке. Уже с 12 по 19 апреля 1977 года крейсер (бортовой № 860) участвовал в учениях «Север-77». Особое внимание уделялось боевой подготовке авиаторов и отработке экипажа в целом. К концу года в 1-м корабельном штурмовом авиаполку, из состава которого комплектовалась авиагруппа ТАКР, насчитывалось уже 34 морских летчика. Одновременно продолжалось совершенствование боевых возможностей ТАКР — в августе 1977 года был проведен эксперимент по возможности размещения на борту 36 ЛАК одновременно. Результаты были использованы на втором корабле серии, ТАКР «Минск», строившемся в это время в Николаеве. И еще интересный факт — появление «Киева» в составе советского ВМФ стало причиной реорганизации планов боевой подготовки ОВМС НАТО и США — там впервые в программу учений стали закладывать новый сценарий — борьбу с советской авианосной группировкой.

С 20 декабря 1977-го по 4 апреля 1978 года «Киев» (бортовой № 812, затем — 802) находился на второй боевой службе в Атлантике и Средиземном море, пройдя за это время 28 297 миль. 4 августа он принял участие в учениях Северного флота под флагом Главнокомандующего ВМФ. С 31 августа командование кораблем принял капитан 1 ранга В.Н. Пыков. 11 октября крейсер выполнил зачетную ракетную стрельбу главным ударным комплексом в Белом море.

День 3 ноября едва не закончился для «Киева» катастрофой — стоявший из-за отсутствия причала на своем штатном месте на рейде Североморска крейсер налетевшим шквалом был сорван с бочки и через 17 минут, несмотря на отданный якорь и работающие машины, выброшен на мель в бухте Окольная. Обошлось, к счастью, без последствий — неуправляемый ТАКР от навала на стоявшие у причалов корабли спас случайно проходивший небольшой буксир, а от более серьезных последствий — попавшийся на пути дрейфа плавпричал, сыгравший роль своеобразного кранца. К тому же в месте посадки корабля на мель не оказалось подводных препятствий. В полную воду крейсер успешно сняли с мели — повреждений при осмотре обнаружено не было. Из этого случая были сделаны выводы: оставаясь на рейде, ТАКР с тех пор имел повышенную готовность машин (что, кстати, в дальнейшем и стало одной из причин преждевременной выработки ресурса механизмов).

Третья боевая служба (16 января — 27 марта 1979 г.) была связана с участием крейсера (бортовой № 802) в шести поисковых операциях в составе корабельных поисково-ударных групп (КПУГ) флота в Средиземном море и Северной Атлантике. В марте 1979 года в Средиземном море произошла встреча «Киева» с ТАКР «Минск» (бортовой № 130), совершавшим переход на Тихоокеанский флот. Впервые в советском флоте сразу две авианосные группы отрабатывали боевые задачи в море, взаимодействуя друг с другом и другими кораблями, в том числе с новым кораблем комплексного снабжения (ККС) «Березина» (пр.1833). ККС поочередно отрабатывал передачу грузов на ходу на «Киев» и «Минск». В рамках противолодочных учений «Разбег-79» «Киев» взаимодействовал с БПК «Маршал Тимошенко», «Адмирал Макаров», эсминцами «Огневой» и «Московский комсомолец». В октябре 1979 года в период временного нахождения на Северном флоте ККС «Березина» отрабатывалась передача грузов и топлива на ходу. В качестве принимающего корабля выступал ТАКР «Киев». 24 октября проверялась работоспособность передающих устройств «Струна 1В-2.5» и «Струна 2В-400» совместно с комплексом внутритрюмной механизации. В том же году экипаж «Киева» впервые отработал поиск подводных лодок тактическими группами в составе четырех вертолетов Ка-25ПЛО на удалении 100 км.

Четвертая боевая служба корабля (30 декабря 1979-го — 28 апреля 1980 г.) также проходила в Средиземном море. По итогам 1980 года корабль был признан лучшим на Северном флоте по противолодочной подготовке.

