Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

Корабли отечества 03. Эскадренные миноносцы типа "Гневный"

Эскадренные миноносцы типа -Гневный- (проект 7) занимают особое место в истории отечественного кораблестроения. Создание большой серии этих кораблей определялось принятым в начале 1930-х годов политическим решением о качественном обновлении и форсированном развитии легких сил флота, продиктованным объективной необходимостью укрепления морских границ СССР в условиях обострения международной обстановки и возникновения очагов новой мировой войны. Однако при определении количества кораблей в серии и сроков их строительства руководство страны переоценило реальные возможности промышленности, ее судостроительной, металлургической и машиностроительной отраслей. Утвержденная программа военно-морского строительства на 1933—1938 годы по объему и срокам оказалась невыполнимой. При сложной внутриполитической обстановке в стране «семерки», в ходе их строительства, испытаний и освоения на флотах, стали предметом не всегда объективной и компетентной критики, что имело драматические последствия для судьбы этих кораблей и трагические — для участников их создания.

В результате принятия в августе 1937 года недальновидного решения о приостановке строительства эсминцев проекта 7 с последующим внесением значительных изменений в проект, реализованных на большей части находившихся на стапелях кораблей серии, «семерок» оказалось к началу войны слишком мало.

Так как фальсификация причин свертывания программы строительства эскадренных миноносцев пр. 7 «вследствие их крупных недостатков» повторялась неоднократно в различных публикациях в течение многих лет, а действительные события драматической истории «семерок» долгое время были известны лишь немногим, представляется необходимым, хотя бы вкратце, рассказать читателям, что же происходило на самом деле, положив в основу изложения ставшие доступными лишь недавно документальные материалы того времени из фондов государственных архивов.

Сталинская серия

К началу 1930-х годов в составе Военно-Морских Сил (ВМС) РККА, как тогда назывался наш весьма немногочисленный флот, было всего семнадцать эскадренных миноносцев (ЭМ) — «новиков» (12 — на Балтийском море и 5 — на Черном). Их артиллерийское (102-мм орудия) и торпедное (калибра 450 мм) вооружение, механизмы и другое оборудование, созданные перед первой мировой войной, недостаточные скорость хода и дальность плавания уже не соответствовали достигнутому к тому времени мировому техническому уровню развития военного кораблестроения. Такие ЭМ не могли решать с высокой эффективностью расширившиеся боевые задачи кораблей своего класса.

Оперативно-тактические возможности подводных лодок (ПЛ) и торпедных катеров (ТКА). строившихся с конца 1920-х годов высокими темпами,

также не позволяли считать их универсальными средствами обороны морских рубежей. Достройка трех заложенных в 1913 году легких крейсеров (КРЛ) типов «Светлана» и «Адмирал Нахимов», строительство но программам 1926 и 1929 годов восемнадцати сторожевых кораблей (СКР) типа «Ураган» и трех лидеров ЭМ (ЛД) типа «Ленинград», не решали в полном объеме острой проблемы требуемого усиления легких сил флота, без чего нельзя было ни заметно обновить Морские силы Балтийского и Черного морей, ни создавать новые — на Севере и Дальнем Востоке.

Совет Труда и Обороны (СТО) СССР, обсудив в июле 1931 года вопросы дальнейшего развития Военно-Морских Сил, по предложению И. В. Сталина принял решение предусмотреть в очередной программе военно-морского строительства на вторую пятилетку форсированное создание новых КРЛ и ЭМ. «Строить должны бешено», — подчеркнул в своем выступлении Сталин. Это ускорило разработку требований флота к серийным ЭМ, которые должны были заменить устаревшие «новики».

