Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

Корабли отечества 03. Эскадренные миноносцы типа "Гневный"

Эскадренный миноносец проекта 7

Разработанный фирмой «Ансальдо» теоретический чертеж корпуса серийного ЭМ был оптимизирован для достижения высокой скорости и имел коэффициент общей полноты 0,446. Корпус отличался остротой и плавностью обводов, его прямой форштевень имел наклон 18° к вертикали. Отношение длины к ширине (10,7) превышало значения, принятые для «новиков» и ЛД типа «Ленинград». По своей архитектуре ЭМ пр. 7 являлся типичным для однотрубных кораблей своего класса, имел короткий полубак — до носовой переборки котельного отделения № 1. При осадке по конструктивную ватерлинию (которую тогда называли, как и на гражданских судах, грузовой — ГВЛ) 3,1 м, высота надводного борта в носу составляла 5,55 м, у миделя и в корме — 3,0 м, что, по взглядам того времени, обеспечивало достаточную мореходность.

Верхняя палуба шла непрерывно по всей длине корабля, а нижняя (жилая) имела настил от борта до борта только в оконечностях (за пределами отсеков ГЭУ) и промежуточном отсеке между машинными отделениями. В отсеках ГЭУ бортовые участки палубы (шириной 850 мм) ограничивали сверху цистерны жидких грузов. От цистерн двойного дна бортовые отсеки отделялись скуловым стрингером. Под нижней палубой (в носу — до цепного ящика, в корме — в районе погребов) располагалась платформа. Расстояние между палубами равнялось 2,1 м. Палубы полубака и верхняя имели погибь со стрелкой 400 и 200 мм соответственно. Корпус разделялся поперечными переборками на 15 водонепроницаемых отсеков. Толщина листов клепаной наружной обшивки составляла 5—10 мм, настила палуб — 4—10 мм (в основном 5—6 мм). Верхняя палуба клепалась только в средней части, а в оконечностях имела сварную конструкцию. Корпус в средней части набирался по продольной системе, с усиленными рамными шпангоутами (расстояние между ними — 2,0 м), в оконечностях — по поперечной (шпация 0,5 м). Второе дно выполнялось клепаным, стрингеры — сварными, набор к основным связям приклепывался.

Над полубаком возвышалась трехъярусная носовая, над верхней палубой — средняя и кормовая надстройки. Артиллерия главного калибра и торпедные аппараты располагались в диаметральной плоскости, что обеспечивало максимальные углы обстрела, зенитное вооружение — побортно. Артустановки главного калибра, аналогичные примененным на ЛД типа «Ленинград», размещались линейно-возвышенно, в трех уровнях (на полубаке, надстройках и верхней палубе). Их центральная наводка обеспечивалась первой отечественной корабельной системой приборов управления стрельбой (ПУС) «Мина» ленинградского завода «Электроприбор». На верхнем ярусе носовой надстройки (на высоте 12 м над КВЛ), между ходовой рубкой и фок-мачтой устанавливался командно-далыюмерный пост (КДП), впервые созданный для этих кораблей. 76-мм зенитные орудия размещались на средней надстройке у грот-мачты, 45-мм полуавтоматы — на полубаке (у его среза), пулеметы — на крыльях верхнего мостика. Для 76-мм орудий проектом предусматривалась система морских приборов управления зенитным огнем (МПУАЗО) «Союз» со стабилизированным визирным постом ((НИ) и зенитным дальномером.

Торпедные аппараты стояли на верхней палубе над машинными отделениями, между надстройками. Здесь же, от среза полубака до кормовых скатов, побортно были проложены минные рельсы. В кормовой части верхней палубы на бомбосбрасывателях и стеллажах размещались глубинные бомбы. Артиллерийский боезапас и боевые зарядные отделения торпед хранились в погребах на платформе, запасные торпеды — на боковых стенках котельного кожуха. В районе миделя на этом же кожухе предусматривалось место для установки СВП. на кормовой надстройке размещался зенитный дальномер, на площадке за дымовой трубой стояли боевые прожекторы. Здесь же побортно на рострах (на уровне полубака) размещались командирский катер и ялы (два шестивесельных и один двухвесельный).

ГЭУ занимала шесть отсеков средней части корабля и состояла из трех главных и одного вспомогательного котлов, двух ГТЗА и вспомогательных механизмов. Главные котлы — шатрового типа, с естественной циркуляцией, двух типоразмеров: большого — для котельных отделений (КО) № 2 и № 3, паропроизводительностью 98, 5 т/ч, с девятью форсунками, и малого — для КО № 1 на 83 т/ч, с семью форсунками. К ГТЗА пар подавался по линейной схеме паропроводами с обоих бортов. ГЭУ ЭМ пр. 7 отличалась от установок СКР и ЛД применением пара повышенных параметров (27 атм, 350°С) и ряда прогрессивных решений, обеспечивающих более высокую экономичность: активным облопатыванием турбин высокого (ТВД) и среднего (ТСД) давления и реактивным — турбины низкого давления (ТНД), ступенями крейсерского и экономического ходов на турбинах высокого давления. ТВД имела частоту вращения 4690, ТСД — 3880, ТНД — 2520 об/мин, понижавшихся редуктором до 415 об/мин гребных винтов. Проектная номинальная мощность ГТЗА составляла 24 тыс. л. с, максимальная — 27 тыс. л. с, (котлы имели соответствующий запас паропроизводительности). Объем применения турбоприводов на вспомогательных механизмах ЭМ значительно расширили, для их питания использовался перегретый пар (на СКР и ЛД они работали на насыщенном). Близость основных характеристик нефтяных, масляных и питательных турбонасосов, а также котельных вентиляторов и других вспомогательных механизмов ЭМ пр. 7 с аналогичными механизмами КРЛ пр. 26 дала возможность унифицировать их и применить на ЭМ изготавливаемые по документации фирмы «Ансальдо» для КРЛ.

