Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

Морская коллекция 11.2005. Канонерская лодка "Храбрый"

Описание конструкции

Корпус

Корпус набирался по бракетной системе из стальных листов и различных профилей. Хребет судна — вертикальный киль в средней части — собирался на стыковых планках из пяти листов по 7345 мм длиной, в оконечностях было установлено еще семь попос. От 3-го до 63-го шп. высота не менялась, далее до 73-го шп. она плавно увеличивалась для подкрепления кормы. Снизу приклепывался горизонтальный киль из двух листов толщиной: 11,1 мм —верхний и 12.7 мм — нижний. Все угловые соединения выполнялись с помощью уголков расчетного сечения. В носу киль переходил в литой таранный форштевень, доходивший только до жилой палубы. На корме он заканчивался литым же ахтерштевнем с петлями для стальной рулевой рамы.

Поперек корпуса устанавливались шпангоуты со шпацией около 915 мм (всего их насчитывалось 76). каждый состоял из двух ветвей, которые, в свою очередь, делились на три участка; от киля до броневого шельфа шли рамки, вставленные между стрингерами, «зетовый» (Z-образный) профипь подкреплял рубашку за броней, а над верхним броневым шельфом был установлен уголок. На уровне верхней и жилой палуб шпангоуты замыкались бимсами из коробчатой стали.

Для обеспечения продольной прочности вдоль киля устанавливались стрингеры из стальных листов толщиной от 4,8 до 6,3 мм. На мидель-шпангоуте их имелось по четыре на каждый борт, считая нижний броневой шельф; в оконечностях число их уменьшалось, они делились на проницаемые, с вырезами для облегчения, и непроницаемые — для образования отсеков второго дна, которое делилось на отдельные участки (шп. № 7. 12, 16, 19. 25. 29, 33. 37. 41, 46, 51, 55. 59 и 65).

На флоры шпангоутов шел стальной лист той же толщины, что и на стрингеры. По обратным угольникам клепался настил второго дна толщиной 6,35 мм. Для доступа а отсеки быпи предусмотрены горловины с герметичными крышками. Между собой листы соединялись накладными планками.

Внешняя обшивка состояла из поясь-ев стальных листов, приклепанных к уголкам шпангоутов и стрингеров, при этом прилегающие слои чередовались с отстающими, с подкладками той же толщины. Первый стальной пояс размерами 7345x1041x11.1 мм. идущий от горизонтального киля, был выполнен в районе миделя, в конечностях его толщина уменьшалась. Далее до броневого пояса обшивка — рубашка под броню — отстояла на толщину плиты и деревянной подкладки и была толщиной 15.8 мм. Заваленные внутрь борта жилой палубы имели обшивку в 9.5 и 11.1 мм (ширстрек). В носу у тарана и якорного клюза толщина обшивки удваивалась.

Полубак выполнялся по той же технологии, шпангоуты из уголка перекрывались бимсами коробчатой стали, покрытыми настилкой. Под боевой рубкой предусматривалось подкрепление, повторяющее в плане саму рубку с вырезами, где находились вертикальные тросовые вьюшки. По краям попубака располагался стрингер шириной 915 мм и толщиной 6,3 мм.

По бимсам жилой и верхней палуб на-стеливалась стальная палуба, покрытая поверх брони линолеумом; на верхней палубе— деревом. Под орудиями подкладка выполнялась из толстого тика и была приведена к горизонту, сами палубы имели окат.

Для обеспечения непотопляемости корпус делился на отсеки непроницаемыми переборками из стального листа толщиной 6.35 мм, установленными на шп. № 7, 12, 15, 16. 19. 27.29.33.37,46.51,55. 66. 67 и подкрепленными уголками.

Под броневой палубой на протяжении котельного и машинного отделений располагалось 12 угольных ям. Они были соединены между собой горловинами. Уголь загружался с верхней палубы через стационарные трубы прямо в ямы, шесть из которых выходили в котельное отделение, из остальных топливо приходилось пересыпать. Погреба, ямы. провизионки. кладовые и помещения пародинамо отделялись от борта коридором переменной ширины. Стенки его. как и угольных ям, были изготовлены из 4,8-мм стальных листов с подкреплениями из уголка.

