Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

Морская коллекция 11.2005. Канонерская лодка "Храбрый"

Послевоенная служба

После подъема и ремонта корабль стал выполнять особые задания командования. В конце 1945 г. было торжественно отмечено 50-летие спуска на воду «Красного Знамени». Холодная война, разразившаяся между бывшими союзниками, не позволила Советскому Союзу сократить боевой состав флота, в отставку ушли лишь мобилизованные с началом войны суда, крайне нужные и в народном хозяйстве. Поэтому в мирное время ветеран оставался в строю.

Вооружение его дополнили английскими РЛС — станциями обнаружения типа 291 и управления огнем главного калибра типа 284. После войны канонерская лодка неоднократно участвовала в морских, корабельных парадах на Неве. Наряду с повседневной службой корабль привлекался для выполнения специальных заданий. Так. для перевода из Гдыни в Пиллау громадного, грузоподъемностью в 72 ООО т, плавучего дока, брошенного немцами при отступлении, был сформирован караван, в состав которого вошли канлодка «Красное Знамя», спасатель «Нептун», ледокол «Тасуя» и буксир Ф-2. С большим трудом «Тасуя» и Ф-2, маневрируя между затонувшими судами, вывели док на рейд, где пять суток пережидали шторм. Наконец погода установилась, и приступипи к буксировке. После того как «Тасуя» сдвинула док с места и повела его на выход со скоростью 0.5 уз., к ее левому борту пришвартовалось «Красное Знамя», а к правому — «Нептун». При этом канлодка не имевшая на корме швартового шпиля, пытаясь выбрать слабину буксира ходом, порвапа 10-дюймовый манипьский трос. Вместо него завели 6-дюймовый стальной. Лодка и спасатель восприняли нагрузку, и на них подали буксир с вышедших в голову «Тасуй» и Ф-2. Образовав две колонны по два судна, общими усилиями док разогнали до расчетной скорости 3.5 уз.

Караван двигался через Данцигскую бухту, где стояла мертвая зыбь, строго по графику. Внутренняя связь в ордере осуществлялась на УКВ, а внешняя — через радиостанцию «Красного Знамени». Переход продолжался и ночью, визуальная ориентация осуществлялась по маякам и, кроме того, в начапе каждого часа, на пять минут, в Пиллау включали прожектор, направленный в зенит График движения составили так, чтобы прибыть на место утром. У входа связка, встреченная тральщиками, была распущена. В гавань док завели «Тасуя» и Ф-2.

На 62 году почти непрерывной службы. 7 апрепя 1956 г.. «Красное Знамя» прошпо переформирование в учебную канонерскую подку. Сотни морских специалистов прошпи практику на ее палубе.

Изыскивая средства на развитие подводного флота, Н.С.Хрущев обратип внимание на надводные корабли, многие из которых, даже находящиеся в постройке.

по его указанию вывели из боевого состава. Дошла очередь и до «Красного Знамени». В начале марта 1959 г. учебную лодку преобразовали в ппавказарму, однако в этом качестве ценность ее из-за малой вместимости была невелика. В середине следующего года канонерку сдали в ОФИ (отдел фондового имущества), и она встала в очередь на разделку на металлолом.

К одному из очередных юбилеев Великого Октября на экраны вышел кинофильм «Балтийская слава» — о подвиге моряков в Моонзундском сражении. Ряд сцен в этой киноленте снимались на канлодке «Красное Знамя». Она изображала эсминец «Гром», хотя сама отличилась в сражении куда больше поспеднего...

В 1967 г., когда отмечалось 300-летие российского Военно-морского флага, в Георгиевском зале Зимнего дворца состоялась юбилейная выставка из фондов различных музеев, в том числе и Центрального военно-морского, где, наряду с другими экспонатами, бып представлен вымпел канонерской лодки. Его растянули по балюстраде верхнего балкона, ибо из-за большой длины иным способом развесить репиквию было невозможно.