Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

Морская коллекция 11.2005. Канонерская лодка "Храбрый"

Общая оценка проекта

«Проектируемые лодки нам нужны в Моонзунде и в шхерах как покровители миноносок при их вылазках и вообще на мелководьях, они могут входить и в Нарву, и в Двину, и в Либаву с Виндавой и при 15 узлах скорости будут действительным подспорьем действующей эскадре. Впрочем, лодки завещаны нам всей историей флота нашего», — это выдержка из записки адмирала И.А.Шестакова от 25 мая 1888 г. На основании изложенного в ней были построены броненосные канонерские лодки типа «Грозящий», не обладавшие достаточной мореходностью и из-за расположения артиллерии не имевшие возможности сражаться в составе эскадры. Выход нашелся в проекте, объединившем положительные качества мореходной и броненосной лодок. Кроме того, новое судно имело приемлемую цену. Если бы корабль строился строго по чертежам и спецификациям, то получился бы добротный артиллерийский защитник побережья и помощник эскадре. Сравнение с заграничными «одноклассниками» показывает явное превосходство «Храброго» в мощности артиллерии и бронировании борта, хотя он и несколько уступал им в скорости, в частности американцам. Однако на деле все оказалось не столь хорошо.

Некачественное проектирование, постоянные «улучшения», вносимые всеми чинами Морведа (а их было немало), низкая квалификация рабочих и отсутствие технологического контроля — все это повлияло на качество постройки самым негативным образом. К тому же канлодка оказалась перегруженной на 370 т. После приема всех запасов вода подходила почти к верхнему броневому шельфу, что понизило защитные свойства броневого пояса. Одновременно ухудшились управляемость и мореходность. Ремонт во Франции несколько уменьшил влияние перегрузки и последствий недобросовестной работы.

А вот установка экзотических котлов, часто критикуемых, была вполне оправдана: она позволяла провести испытания. Да и на «Храбром» котлы Никлосса не проявили своего «строптивого» характера, и лодка проплавала с ними почти 15 лет.

Перевооружение корабля немецкими 105-мм орудиями явно не повысило его боевую мощь, а было вызвано острой необходимостью в пушках для береговых батарей. Понимая это. морское руководство, лишь только появились новые 130-мм пушки Обуховского завода, вооружило ими «Храбрый» в числе первых, наряду с крейсерами «Богатырь» и «Олег». Как показал бой на Кассарском плесе, противник отнесся к новому вооружению канлодки с достаточным уважением и старался поддерживать безопасную дистанцию.

Несмотря на почтенный к тому времени возраст, канонерка вступила в строй Балтийского флота одной из первых, сразу после Гражданской войны. Состояние корпуса и машин позволило провести ее глубокую модернизацию в 1937 — 1939 гг. Установка новых, советского производства. 130-мм орудий Б-13 и ПУС «Мина» с КДП-2-4 приблизила канлодку «Красное Знамя» по уровню вооружения к новым лидерам, которым она уступала только в скорости. Но в ходе боевых действий, когда в основном велась стрельба по берегу, это оказалось не главным.

Прослужив во флоте почти 65 пет. канонерская лодка «Храбрый» — «Красное Знамя» участвовала в четырех войнах, подготовила большое количество офицеров и командиров, только в годы Великой Отечественной выпустила по противнику более 3000 снарядов главного калибра и уничтожила много живой силы и техники врага. Как выяснилось, корабли такого типа оказались очень и очень востребованными. Однако планировавшаяся постройка серии броненосных канонерских лодок для обеспечения прибрежной обороны Балтийского моря не состоялась: в год спуска «Храброго» руководство российского флота склонилось в сторону строительства крейсеров 2 ранга. В результате удачная по концепции канонерка оказалась в русском флоте в гордом одиночестве.