Первое техническое задание (ТЗ) на проектирование такого корабля готовилось Техническим управлением (Те-хупром) ВМС РККА одновременно с началом разработки Научно-техническим комитетом этого ведомства (НТКМ) эскизного проекта ЛД типа «Ленинград». Задание и предварительные данные по «главнейшим», как их тогда называли, тактико-техническим элементам (ТТЭ) ЭМ: артиллерия главного калибра — 100 мм, водоизмещение около 1300 т, скорость хода 40 узлов, рассматривались в комитете в октябре 1929 года. При их обсуждении модель боевого использования этих кораблей, разработанная Штабом ВМС под влиянием опыта первой мировой войны, подверглась резкой критике со стороны командования Морских сил Балтийского моря, которое в то время считалось основным и наиболее вероятным театром боевых действий флота. Оно настаивало на вооружении новых ЭМ артиллерией 130-мм калибра, водоизмещении около 1800 т и скорости 38 узлов. Такой главный калибр определялся вероятностью встречи с иностранными ЭМ новейших типов (со 120—130-мм орудиями), обеспечивал эффективную стрельбу но береговым целям и даже по КРЛ противника со 130-мм артиллерией.

В дальнейшем концепция серийного ЭМ и требования к нему неоднократно уточнялись, отражая неоднозначность взглядов командования ВМС на роль и место этих кораблей в составе флота, а также возможные объемы финансирования на создание серии. Летом 1930 года Техупр направил НТКМ «Оперативно-тактическое задание (ОТЗ) для малого ЭМ Балтийского моря», предназначенного для участия в эскадренном бою с нанесением торпедного удара по линкорам противника и охранения главных сил эскадры на переходе морем. В утвержденном осенью 1931 года ОТЗ на «ЭМ для Балтийского и Черного морей» задачи корабля значительно расширялись: атака сил десанта противника, обеспечение боевой деятельности ПЛ, разведка и несение дозора при поддержке крейсерами, постановка активных минных заграждений. Это вызвало включение в состав воружения зенитных орудий калибра 76-мм, увеличение количества пулеметов, боезапаса мелкозенитного калибра и принимаемых мин, повышение скорости, дальности плавания и рост водоизмещения. В феврале 1932 года Техупр выдал НТКМ «ОТЗ на типовой ЭМ», где вновь, в целях удешевления корабля, ограничивалось его водоизмещение (путем сокращения боезапаса главного калибра и принимаемых мин, уменьшения скорости), но количество 76-мм орудий увеличивалось.

По существовавшей тогда организации проектирования кораблей, НТКМ разрабатывал их эскизные проекты и подготавливал тактико-технические задания 'llii на общее (техническое) проектирование, выполняемое в технических бюро заводов-строителей головных кораблей серии.

В начале 1931 года, на базе Технического бюро Северной судостроительной верфи (ССВ), имевшего опыт проектирования СКР и ЛД типов «Ураган» и «Ленинград», для выпуска рабочих чертежей и технической документации, а также разработки проектов новых кораблей независимо от места их постройки, создали Центральное конструкторское бюро спецсудостроения (ЦКБС). Его главным инженером назначили В. А. Никитина, руководившего проектированием СКР и ЛД. Правой рукой Никитина (ответственным исполнителем работ по этим кораблям) был П. О. Трахтенберг. Летом 1932 года разработанный НТКМ первый вариант проекта «типового ЭМ» передали ЦКБС-1, как в то время стало называться бюро, которому поручалось, параллельно с комитетом, дальнейшее эскизное проектирование корабля.

В октябре 1932 г. Реввоенсовет Союза ССР (РВСС) утвердил представленное Управлением ВМС (У ВМС) РККА «ТТЗ на ЭМ стандартным водоизмещением 1300 т», где 130-мм боезапас снова сократили, а скорость хода — увеличили. Задание 1932 г. предусматривало создание однотрубного (в отличие от двух предыдущих вариантов задания на трех- и двухтрубный ЭМ) корабля с линейным расположением ПЗУ, при котором она делилась на две расположенных друг за другом группы — котельную и машинную. Здесь явно сказывалось влияние схемы, применявшейся в то время на большей части итальянских ЭМ подобного водоизмещения, а также на ЭМ флотов Англии и США, обеспечивавшей сокращение водоизмещения и стоимости этих кораблей. РВСС ходатайствовал перед СТО о разрешении привлечь иностранную итальянскую техническую помощь для проектирования механизмов кораблей, совершенствования технологии производства литья и поковок для них.