Созданием ГЭУ для ЭМ пр. 7 руководил начальник механического отдела ЦКБС-1 А. В. Сперанский, обладавший многолетним инженерным опытом.

Трехлопастные винты ЭМ проектировались специалистами НИВК'а, они имели диаметр 3,18 м и шаг 3,66 м.

Три турбогенератора мощностью по 50 кВт и два аварийных дизель-генератора мощностью по 31,5 кВт вырабатывали постоянный ток напряжением 115 В. Турбогенераторы и их главные распределительные щиты размещались побортно в машинных отделениях, дизель-генераторы со щитами — в специальной выгородке средней надстройки. Распределение энергии в силовой сети осуществлялось по магистральной системе, с трассами по обоим бортам.

Якорное устройство состояло из двух становых якорей Холла массой по 1000 кг (с якорной цепью длиной 184 м) и кормового стоп-анкера.

Старший командный состав размещался в трех одноместных и шести двухместных каютах в носовой надстройке на верхней палубе и под ней, младший — в двух (четырех- и шестиместной) каютах на нижней палубе, под кормовой надстройкой; краснофлотцы — в пяти кубриках (на 16—43 мест) на нижней палубе, на 67 стационарных и 20 подвесных койках. Кроме того, 12 мест для отдыха рядовых имелось в румпельном отделении и шесть — в шифрпосту, гиропосту и лазарете.

Сравнение основных ТТЭ из данных общего проекта ЭМ пр. 7 с зарубежными ЭМ подтверждает, что при его проектировании был достигнут значительный прогресс и корабль по своим боевым качествам не уступат лучшим зарубежным образцам того времени, а по дальности стрельбы орудий главного калибра и скорости значительно превосходил их. 130-мм артсистема Б-13 ленинградского завода «Большевик» обладала высокой баллистикой, которая обеспечивала ей существенные преимущества не только перед 102-мм орудиями «новиков», но и перед 120—127-мм орудиями ЭМ иностранных флотов. Дальность стрельбы системы составляла 138 артиллерийских кабельтовых (кб) или 25,3 км, масса снаряда — 33,4 кг, против 95—100 кб (17,4—18,3 км) и 22—32 кг у орудий зарубежных систем калибров 120—127-мм, 87 кб (15,9 км) и 17,5 кг — орудий «новиков». В отличие от открытой палубной установки главного калибра «новиков» и СКР типа «Ураган» она имела стальной щит, защищающий орудийный расчет от пулеметного огня и осколков. Однако за рубежом с начапа 1930-х годов стали применять на ЭМ двухорудийные башенные установки главного калибра, которые в ВМФ СССР появились лишь в 1941 году.

Основные ТТЭ проекта 7 и эскадренных миноносцев иностранных флотов

Страна СССР ИТАЛИЯ ГЕРМАНИЯ ЯПОНИЯ АНГЛИЯ США
Тип (проект) пр. 7 «Мистрале. «Леберехт Маас» «Асаси. «Хэвок» «Мэхэн»
Год сдачи головного 1938 1934 1934 1935 1936 1936
корабля            
Вооружение            
Артиллерийское (количество            
стволов - калибр в мм):            
- главного калибра 4-130 4-120 5-127 6-127 4-120 4-127
- зенитного калибра 2-76 - - - - -
- мелкозенитного калибра 2-4S 6-37 4-37 - - 2-40
пулеметы 2-12.7 4-12.7 - 2-12.7 8-12.7 8-12.7
Торпедное (количество            
торпедных аппаратов х число 2x3- 2x3- 2x4- 2X4- 2x4- 3X4-
труб — калибр в мм 533 533 533 533 533 533
Кораблестроительные мемен-            
ты

Водоизмещение

          1570
- стандартное, т 1425 1450 1625 1500 1550
— нормальное, m 1570 1600 1780 1650 1700 1930
— полное, m 1715 1750 1950 1800 1900 1900
Длина наибольшая, м 112.8 106. 7 114.0 108.6 97.5 104.0
Ширина наибольшая м 10.2 10.2 11J 10.2 10.1 10.7
Осадка, м 3.1 3.0 2.9 2.7 3.0 3.0
Скорость хода полна», уз. 38 38 36 34 35 36
Общаа мощность ГЭУ. л. с 480011 44000 50000 38000 34000 44000
Дальность плавания экономи-            
ческим ходом, миль/при ско- 2200/20 5000/. 2700/.   6000/1S 6000/15
рости, уз