Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

Морская коллекция 7. 2003. Тяжелый авианесущий крейсер "Киев"

Описание конструкции

Наличие на борту ПКР пр. 1143 совершенно несвойственных для авианосца многочисленных ракетных, артиллерийских и противолодочных комплексов, предназначенных для решения различных боевых задач, предопределило своеобразный «гибридный» тип архитектуры корабля.

Система набора корпуса по всей длине была продольной (шпация 500 мм), в оконечностях — поперечной. Корпус и два нижних яруса 9-ярусной надстройки изготавливались из стали АК-25 (для толщин до 30 мм) и АК-27 (для толщин свыше 35 мм). Надстройка, начиная с 3-го яруса и выше, выполнялась из алюминиево-магниевого сплава АМГ. Все вертикальные поверхности надстройки, дымовой трубы и самого корпуса делались наклонными от вертикали (до 10°) с тем, чтобы максимально снизить величину радиолокационного поля и, как следствие этого, — заметность корабля в целом. Надо сказать, что принятые тогда специалистами Невского ПКБ решения в ряде случаев предвосхитили технологию «stealth», которой так много внимания уделяется сегодня на Западе.

Корпус крейсера имел 18 главных поперечных и две продольные водонепроницаемые переборки. В его средней части находилось шесть палуб и две платформы. Непосредственно под ангаром располагались машинные отделения; они, а также погреба авиабоезапаса и погреба запасных ракет главного ударного комплекса оснащались подводной конструктивной защитой (ПКЗ). Сплошное по длине двойное дно на достаточно большом протяжении (район машинных и котельных отделений, ЦКП и погребов боезапаса) переходило в двойной борт, где размещались бортовые цистерны, поднимавшиеся по высоте до 6-й палубы.

Согласно существовавшим в то время требованиям противоатомной защиты, боеспособность корабля должна была сохраняться при воздушном взрыве 30-килотонного ядерного заряда на удалении 2000 м. При этом непотопляемость обеспечивалась при затоплении любых четырех смежных отсеков (без учета ангара, где границей непотопляемости являлась 5-я палуба, и указанный показатель составлял три отсека).

В окончательном виде корабль проекта 1143 имел следующие расчетные ТТХ: наибольшая длина — 273,1 м, максимальная ширина — 49,2 м и осадка — 7м, наибольшая габаритная высота от киля до клотика (точнее, до верхней точки азимутально-радиодальномерного маяка)— 61,1 м; стандартное водоизмещение — около 30 500 т, полное — около 41 300 т, наибольшее — около 42 000 т. «Киев» (в отличие от «Москвы» и «Ленинграда», на которых до 1973 года были только бортовые номера) имел и целый ряд чисто внешних особенностей. Прежде всего, на нем установили впервые вводимое специально для кораблей этого класса носовое украшение — якорь с красной звездой и раскинутыми в стороны бронзовыми крыльями, напоминающими эмблему ВВС. Оно весило 1,2 т и имело внушительные размеры — 9,6x2,6 м. На «Киеве» в окончательном виде эту эмблему выполнили литьем из бронзы (поначалу же, при спуске, ее заменял окрашенный деревянный макет). Однако ввиду того, что конструкции в ходе эксплуатации корабля быстро потемнела и находилась в труднодоступном для обслуживания месте, на всех последующих кораблях, начиная с «Минска», украшение выполнялось уже сварным из судостроительной стали. Над обоими якорными клюзами были приварены, как это принято на кораблях ВМФ СССР, красные звезды — по одной с каждого борта. Кроме того, на «Киеве» название корабля из литых бронзовых литер помещалось в носовой части на обоих бортах, а также повторялось в верхней части транца кормы, под Государственным гербом СССР.

Полетная палуба со спонсоном общей площадью 6200 м2 совмещала взлетный участок с посадочной полосой. На ней располагались семь взлетно-посадочных позиций для СВВП и вертолетов. На правом борту в кормовой части полетной палубы находилось еще 10 технических позиций для обслуживания летной техники.