ЦКБС-1 начало прсктирование «серийного ЭМ», которому присвоили обозначение «проект 7» с разработки варианта с использованием основных технических решений, принятых на СКР и ЛД — с эшелонным расположением ГЭУ (с ее разделением на два автономных эшелона с котлами и ГТЗА н каждом из них). Так как В. А. Никитина в то время откомандировали в «Со-юзверфь», разработка пр. 7 в бюро началась под руководством П. О. Трах-тенберга. При обсуждении этого варианта в конце 1932 года в НИВК'е. заказчик отверг его как «неудачную попытку пересмотра эскизного проекта НТКМ, с ухудшением тактических свойств корабля и усложнением производства». Кроме несоответствия варианта ЦКБС-1 новой редакции задания (он разрабатывался по ОТЗ 1931 года и не учитывал ограничения водоизмещения величиной 1300 т), в заключении института отмечалось завышение удельной массы корпуса (54 кг/м3). Спустя пять лет принятое заказчиком для ЭМ пр.7 линейное расположение ГЭУ послужило поводом для приостановки строительства серии и связанных с этим репрессий, а чрезмерное облегчение корпуса явилось одной из причин гибели на Северном флоте ЭМ «Сокрушительный».

Изменение требований к «серийному эсминцу» и основные результаты его проектирования

Наименование ОТЗ УВМС РККА ттз, ТТЗ, Эскиз- Измен Общий
документа (проекта)         УТ- ный ТТЗ по проект
        вержд вержд проект посга- УТ-
        РВСС поста-новл. СТО одобренный ВМС новл. СТО вержд

поста-новл. СТО

Месяц и год 07.1930 10.1931 02.1932 10.1932 08.1933 04.1934 08.1934 12.1934
Вооружение                
Артиллерийское (количе-                
ство стволов — калибр.                
-км/боезапас на ствол):                
- главного калибра 4-102

200

4-130 200 4-130 150     4-130

100

   
— зенитного калибра - 2-76 300     3-76 ~ЗШГ     2-76 300
- мелкоэсннтного калибра 2-40 300 2-37 1000 2-37 1000     из

500

   
- пулеметы 2-12.7 2000 4-12.7 2000 4-12.7 2000     2-12,7 2000    
Торпедное (количество                
торпедных аппаратов х                
труб в них - калибр.       2x3-533        
мм/количество запас*       б        
них торпед)                
Минное (количество мин) 40 60 50 45-50 45-50 45 45-50 50
Бомбовое (количество                
во глубинных бомб):                
- больших         10      
— малых -       15      
Кораблестроительные                
элементы                
Стандартное водоизме- 1300- 1500- 1200- 1300 1300- 1410 1450 1425
щение, т -1440 -1800 -1300   -1400      
Скорость хода. уз. 40 41 38 40-42 37 37 38 38
Дальность плавании,                
миль:                
- полным ходом ISO 250 250 360 360 360 360 360
— экономическим ходом 1400 2000 2000 1800 1800 1400 1800 1600
Экипаж, чел. 160 220 170   150 150   ! 70

 

Командированная в 1932 году в Италию комиссия «Союзверфи», воз-глав; (емая помощником се управляющего В. А. Никитиным с участием представителей ЦКБС-1, остановила свой выбор на крупнейшей судостроительной фирме «Ансальдо», имевшей многолетний опыт проектирования быстроходных ЭМ и КРЛ для ВМС Италии и на экспорт, а также ГТЗА для этих кораблей (мощностью от 20 до 55 тыс. л. с). Фирма согласилась консультировать проект советского «серийного» ЭМ и разработать для него теоретический чертеж. Комиссия ознакомилась с новейшими итальянскими эсминцами и документацией строящегося ЭМ типа «Мистрале», который стал ближайшим прототипом при разработке проекта 7.

Для обеспечения проектных работ по «семерке» укрепили руководство ЦКБС-1. В мае 1933 года в бюро возвратился на свою должность главный инженер В. А. Никитин. На него возложили руководство пр. 7, ответственным исполнителем по которому остался П. О. Трахтенберг. Осенью того же го-

да начальником ЦКБС-1 назначили бывшего военного моряка, энергичного и инициативного инженер-механика В. Л. Бжезинского, который сумел улучшить организацию разработки в бюро проектов новых КРЛ, ЭМ и тральщиков (ТЩ), условия труда и отдыха конструкторов, чем быстро завоеван авторитет и уважение коллектива.

