Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

Морская коллекция 11.2005. Канонерская лодка "Храбрый"

В учебных отрядах РККФ

В который раз. увы. не в последний, стране предстояло возрождать свой флот практически с нуля. Революционная вседозволенность и забитость начальников, в основе своей бывших офицеров царского флота. разложили личный состав, значительную часть которого составляли «иванморы» и «клешники». «жоржики» и «полагушники». «наматыватели» и просто «шпана» —те, кто привык за годы войны все вопросы решать с помощью луженой глотки и «Тульского мандата» (револьвера Нагана).

Уволив в 1920 г. «старшие возраста» и капитально почистив Балтийский флот после подавления Кронштадтского мятежа, большевики приступили к реанимации морских сил. Специальная комиссия произвела тщательный отбор кораблей, составивших ядро будущего флота, остальные пошли на слом или продажу с изъятием еще оставшейся артиллерии (в основном, крупных калибров) для береговых батарей, части узлов и механизмов. Из народного хозяйства и армии возвратили специалистов, однако самый сложный вопрос — подготовка рабоче-крестьянских красных командиров — не мог быть решен в одночасье. Даже в Гражданскую войну, когда флотами и флотилиями руководили бывшие матросы или, в лучшем случае, мичманы военного времени, крупными кораблями командовали бывшие штаб-офицеры царского флота.

Канонерскую лодку «Храбрый» включили в учебный отряд для подготовки красных командиров и специалистов. Комсомол на своем съезде принял шефство над Военно-Морским Флотом РСФСР и направил на корабли тысячи молодых сознательных борцов. Над восстановлением флота трудилась вся страна. Уже осенью 1922 г. на Балтике были проведены первые в истории Рабоче-Крестьянского Красного Флота морские маневры с отработкой вопросов обороны на подступах к Кронштадту, в которых приняли участие линкор «Марат», дивизионы эсминцев, подводных лодок и учебных судов, и среди них находилась канлодка «Храбрый». Завершились учения дальним походом отряда кораблей в 18 вымпелов по Финскому заливу до Таллина и обратно. В конце года. 31 декабря, канлодка, как и многие другие суда, получила новое, в соответствии с революционными традициями, наименование — «Красное Знамя», сокращенно «К.З.», в быту — просто «Коза».

На корабле ежегодно проходили практику курсанты Военно-морского училища, школ специалистов. На время маневров в кампанию 1924 г. «Красное Знамя» зачислили в подчинение штаба Морских сил Балтийского моря. На следующий год флот посетил народный комиссар по военным и морским делам, председатель РВС СССР М.В.Фрунзе. С 20 по 27 июня 1925 г. Балтийский флот совершил плавание от Лужской губы, основного полигона морских сил. до Кильской бухты, вошедшее в историю как Большой поход. Канлодка участвовала в учениях под командой начальника бригады заграждения и траления.

В это время «Красное Знамя» обзавелось собственными шефами в лице Союза местного транспорта города Ленинграда, отделения Северо-западного погруза, обеспечивавшими кораблю материальную поддержку, и Псковского губкома ВЛКСМ. Неплохая физическая подготовка экипажа была отмечена призом Управления РВС Морских сил за смешанные парусно-гребные гонки. Однако ни разнарядки на почетных красноармейцев, ни средств на проведение годового праздника на судно отпущено не было.

В 1926 г., когда был завершен первый этап восстановления флота, канонерскую лодку поставили на ремонт, из которого она вышла через два года. Внешний вид корабля с 1916 г. изменился мало: появилась вновь грот-мачта, правда, на другом месте — у штурманской каюты, да вместо 40-мм пулемета, неизвестно когда снятого, установили зенитное 76-мм орудие Лендера. Теперь лодку причислили ко 2-му дивизиону бригады подводных лодок в качестве корабля особого назначения. В ее распорядке появился ежегодный праздник — 1 июня, в память вступления корабля в строй. Прибавилось и количество призов: машинный кубрик был отмечен первым призом за чистоту на общефлотском конкурсе; завоевали члены экипажа и несколько первых мест на парусных гонках; «Ленинградская правда» отметила лучшую на флоте стенгазету. Командовал в это время лодкой военный моряк по фамилии Юрьев.

В конце 1930-х гг. «Красное Знамя» подвергли коренной модернизации. От старого корабля остались только корпус и машины, добротно сработанные еще в прошлом веке. Число котлов, правда, уменьшили до двух водотрубных системы Ярроу, той же паропроизводительности. Главный калибр составили новые пушки советской разработки. Это были 130-мм орудия длиной в

50 калибров Б-13 (Б — «Большевик»), поставлявшиеся бывшим Обуховским заводом. Базой для них послужило 130-мм/55 клб орудие, у которого укоротили ствол на 650 мм; при этом угол возвышения увеличили до 45°. ввели механический досылатель снарядов (при сохранении раздельно-картузного заряжания) и новый прицел. В зависимости от угла возвышения скорострельность колебалась от 6 до 10 выстр./мин. Появилась нз кзнлодке и совершенная система управления огнем «Мина» с четырехметровыми дальномерами. Для увеличения бортового залпа все орудия ГК перенесли в диаметральную плоскость, для чего удлинили полубак в корму до трубы, туда же сместили и боевую рубку, надстроив над ней ходовую с верхним мостиком и КДП. В качестве артиллерии ближнего боя служили 45-мм полуавтоматы с полутораметровым дальномером, установленным на площадке между 4-м и 5-м орудием главного калибра; уже тогда система 21 -К не отвечала возросшим требованиям противовоздушной обороны, но ничего лучшего просто не было.

На верхней палубе демонтировали остатки коечных сеток, заделали вырезы для бортовых орудий, изменили систему якорей на втяжные Холла. Мачту подкрепили раскосами, и она стала треногой. Из плавсредств сохранили только два шестивесельных яла, теперь установленных у среза полубака (для расширения сектора стрельбы 130-мм орудий). Для растяжки радиоантенн использовали кронштейн, размещенный на трубе. Система бронирования не менялась. Посты управления рулем остались на ходовом мостике, в боевой рубке и румпель-ном отделении. Корабль оснастили всеми современными на тот период навигационными приборами, кроме радиолокации. Для питания электропотребителей применялись два турбогенератора ПСТ 24/14 мощностью по 30 кВт. Экипаж лодки насчитывал 15 человек командного состава. 48 — старшинского, 154 — краснофлотца; всего — 218. По мощи залпа главного калибра «Красное Знамя» сравнялось с лидерами, по бронированию превосходило их, но значительно уступало в скорости. Балтийский флот получил новый мощный артиллерийский корабль.