Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

Корабли отечества 03. Эскадренные миноносцы типа "Гневный"

«Семерки» в огне Великой Отечественной и в послевоенные годы

До 22 июня 1941 года в состав КБФ, ЧФ, СФ и ТОФ вступили три четверти (21 корабль) «семерок» и половина (9 кораблей) «семерок улучшенных» от их общего количества; остальные находились на испытаниях или в достройке. «Семерки» составляли в то время почти половину количества советских ЭМ.

Военная обстановка потребовала использовать ЭМ как многоцелевые корабли, в том числе и для выполнения несвойственных им задач (в качестве плавучих батарей, для транспортировки боезапаса, войск, военной техники и других грузов, эвакуации раненых и гражданского населения). Эти задачи приходилось выполнять зачастую без прикрытия с воздуха, при активном противодействии авиации противника, что потребовало срочного зенитного довооружения кораблей с заменой полуавтоматов 21-К и пулеметов ДШК четырьмя 37-мм автоматами 70-К (или шестью 20-мм автоматами «Эрликон») и 12.7-мм спаренными пулеметами «Кольт». В 1942 году на «Гремящем» (СФ), первом среди ЭМ, установили отечественную радиолокационную станцию (РЛС).

За образцовое выполнение боевых задач, мужество, и стойкость личного состава «Гремящему» присвоили почетное наименование гвардейского, четыре «семерки»: «Беспощадный» и «Бойкий» (ЧФ), «Грозный» и «Громкий» (СФ) наградили орденом Красного Знамени.

В ходе боевых действий от оружия противника погибло восемь ЭМ (45%) этого типа из состава КБФ, ЧФ и СФ: после подрыва на минах в Финском заливе — «Гневный» (23.06.41), «Сметливый» (05.11.41) и «Гордый» (14.11.41), от поражения авиабомбами: на Кронштадском рейде — «Стерегущий» (21.09.41), на Черном море — «Безупречный» (26.06.42) и «Беспощадный» (06.10.43), в Новороссийске — «Бдительный» (02.07.42), в Полярном — «Стремительный» (20.07.41). ЭМ ЧФ «Быстрый» после подрыва на минах 1 июля 1941 года поставили в док для ремонта, где он затем был захвачен немецко-фашистскими войсками и в годы оккупации Севастополя разобран на металл.

В особо суровых условиях эксплуатации кораблей на СФ недостаточная прочность до предела облегченных корпусов «семерок» вызвала драматические последствия. В мае 1942 года при восьмибальном шторме произошло разрушение носовой оконечности «Громкого», однако корабль удалось „•пасти и отремонтировать. Осенью того же года при шторме 9 баллов и ветре ураганной силы оторвало кормовую эконечность ЭМ «Сокрушительный», в результате чего корабль погиб. Эти :лучаи заставили еще раз проверить и признать недостаточной прочность корпусов «семерок» (которая усугубляюсь грубыми ошибками в конструк-

ции) и ускорить их подкрепление. Вслед за этим последовали и «оргвыводы»: приказом наркома судостроительной промышленности И. И. Носенко в июне 1943 года В. А. Никитина «за отсутствие надлежащего технического руководства работой ЦКБ-17, выпуск неверных расчетов прочности и некачественных чертежей пр. 7, халатное отношение к обеспечению кораблей действующего флота и заводов чертежами подкреплений» сняли с должности главного инженера бюро и перевели на рядовую работу старшим конструктором. Вскоре после этого вышло совместное решение НКСП и НКВМФ о порядке и сроках выполнения подкреплений корпусов ЭМ и ЛД.

С началом войны дальневосточные заводы столкнулись с необходимостью завершить постройку ЭМ в условиях почти полного прекращения поставок из европейской части страны. Завод № 199 еще продолжал строиться (освоили лишь 61% капиталовложений), завод же № 202 с 1939 года стал основной судоремонтной базой ТОФ, а в 1943 году новое судостроение на нем прекратилось. Тем не менее, завод № 199 передал ТОФ в августе-ноябре 194! года четыре «семерки»; завод № 202, кроме сданного в январе ЭМ «Рекордный», в октябре того же года — еще один ЭМ — «Разумный». На них в процессе выполнения подкрепления корпусов согласно рекомендации комиссии В. И. Першина, установили бомбометы, смонтировали размагничивающее устройство. Во второй половине 1942 года во Владивостоке завершились испытания двух последних ЭМ серии — «Резкий» и «Редкий», — на которых вместо 45-мм полуавтоматов установили по три 37-мм автомата (один из них — на площадке СВП) с увеличенным почти втрое боезапасом. Пулеметы ДШК, из-за отсутствия поставок, не монтировались. Торпедные аппараты для «Резкого» по той же причине пришлось взять из кабинетов местных Военно-морского училища и Учебного отряда ТОФ. На шести последних тихоокеанских ЭМ уложили твердый балласт, что увеличило их стандартное водоизмещение до 1680 т и уменьшило скорость до 36,65 — 37, 3 уз. Такими результатами, с завершением строительства серии «семерок», закончилась начатая «с позиции силы» еще при разработке ТТЗ борьба за достижение 38-узловой скорости как «основного из главнейших кораблестроительных элементов» путем необоснованного занижения водоизмещения. Скорость и водоизмещение этих кораблей в конце концов пришли к балансу...