Пик нагрузки на корабельную технику и, естественно, на экипаж корабля, пришелся на политически сложный 1981 год, когда «Киев» дважды выходил на боевую службу, с 6 января по 15 марта и с 17 июля по 18 сентября. После первой из них крейсер заходил в Севастополь, где принял участие в проведенном на Черноморском флоте под руководством начальника штаба ВМФ СССР адмирала Г.М. Егорова показательном учении с привлечением большого числа кораблей и летательных аппаратов. На борту «Киева» размещался флагманский командный пункт, управляющий силами корабельной и приданной авиации. В течение года ТАКР побывал в Атлантике, Средиземном и Балтийском морях (с заходом в ВМБ Балтийск). В период проведения широкомасштабных учений «Запад-81» крейсер (бортовой № 062) выполнял роль флагманского корабля. На его борту находилось все руководство учений, включая министра обороны СССР маршала Д.Ф. Устинова, Главкома ВМФ СССР адмирала флота С.Г. Горшкова, министров обороны государств— участников Варшавского Договора. Палубная авиация отрабатывала нанесение бомбоштурмовых ударов по морским и береговым целям (поддержка морского десанта), обеспечивала ПЛО и прикрытие с воздуха участка высадки, а также атаку авианосного соединения вероятного противника. Отработка задач, включая маневрирование «Киева» в составе многочисленной (более 100 вымпелов) корабельной группировки, в которую входили также корабли и суда ВМС Польши и ГДР, осуществлялась в сложных метеоусловиях и при плохой видимости.

На 1981 год приходится и пиковое значение числа полетов СВВП с палубы крейсера— 715 (Из года в год интенсивность полетов СВВП с палубы «Киева» нарастала: в 1977 г.— 247, в 1978 г.— 327, в 1980 г. — 386, в 1981 г. — 715 (!) и в 1982 г. — 545 полетов.). Кроме того, впервые авиаторами была выполнена стрельба ракетами по воздушной цели.

По завершении шестой боевой службы, уже 29 сентября 1981 года, корабль принял новый командир, капитан 1 ранга Г.П. Ясницкий.

В 1982 году «Киев» участвовал в комплексных учениях Северного флота, во время которых наряду с другими задачами вновь отрабатывалась передача на ходу грузов и боеприпасов с ККС «Березина». Запасы провизии, топлива и боезапаса переправлялись на «Киев» и сопровождавшие его корабли (атомный РКР «Киров», БПК «Удалой» и СКР «Жаркий») на ходу, в условиях, максимально приближенных к боевым: корабли совершали плавание и маневрирование на волнении моря до 7 баллов, в сложных гидрометеорологических условиях полярной ночи, снежных зарядов и при ветре до 10 м/с. Седьмая боевая служба «Киева» (27 июля — 30 сентября 1982 г.) в Атлантическом океане и Средиземном море завершила первый условный этап карьеры корабля на Северном флоте и была совмещена с его переходом на Черное море для проведения планового среднего ремонта с частичной модернизацией. Корабль участвовал в учениях Вооруженных сил стран Варшавского Договоpa «Щит-82» с очередным заходом на Балтику. Продолжалось совершенствование авиационного комплекса ТАКР — в 1982 году полеты Як-38 проводились уже на дальность 130—135 км от корабля. По прибытии в Севастополь «Киев» (бортовой № 121) выгрузил боезапас и ушел в Николаев. 23 декабря он прибыл на Черноморский судостроительный завод.

В ходе ремонта был выполнен большой объем работ по корпусной части, в погребах ударного ракетного комплекса, в надстройке, проведена замена оборудования в радиоэлектронном вооружении, модернизированы средства связи. Погреба главного ударного комплекса приспособили для хранения в них центральных блоков так называемого «превращаемого боезапаса». Следует отметить и такое важное нововведение, как установка на полетной палубе выравнивающих устройств воздушного потока — трех прямоугольных конструкций, смонтированных под фиксированным углом к диаметральной плоскости корабля (на снимках послеремонтного периода эти устройства хорошо видны по левому борту рядом с пусковой установкой ЗРК БД «Оса-М»). После этого снимались все прежние ограничения на групповое использование СВВП с первых трех взлетных площадок. Были проведены работы по восстановлению уровней физических полей нижней полусферы корабля, главным образом акустической и электромагнитной составляющих, устранены причины повышенной шумности (большей частью связанные с низкой культурой обслуживания техники личным составом). Ремонт был завершен 1 ноября 1984 года, после чего «Киев» ушел в Севастополь для докования и подготовки к очередной боевой службе.