Одновременно с эскизным проектированием ЭМ пр. 7, НИВК подготовил проект ТТЗ на него. После одобрения задания начальником Морских сил РККА В. М. Орловым, его 13 августа 1933 года утвердил СТО. По этому ТТЗ величина стандартного водоизмещения ЭМ устанавливалась в пределах 1300—1400 т., а скорость (при 50% топлива) определялась в 37 уз. К концу года НИВК и ЦКБС-1 представили на рассмотрение в Управление кораблестроения (УК) Морских Сил (так в 1932 году переименовали Техупр) разработанные ими варианты эскизного проекта. Водоизмещение корабля по варианту института составляло 1410 т, а бюро — 1475 т. В апреле 1934 года заместитель начальника МС РККА И. М. Лудри подписал решение, одобряющее вариант НИВК'а, который приняли за основу при разработке общего проекта ЭМ. ЦКБС-1 на выполнение этого более сложного и ответственного этапа проектирования корабля отводилось менее шести месяцев. Утвержденные сроки закладки первых кораблей серии не давали возможности выполнить глубокие конструкторские проработки. В результате общий проект разрабатывался в условиях крайней спешки, с неоднократным внесением заказчиком изменений и дополнений. Это осложнило в дальнейшем выпуск рабочих чертежей и сказалось на их качестве, что затем поставили в вину коллективу бюро. Наблюдение за работами по пр. 7 в ЦКБС-1 обеспечивалось аппаратом Комиссии по наблюдению за постройкой и ремонтом кораблей (председатель — А. П. Шсршов), с участием специалистов НИВК'а и

других институтов Морских Сил, а также с привлечением виднейших ученых-кораблестроителей — А. Н. Крылова, К). А. Шиманского, П. Ф. Пап-ковича и В. Г. Власова, что не давало повода сомневаться в качестве проектирования эсминцев.

После заключения договора о техпомощи с фирмой «Ансальдо», в Италию для консультаций и приемки документации неоднократно выезжали специалисты бюро, судостроительных и машиностроительных заводов, а также представители заказчика. Летом 1934 года фирма представила два варианта теоретического чертежа для «серийного ЭМ*. Изготовленные по ним модели прошли буксировочные испытания в Римском и Венском опытовых бассейнах. По результатам этих испытаний и по представлению Управления МС РККА (УМС), СТО 5 августа 1934 года принял постановление «О дополнительных изменениях деталей конструкции серийного ЭМ с учетом информации, полученной в Италии», которым предусматривалось изменение кормовых обводов корпуса корабля — с заменой крейсерской кормы на транцевую (что давало преимущество по ходовым качествам) и вносились изменения в утвержденное ранее ТТЗ — скорость повышалась до 38 уз., водоизмещение — до 1450 т. На основании постановления, в проекте реализовали вариант теоретического чертежа с транцевой кормой.

14 сентября 1934 года ЦКБС-1 представило общий проект «семерки» на рассмотрение в УМС. По данным согласованной с заказчиком нагрузки масс (тогда — весовой нагрузки) стандартное водоизмещение корабля составляло 1425 т. Такой итог был подведен иод давлением заказчика и не подкреплялся надежными расчетами. В ноябре 1934 года В. М. Орлов доложил проект наркому обороны К. Е. Ворошилову, который одобрил его и представил для утверждения Председателю СТО В. М. Молотову с предложением

«ввиду трудности размещения трех 76-мм зенитных орудий, сократить их число до двух». 21 декабря 1934 года общий проект «серийного ЭМ» был утвержден постановлением СТО.