Бронирование

Броневой пояс, простиравшийся от 12-го шп. до кормы, состоял из 12 плит на каждый борт На протяжении машинного и котельного отделений шли плиты толщиной: по верхней кромке 127 мм и 76,2 мм по нижней (с учетом ослабляющего действия слоя воды); в нос и корму по верхней кромке они утончались до 101 и 76,2 мм соответственно, пропорционально уменьшалась и толщина нижней кромки. Высота плит была разной, в зависимости от завала борта. Броневой пояс опирался на нижний шельф. Для амортизации удара снаряда под броню устанавливалась лиственничная подкладка. Крепилась броня специальными болтами, ввернутыми в плиты с внутренней стороны и проходящими через подкладку и рубашку. Конструкция обеспечивала герметичность соединения даже при поломке болта. Число болтов назначалось в зависимости от площади, на каждые 6 кв. футов — одно крепление.

На 12-м шп. пояс замыкался траверзом толщиной около 80 мм. состоявшим из четырех плит. От него броневая палуба из 38-мм плит в виде карапаса опускалась к форштевню, упираясь в его горизонтальную полку. По верхнему шельфу пояс перекрывался горизонтальной броней из двух слоев общей толщиной 25,4 мм. Такой же броней были защищены боевая рубка и орудия главного калибра.

Артиллерийское вооружение

Канонерская лодка «Храбрый» получила два 8-дюймовых (203 мм) орудия одной из первых на флоте, наряду с броненосным крейсером «Россия». Пушка была разработана на Обуховском сталелитейном заводе на основе 6-дюймовки Канэ. Внутренняя труба ее скреппялась цилиндрами и кожухом. Нарезы имели прогрессивную крутизну. Ствол, закрепленный в обойме, скользил вместе с ней по цапфенным доскам, соединенным на концах связными кольцами. Качающаяся часть помещалась в гнездах литой поворотной рамы, вращавшейся на стальных шарах по штыревому основанию, закрепленному на палубе болтами. Противооткатное устройство состояло из гидравлического компрессора с подвижным цилиндром и накатника из тарельчатых пружин Бельвиля, помещенных под обоймой в виде четырех пакетов. Пушка была оснащена поршневым затвором системы Розенберга, механизмами раздельного наведения, тан-генсными прицелами и поворотными мушками. Наводчики располагались на площадках, укрепленных на поворотной раме.

На корме «Храброго» устанавливалось 6-дюймовое (152-мм) орудие Канэ на центральном штыре. Оно прибыло на корабль прямо с Нижегородской ярмарки, где экспонировалось на промышленной выставке и представляло собой шедевр внешней отделки. Ствол был скреплен кожухом и муфтой на длине 3200 мм. Поршневой трехтактный затвор открывался влево. Механизмы наводки и прицел находились с левой стороны, в остальном конструкция была аналогична 8-дюймовому орудию.

Для защиты от атак минных судов лодка вооружалась пятью 47-мм и шестью 37-мм одноствольными пушками системы Гочки-са. Размещались орудия на полубаке, кормовом мостике и верхней палубе. 47-мм орудие имело ствол, скрепленный кожухом, вертикальный клиновой затвор, простейший прицел и плечевой упор. Тело орудия перемещалось на попозках между двумя цилиндрами противооткатных устройств, состоящих из гидравлического компрессора и пружинного накатника. Цилиндры объединялись общим корпусом, цапфы которого уста на впивались в гнездах широкого вертлюга, хвостовиком соединенного с кринолином из широких стальных полос. Затвор открывался вручную, при этом взводился ударник и выбрасывалась гильза, так называемая четвертьавтоматика.

37-мм пушка имела ствол-моноблок с навинтным цапфенным кольцом и вертикальный клиновой затвор. Наводка осуществлялась с помощью плечевого упора и механического прицепа. Орудие устанавливалось на станке системы Алексеева с гидравлическим компрессором и пружинным накатником вертлюжного типа. Четыре станка имели тумбы, укрепленные на палубе по бортам, а два — стаканы на коечных сетках.