Важной особенностью боевой подготовки этого периода стала отработка авиаторами взлета с коротким разбегом (ВКР). 14 марта 1985 года впервые с борта «Киева» такие взлеты совершили на своих Як-38У летчики авиаполка полковники А.В. Васенков и Е.М. Алифанов. Затем, тоже впервые, с палубы стартовали одновременно десять Як-38. Активно отрабатывалось применение в полном объеме и на максимальную дальность новых противолодочных вертолетов Ка-27, заменивших в составе корабельной авиагруппы Ка-25ПЛ.

20 марта «Киев» вышел на свою восьмую боевую службу в Средиземное море, совместив ее с переходом на Север. В период со 2 по 6 июня крейсер под флагом командующего 5-й оперативной эскадрой вице-адмирала В.Е. Селиванова вместе с эсминцем «Отчаянный» и СКР «Задорный» осуществил деловой заход в порт Аль-Джазаир (Алжир). 6 июня 1985 года начальник Главного штаба ВМФ СССР адмирал флота В.Н. Чернавин вручил экипажу Краснознаменный флаги орден Красного Знамени. С 10 по 20 июня «Киев» участвовал в учениях разнородных противолодочных сил Северного флота «Атлантика-85».

Девятая боевая служба крейсера длилась с 31 декабря 1985-го по 21 мая 1986 года и также проходила в Атлантике, Средиземном море с последующим заходом в Черное море. 3 июня этого же года в командование крейсером вступил новый командир капитан 1 ранга Н.А. Мелах.

5 января 1987 года «Киев» (бортовой № 051) в сопровождении эскадренного миноносца «Безупречный» и БПК «Адмирал Исаченков» вышел для несения своей десятой и последней боевой службы в Средиземное море (5 января — 24 июня 1987 г.). Главной задачей ТАКР было слежение за атомным авианосцем ВМС США «Нимитц». В составе 5-й оперативной эскадры крейсер взаимодействовал с РКР «Вице-адмирал Дрозд», эсминцем «Современный», БПК «Маршал Тимошенко» и «Стройный». 1 марта в сопровождении «Современного» он совершил деловой заход в г.Сплит (СФРЮ).

На последнюю боевую службу пришлось и рекордное число самолето-вылетов— 757(!). В общей же сложности за свою недолгую, увы, корабельную жизнь ТАКР «Киев» за 1232 ходовых дня прошел 240 850 морских миль. С его палубы самолеты совершили 4258 полетов, вертолеты — 9154. 23 июня 1987 года в сопровождении эсминца «Безупречный» корабль возвратился в Североморск. С 15 сентября по 30 ноября он прошел докование в ПД-50 судоремонтного завода поселка Росляково.

26 сентября 1989 года «Киев» принял новый командир капитан 2 ранга В.Н. Глущенко, а 31 октября его поставили к стенке судостроительного завода «Севморпуть» в Мурманске для прохождения усиленного навигационного ремонта. С 21 декабря приказом командующего Северным флотом «Киев» (бортовой № 075) был переведен в резерв 1-й категории. Летом 1990-го, в рамках выполнения полученной от Главной инспекции Министерства обороны СССР вводной, корабль принял на борт авиацию и вышел в море для выполнения боевых упражнений. Экипаж справился с задачей, но крейсеру вновь потребовался ремонт. По возвращении в базу он пять лет простоял у заводского причала.

В августе 1991 года «Киев» вывели из состава сил постоянной готовности и перевели в резерв 2-й категории. 30 декабря корабль принял уже шестой и последний его командир капитан 2 ранга В.А. Звада. 26 июля 1992 года крейсер сменил Краснознаменный Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

В связи с недостатком средств на эксплуатацию и ремонт, значительной выработкой ресурса вооружения, механизмов и оборудования, приказом Главнокомандующего ВМФ от 30 июня 1993 года ТАКР «Киев» был выведен из боевого состава флота, 28 августа на нем спустили флаг, после чего корабль разоружили и передали в отдел фондового имущества для демонтажа и реализации. 20 мая 2000 года списанный и проданный в Китай крейсер был уведен буксиром «Дэу» в Шанхай. В настоящее время (По некоторым данным, «Киев» был открыт для посещения публики в Шанхайгуане еще 11 июля 2001 г. Однако, судя по информации, размещенной в сети Интернет, летом 2003 г. крейсер все еще находился в стадии переоборудования на одной из китайских верфей.) завершаются косметический ремонт и переоборудование корабля в плавучий туристический центр и музей — по типу того, какой существует на ранее приобретенном КНР бывшем ТАКР «Минск».