Общее количество «семерок», подлежащих строительству по утвержденному проекту, не раз изменялось. Вначале намечалось построить 13 кораблей первой серии, начав их строительство в 1935—1936 годах, однако затем в план 1936 года включили дополнительно закладку 15 ЭМ второй серии. Затем Наркомат НКТП проработал по поручению правительства и подтвердил возможность начала постройки в 1936 году, сверх плана, еще 25 ЭМ третьей серии за счет соответствующего перс-носа сроков сдачи ПЛ и ТЩ, что учли при корректировке программы, по которой в 1937 году планировалось сдать флоту 21 корабль, а в следующем — остальные 32 эсминца. Так сформировалась крупная серия ЭМ пр. 7 из 53 единиц, которую вскоре стали называть «сталинской» (видимо, инициатива ее увеличения принадлежала Сталину, которому не принято было возражать). Из них 21 корабль предназначался для Краснознаменного Балтийской) (КБФ) и Северного флотов (СФ), 10 — для Черноморского флота (ЧФ) и 22 — для Тихоокеанского флота (ТОФ).

Наиболее подготовленными к решению поставленной задачи оказались ССВ (с 1935 года — завод им. А. А. Жданова) и Николаевский государственный завод (НГЗ) им. А. Марти, где строились СКР и ЛД указанных выше типов. На них и намечалось заложить корабли I и II серий (больше половины общего количества новых ЭМ). Строительство III серии предусматривалось не только на заводе им. А. А. Жданова, но также на Балтийском заводе им. С. Орджоникидзе и НГЗ им. 61 Коммунара, где ранее ЭМ не строились. В связи с отсутствием в то время необходимой металлургической и судостроительной базы на Дальнем Востоке, обоим николаевским заводам поручалось изготовление «заготовок» и предварительная сборка на своих стапелях корпусов ЭМ для Тихоокеанского флота. Вооружение, механизмы, оборудование и материалы для этих кораблей также должны были поставлять предприятия европейской части СССР. Окончательную сборку корпусов из доставленных по железной дороге заготовок, а также достройку этих ЭМ намечалось выполнять на Дальзаводе им. Ворошилова (г. Владивосток) и строящейся с 1932 года новой Амурской верфи (г. Комсомольск-на-Амуре). Испытания и сдачу кораблей обоих этих заводов-строите-

Распределение эскадренных миноносцев проекта 7 по сериям, заводам-строителям и годам сдачи по планам Наркомтяжпрома 1936 года

Завод-строитель Общее количество ЭМ Серия ЭМ Год сдачи
I II III 1937 1938
Ленинград            
Завод им. А. А. Жданова 17 3     3  
      9   5 4
        5   5
Балтийский завод            
им. С. Орджоникидзе 8     8* 2 6*
Николаев            
НГЗ им. А- Марти 4 4     4"  
НГЗ нм. 61 Коммунара б     б 5... 1
Владивосток            
Дальэавод им. Ворошилова 9 4     4  
      3     2
Комсомол ьск-на-Амуре       3   3
Амурская верфь 9 2     2  
      4     4
        3   3
Всего 53 13 15 28 25 28

• В том числе 4 — для ТОФ, со сдачей на Балтийском море

** Кроме того, завод должен был изготовить в 1936 и 1937 годах по 6 «заготовок»

ЭМ I и II серий для сборки на дальневосточных заводах.

*•• Сверх того, заводу предписывалось изготовить в 1937 году 6 «заготовок» ЭМ

III серии.

лей предусматривалось осуществлять во Владивостоке. Планируемое Нар-комтяжпромом в 1936 году распределение ЭМ пр. 7 по заводам и годам их сдачи флоту представлено выше в таблице.

Головной корабль серии («Гневный») решили строить на заводе им. А. А. Жданова. При этом принимались во внимание размещение здесь же проектанта (ЦКБС-1), наличие на этом заводе собственного турбинного производства, дислокация в Ленинграде Главного управления морской судостроительной промышленности и ведущих институтов заказчика, а также разработчиков и поставщиков основных образцов вооружения и оборудования.

Первыми, в канун XVIII годовщины Октябрьской Революции заложили два дальневосточных корабля («Резвый» и «Решительный») мартийцы. В конце ноября ждановцы заложили «Гневный», а 21 декабря — «Грозный». В конце года на заводе им. Марти были заложены головной ЭМ Черного моря «Бодрый» и третий корабль для ТОФ, который впоследствии получил наименование «Рьяный» и стал головным ЭМ Дальзавода.