В тот период на всех флотах мира большое значение придавапось морским десантам, для вооружения которых корабли снабжались специальными орудиями.

В русском флоте они были представлены специализированными 63.5-мм пушками системы Барановского, имевшими поршневой затвор, унитарное заряжание, гидравлический компрессор и пружинный накатник, винтовые механизмы наведения и механический прицел. На берегу эти орудия устанавливались на колесном станке облегченного типа. На корабли второго ранга, к которым относился «Храбрый», по штату полагалось одно орудие. Корабельного станка предусмотрено не было. При высадке десанта пушку поспе снятия колес крепипи на носу баркаса в специальных гнездах с хомутами, и она могла вести огонь прямо по курсу

Стволы орудий тщательно обрабатывались, воронились и полировались до зеркального блеска. Цвет — темно-коричневый. Станки же красились в цвет борта судна — белый или черный, в зависимости от рода плавания, заграничного или внутреннего.

Боекомплект для 8- и 6-дюймовых орудий состоял из бронебойных, фугасных и сегментных (осколочных, с готовыми поражающими элементами и дистанционными трубками) снарядов. Для 47-мм и 37-мм пушек применялись стальные либо чугунные гранаты с головными или донными взрывателями. Десантная пушка Барановского имела боекомплект из чугунных гранат и шрапнелей с 56-ю убойными элементами и 10-секундной дистанционной трубкой.

На «Храбром» боезапас размещался под броневой папубой, в раздепьных погребах в носу и корме. Снаряды хранились на горизонтальных стеллажах в бомбовых погребах, а картузные заряды для 8-дюймовых орудий и заряды в латунных гильзах с крышками для 6-дюймового орудия — в крюйт-камерах. Унитарные патроны для мелкой артиллерии находились в отдельных погребах, в ящиках по 20 штук. Боезапас к орудиям подавался ручными элеваторами. Заряжание всех пушек производилось вручную. Однако даже в русском флоте трудно было сыскать богатырей, в одиночку манипулирующих почти 90-килограммовым снарядом, двоим же ухватиться было трудновато. Силами кронштадтского порта для «Храброго» были изготовлены четыре храп-совка конструкции полковника Амельфина для подачи 8-дюймовых снарядов от элеватора к орудиям.

Все погреба оборудовались системами затопления от индивидуальных кингстонов, автономной вентиляцией, походным креплением боезапаса и элеваторами подачи.

Минное вооружение

Как и прототип. «Храбрый» был оснащен носовым аппаратом для стрельбы минами Уайтхеда обр. 1889 г. Он изготовлялся из проката специальной бронзы и состоял из труб, соединенных фланцами. Заряжался через заднюю крышку с французским затвором и стальным патронником, мина вкладывалась с помощью направляющего прибора, двигаясь наделкой по Т-образной дорожке. Передняя крышка трубы оснащалась валиковым приводом. В отсеке имелся насос Шварцкопфа с паровой двухцилиндровой машинкой высокого давления, он снабжал воздухом баллоны аппарата и мин, находившиеся здесь же, на правом борту. Отсечная переборка, отсутствовавшая на «Грозящем», теперь мешала заряжанию, поэтому аппарат отводили вправо и мину (торпеду) доставляли через дверь. Зарядные отделения хранились в погребе, под броней. Для подъема мин с воды по левому борту была установлена минбалка с тросовым приводом от лебедки, расположенной на полубаке. Мины заводились через бортовой люк прямо на жилую палубу. Торпедный прицел со спусковой рукояткой был установлен в боевой рубке. Паровой катер вооружался сьемным аппаратом, стрелявшим метательными минами.

В тот период к минному вооружению относили все электрооборудование корабля. Два пародинамо системы «Ринг» (150 А, 100 В) были размещены за переборкой машинного отделения в бортовых отсеках на 51 — 55-шп. и отличались друг от друга расположением генератора. В качестве аварийного источника была предусмотрена аккумуляторная батарея, находившаяся под броней со станциями управления в отсеках пародинамо. Основными потребителями электроэнергии на лодке являлись боевые фонари (прожекторы) с зеркалом диаметром 60 см, система освещения, двигатели вентиляторов, отличительные и сигнальные огни и другое оборудование.