В июле—октябре 1942 года две «семерки» ТОФ, «Разумный» и «Разъяренный», совместно с ЛД «Баку» совершили, для усиления СФ переход из Владивостока в Ваенгу (ныне — Севе-роморск) Северным морским путем, прошли более семи тысяч миль, из них около тысячи — во льдах. Подготовленный к переводу на СФ третий ЭМ («Ревностный») после столкновения с транспортом и повреждения носовой оконечности, требовал ремонта и остался на ТОФ. На время перехода на корпуса кораблей установили специальную ледовую защиту («шубу») из съемных деревянных щитов со стальной обшивкой. После прибытия отряда на север, на СФ сформировали бригаду ЭМ в составе двух дивизионов. «Разумный» и «Разъяренный» участвовали в обороне Заполярья, защите коммуникаций, в Петсамо-Киркинесской наступательной операции 1944 года. ЭМ

Основные элементы головных ЭМ заводов-строителей, последнего ЭМ в серии, головного и последнего ЭМ по капремонту и модернизации

    Головные заводов   По- По капремон-
              след- ту и модерни-
              ний в зации
              серии    
              Голо- По-
                вной след-
                  ний
Наименование ЭМ Гнев- Стре- Бод Безуп- Рья- Расто- Редкий Стере- Разум-
  ный ми- рый реч- ный роп-   гущий ный
    тель-   ный   ный      
    ный              
Завод строитель N9 190 № 189 № 198 № 200 № 202 N? 199 № 199 № 190 N9 35
  НКОП НКОП НКОП нксп нксп НКСП нксп МСП ВМФ
Год подписания 1938 1938 1938 1939 1939 1940 1942 1948 1957
приемного акта                  
Вооружение                  
Артиллерийское (количе-                  
ство — калибр. ММ)                  
— главного калибра         4.-130        
— зенитного калибра     2-76           -
— мелкозенитного ка-     2-45       3-37 4x2 -37
либра                  
— пулеметы     2-12.7       _ _
Торпедное (количество                  
аппаратов к число тор-       2x3 - 533     2x3 - 533
педных труб — калибр,       6       -  
мм/ количество запас-                  
ных торпед)                  
Минное (количество                  
принимаемых в пере-       88       70 70
грузку мин)                  
Бомбовое (запас глубин-                  
ных бомб)       25     27 20 20
Число бомбометов - - - _ 2 2   2 2
Радиоэлектронное - - -   -   - РЛС ГАС
Защита (наличие размаг- Отсутст. Отсутст. Отсутст. Отсутст. Отсутст. Отсутст. Есть Есть Есть
ничивающего устройства)                  
Кораблестроительные                  
элементы                  
Водоизмещение стандар-                  
тное, т 1525 1545 1545 1S78 1606 1566 1670 1900 1910
Скорость, уз. 38.38 38.26 39,05 38,73 38.60 37.98 37J5 35.20 34,80
Дальность плавания эко-                  
номическим ходом, -ииль 2720 3055 2190 3145 2700 2970 3040 2500 2300

Разъяренный», который в январе 1945 года торпедировала ПЛ противника, взрывом оторвало корму, однако после семнадцати часов успешной борьбы личного состава с возникшим пожаром и поступающей водой корабль привели на буксире в порт Линахамари, после чего поставили на ремонт.

В 1942—1945 годах завод № 202 выполнил зенитное перевооружение 37-мм автоматами ЭМ сдачи 1939— 1941 годов, одновременно на всех «семерках» ТОФ установили импортные РЛС (типа «284» или «291») и гидроакустические станции ГАС «Дракон». Тихоокеанские «семерки» приняли активное участие в войне с Японией 1945 год.

Оставшиеся в строю 18 «семерок» до 1957 года прошли капитальный ремонт и модернизацию. На них заменили торпедные аппараты и артустановки Б-13 на более современные, их водоизмещение возросло до 1900 т, запас плавучести сократился вдвое, а скорость хода снизилась до 34,5 — 36,0 уз. На этом модернизационные запасы «семерок» были исчерпаны полностью. Продолжительность ремонта ЭМ составила от двух («Расторопный» на заводе № 202) до восьми лет («Громкий» на Морском заводе в Кронштадте), в то время как строительство этих кораблей потребовало в свое время от 2 лет 3 месяцев (завод № 189) до 6 лет 3 месяцев (завод № 199).

После модернизации в 1954—1955 годах четыре «семерки» ТОФ — «Резкий», «Рекордный», «Ретивый», «Решительный» — передали ВМС Китая. С поступлением на флоты ЭМ новых проектов (ЗОК, 30 бис, 41, 56) «семерки» переклассифицировали в 1956—1958 годах в корабли-цели для испытания новых образцов вооружения, в том числе и на ядерном полигоне у Новой Земли, и в опытовые суда, а «Стерегущий» и «Резвый» отправили на слом. Прославленные наименования «семерок» унаследовали новые корабли.

Завершая наш рассказ отметим, что создание кораблей типа «Гневный» явилось необходимым этапом при возобновлении проектирования и строительства ЭМ в нашей стране в 1930-х годах. Опыт их эксплуатации и боевого использования дал много полезного для дальнейшего развития кораблей этого класса в составе ВМФ СССР. Строительство «семерок» и служба на них стали хорошей практической школой подготовки кадров судостроителей и военных моряков, дали возможность в дальнейшем успешно спроектировать, построить и освоить более сложные и совершенные корабли, лишенные недостатков первых советских эскадренных миноносцев.