Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

Морская коллекция 11.2005. Канонерская лодка "Храбрый"

Командировка в теплые страны

28 августа 1899 г. на Кронштадтский рейд под брейд-вымпелом управляющего Морским министерством вошла яхта «Нева». Вице-адмирал Тыртов прибыл на «Храбрый», пожелал офицерам и команде счастливого плавания, а поспе его убытия канонерская лодка снялась с якоря и под командой капитана 2 ранга С.А.Воеводского отправилась в заграничное плавание. Через несколько часов появилась вода в шкиперском отделении; разобрав шкаф, установили, что она поступает со стороны левого борта у 12 — 13-го шп. в стыке броневой палубы и шельфа, где вследствие некачественной работы образовалась щель. Течь появилась после приема всех запасов (лодка села на 3.97 м вместо проектных 3,36 м) и на ходу, при волнении, когда верхний шельф оказался под водой. Щель забили деревянными клиньями с ветошью и салом. Прошло чуть больше часа, и вода показалась в трюме рулевого отделения и офицерском провизионном погребе, куда она проникала через отверстие в обшивке под броней — там вместо заклепки был вставлен болт. Отверстие загерметизировали паклей на сурике.

Управляли канонеркой с кормового мостика. Было три отказа из-за неточного сочленения шестерен. Рулевой привод плохо действовал на обратный ход. приходилось подрабатывать машинами. Выяснилось, что управление с переднего мостика на боевой рубке абсолютно ненадежно. На переходе из Копенгагена в Киль «Храбрый» попал в шторм, из-за перегрузки нос плохо всходил на волну. Вода подмочила офицерские каюты на 60 — 65-м шп. От ударов вопн лопнули два иллюминатора. Наблюдалась сплошная течь верхней палубы по заклепкам и болтам. Из минного отделения воду постоянно откачиеапи брандспойтом. Желоба с электропроводкой наполнились соленой водой, вследствие этого произошло короткое замыкание, воспламенились провода на полубаке, освещение вышло из строя.

По традиции, командиры кораблей, проходящих проливами, обязаны были нанести визит особам царствующего дома, если таковые находились в Дании. Вдовствующая императрица Мария Федоровна ежегодно гостила на своей родине, бывал там и Николай II. Зная это, капитан 2 ранга Воеводский завернул в Копенгаген и был принят в Бенсдорфе императором, который проявил горячий интерес к качеству работ на «Храбром». Разомлевший от царского внимания, командир канлодки выложил все как на духу. «... Я не считал себя вправе скрывать от него что-либо»,—объяснялся впоследствии Воеводский. Николай II приказал произвести все нужные исправления, спросив, где лучше это сделать. Не испытывая желания возвращаться в Петербург, где его ожидало разъяренное морское начальство, командир предложил продолжить плавание, чтобы при хорошей погоде пройти Бискайский залив и стать на ремонт в Тулоне. Об этом он уведомил ГМШ, испросив разрешения для скорейшего выполнения воли государя. ГМШ, которому ничего другого не оставалось, предписал командиру «Храброго» идти в Тулон для необходимого ремонта.

А в Петербурге тем временем была пущена в ход бюрократическая машина Морского ведомства. Всем причастным к строительству и испытанию «Храброго» разослали выписки из рапортов С.А.Воеводского для сведения, МТК поручили дать заключения по недостаткам, а ГУКиС срочно изыскать источники для финансирования ремонта по корпусу и рулевому приводу согласно высочайшему повелению.

При следовании Северным морем определили скорость, на которой лодка зарывается носом, она составила 5 — 9 уз. Для уменьшения дифферента перенесли в кормовые отсеки запасные котельные колосники, 120 сажен запасного якорного каната и другие металлические части, после чего лодка села на ровный киль с углублением 3,97 м, при этом зарывание и перебои винтов существенно уменьшились. В Бресте для перехода Бискайским заливом приняли полный запас угля в ямы и еще 60 т на ют и шканцы, вследствие чего увеличился дифферент на корму. В море благополучно миновали 7-балльный шторм, при этом всего три раза приняпи воду на полубак. Ход при том же числе оборотов увеличился. Однако после заглубления кормы появились течи по верхнему шельфу; в тех местах, где щели были замазаны суриком, теперь под напором волн он вылетел и вода полилась струей. Снова все забили веУошью с салом и залили цементом. Из Бреста в Ферроль проследовали 10-узловым ходом.

В конце ноября «Храбрый» пришвартовался к пристани завода общества «Форж и Шантье де ла Медитерране» в Ла-Сейне. где его уже поджидала комиссия во главе с командиром императорской яхты «Штандарт» капитаном 1 ранга Римским-Корсако-вым 1-м. В состав комиссии также вошли: лейтенант Зеленецкий, младший судостроитель Боклевский, старший инженер-механик Ведерников, при участии командира лодки Воеводского, директора завода господина Лаганя и делопроизводителя лейтенанта Змеева (с «Храброго»). Комиссия, осмотрев лодку, подтвердила все недостатки и выявила множество новых.