Энергетическая установка

Машинно-котельные отделения размещались под броней между 29 — 51-м шп. Две машины тройного расширения пара с вертикально опрокинутыми цилиндрами и восемь патентованных котлов Ник-лосса развивали 2200 индикаторных сил при 165 об/мин. Полный вес установки — 234.66 англ. т (перегруз от проекта 30,66 т). Каждая машина имела три цилиндра следующих диаметров: высокого давления (ЦВД) —584,2 мм; среднего давления (ЦСД) — 863,6 мм и низкого давления (ЦНД) — 1270 мм при ходе поршня 508 мм. Они отливались из мелкозернистого чугуна заодно с золотниковыми коробками и промежуточными резервуарами. У крышек и днища были горловины для осмотра. Поршни мягкой литой стали снабжались чугунными набивочными кольцами и коваными крышками. Цилиндры устанавливались на вертикальные стальные колонны.

Возвратно-поступательное движение поршня через шток передавалось на шатун, соединенный с шейкой мотыля, и преобразовывалось во вращательное движение коленчатого вала общей длиной 1906,2 мм. Стальные валы обтачивались до 203 мм и для облегчения имели отверстия 101,6 мм. Все подшипники снабжались бронзовыми вкладышами и заливались белым металлом. Парораспределение осуществлялось эксцентриками с бугелями, тягами и золотниками. Ручной и паровой приводы системы Брауна управляли работой машин. Трущиеся части облицовывались пушечной бронзой и имели приспособпения для под-жатия и смазки.

Обработанные валы, промежуточный и упорный, были обточены до 190,5 мм, а дейдвудный и концевой — до 209.5 мм и рассверлены до 101,6 мм. Дейдвудные трубы и втулки кронштейнов отливались из пушечного металла. Внутри них находились подшипники из пластин бакаута. Гребные винты системы Афонасьева из пушечного металла диаметром 2,9 м и шагом 3,58 м на передний ход вращались в стороны от корпуса; их полированные лопасти могли переставляться для изменения шага.

Мятый пар из ЦНД поступай в поверхностный холодильник, в котором между трубными досками вальцованной латуни устанавливались 19-мм трубки из сплава красной меди общей охлаждающей поверхностью для обеих машин 3500 кв. фут. (325,6 м7). Снаружи холодильник облицовывался теппоизолирующим материалом и планками красного дерева. Центробежная, с паровой машиной, циркуляционная помпа производительностью 300 т/ч при давлении пара 6,3 кг/см2 прокачивала забортную воду по трубкам холодильника. Конденсат откачивался воздушным насосом простого действия.

Машины оснащались счетчиками оборотов и тахометрами с указателями направления и скорости вращения, а также часами, заводившимися на неделю. Каждый цилиндр имел индикатор Ричардса английского производства с набором пружин.

Котлы Никлосса

Эти котлы представляли собой вариант системы Колле с горизонтально расположенными трубками Фильда. установленными консольно в вертикальных соединительных элементах — коллекторах из литого чугуна. Котлы находились в одном отделении, по четыре в ряд, топками к борту, на каждый приходилось по восемь коллекторов с 20-ю испарительными трубками мягкого жепеза длиной 1500 мм, наружным диаметром — 82 мм и внутренним — 74 мм. В каждую такую трубку была вставлена с

большим зазором водопрейная трубка, соединенная с полостью коллектора. Крепление скобами позволяло извлекать любую трубку. Общая нагревательная поверхность всех котлов — 563 м2. В топках, выложенных кирпичом, на колосниковой решетке площадью 20 м7 сжигалось топливо— уголь. Раскаленные газы, омывая испарительные трубки, выходили в общую трубу сечением 3 м2 и высотой над колосниками 15 м. Пар поступал в трубопроводы, изготовленные из медного сплава, и далее через детандер-редуктор, где давление понижалось до рабочего, в машины.

Питательная вода подавалась в котлы донками Тирьона производительностью 10 ООО л/ч. При работе в котлах находилось 13 м' воды и 3 м' пара. На 1 кг сжигаемого топпива вентиляторы подавали 25 мэ воздуха при 600 об/мин паровой машинки. Каждый котел имел предохранительный клапан диаметром 40 мм, отрегулированный на 15 кг/смг. манометр с трехходовым краном и колонку для замера уровня воды. Пробное испытание водой для узлов и деталей, работающих под большим давлением, составляло 21 кг/см2.

Устройства и системы

Магистральная отливная труба красной меди 101,6 мм простиралась от 12-го до 66-го шп. и обеспечивала откачку воды из любого отсека посредством двух турбин производительностью 250 т/ч каждая на высоту 6.1 м, приводимых в действие паровыми машинками Бродерхуда. Вода сбрасывалась за борт на уровне жилой палубы через невозвратные клапаны.

Два кингстона в носу и корме служили для затопления погребов боезапаса, а кормовой — и бортовых отсеков. Осушительная труба проходила по левому борту под броней и имела отростки во все отсеки. Она была закольцована с пожарной магистралью противоположного борта, к ним были подключены паровые помпы Вортингтона, ручные Стона и брандспойты (производительностью 12, 6 и 5 т/ч соответственно). Котельная вода хранилась в отсеках второго дна. Для бытовых нужд экипажа служили водопроводы пресной и забортной воды, их напорные цистерны располагались на крыше камбуза, закачка производилась помпами, а к потребителям вода поступала самотеком.

Для пополнения запаса питательной воды были установлены два испарителя Круга общей производительностью 14 т/с. Пар из котла поступал в змеевик, расположенный в медной цилиндрической колонне, где испаряп забортную воду, образуя вторичный пар. который отводился в холодильник.

Простой руль площадью 4.8 м2 поворачивался в обе стороны на 30° паровой машинкой за 5 минут при ходе 13 уз., диаметр поворота — 3 кбт. Штурвалы находились в боевой и штурманской рубках, а также на мостиках, на верхней палубе и в рулевом отделении. Они соединялись с золотником рулевой машины валиковой передачей со множеством уголковых редукторов.

Лодка была снабжена тремя 1600-кг становыми якорями системы Мартина (один из них — запасной). С грунта они поднимались паровым шпилем, расположенным на жилой палубе, с выводом вертикального вала с барабаном на верхнюю палубу, а на полки полубака укладывались индивидуальными крамболами. Якорные канаты фиксировались стопорами Легофа. Для швартовки служили битенги, кнехты, стопоры Буливана и тросовые вьюшки. Стоп-анкер и два верпа располагались на внешней стороне бортовых коечных сеток с обеих бортов.

Плавсредства были представлены паровым катером. 14-весельным барказом. 10-еесельным катером, 6-весельными вельботом и ялом и 4-весельным ялом. Все они имели поворотные шлюпбалки.

Вентиляцию на лодке изначально запроектировали крайне слабой, и ее неоднократно переделывали.

Экипаж и его размещение

На испытаниях 1897 г. «Храбрый» имел на борту штаб-офицеров — 2; обер-офицеров и чиновников — 6; кондукторов — 1; унтер-офицеров —24; рядовых —119 Во время средиземноморской службы экипаж состоял из 10 офицеров и чиновников и 185 нижних чинов. Расположение было традиционное — в корме салон командира, его ванная и спальня, далее в нос шли каюты офицеров и между ними — кают-компания. В передней части жилой палубы находились аптека и лазарет. В средней части той же палубы на рундуках и подвесных койках размещалась команда. Для кондукторов предусматривались две каюты, для боцмана — отдельная. Баня и гальюны находились на верхней палубе, под полубаком. За кожухом дымовой трубы был устроен камбуз с командными самоварами. Карцер оборудовался в самом носу, в низеньком отсеке под минным аппаратом.

Все имущество нижнего чина укладывалось в строго установленном порядке — в два парусиновых чемодана, большой и малый, помещенные в рундуки и шкафы: доступ к ним был ограничен Свернутые в кокон подвесные койки на день выносились наверх и устанавливались по номерам в коечные сетки, расположенные вдоль борта и на кормовом мостике.