Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

Корабли отечества 06 - Эскадренный броненосец Бородино

"Слава" в составе Балтийского флота

Достройка пятого броненосца типа «Бородино" возобновилась осенью 1904 г. И ноябре по инициативе вице-адмирала А.А.Бирилева "Слава" вошла в состав 3-Й эскадры флота Тихого океана, готовность которой к плаванию назначалась на 15 мая 1905 г. Зимой 1905 г. работы на корабле прервались из-за забастовок, после Цусимы эскадру расформировали и «Слава», успеш.

но пройдя испытания, вступила в строй Балтийского флота. В ходе достройки на броненосце сняли боевые марсы, почти все 47-мм пушки, а позади 75-мм орудий в центральной батарее устроили продольные переборки "для увеличения боевой непотопляемости".

С 1906 по 1910 гг. в составе Особого (с 1908 г. - Балтийского) отряда судов "Слава" совершила ряд учебных походов в Северный Ледовитый океан и Средиземное море.В декабре 1908 г. экипаж линейного корабля (по новой классификации 1907 г.) под командованием капитана 1 ранга А.А.Баженова участвовал в спасательных работах в сицилийском городе Мессина после катастрофического землетрясения. В 1909 г. корабельный инженер В.П.Костенко составил проект модернизации "Славы" с заменой 75-мм и 152-мм орудий на 8 120-мм и 8 203-мм (4 башни, в том числе 2 - в диаметральной плоскости). Однако при ремонте в Тулоне 1910-1911 гг. ограничились только заменой котлов. Во время первой мировой войны "Слава" отличилась в боевых действиях в Рижском заливе. В июле-августе 1915 г. линкор, под командованием капитана 1 ранга С.С.Вяземского, неоднократно вступал в неравный бой с германскими линейными кораблями, препятствуя попыткам противника прорваться через Ирбенский пролив. Для увеличения дальности стрельбы 305-мм орудий до 95 кб командир приказал затопить часть бортовых отсеков и создать крен 3.5°. 12 сентября 1915 г. в бою с германскими полевыми батареями у м. Рагоцем С.С.Вяземский был убит осколками снаряда, разорвавшегося у визирной прорези боевой рубки. Осенью 1915 г. «Слава» под командованием капитана 1 ранга В.В.Ковалевского неоднократно поддерживала огнем сухопутные войска на побережье -Рижского залива, а 9 октября обеспечивала высадку десанта у м.Домескес. Аналогичные задачи линкор решал в Рижском заливе и в кампании 1916 г., после чего прошел докование в Кронштадте и модернизацию артиллерии в Гельсингфорсе. Угол возвышения 305-мм орудий увеличили до 25°, что соответствовало дальности стрельбы 115 кб. К началу 1917 г. в состав вооружения «Славы», кроме 305- и 152-мм входили 12 75-мм орудий, 4 76.2-мм зенитные пушки и 2 подводных минных аппарата. Экипаж насчитывал 825 человек.

26 августа 1917 г. «Слава», под командованием капитана 1 ранга В.Г.Антонова, Моонзундскими проливами перешла в Куйваст и вскоре приняла участие в Моонзундском сражении. 4 октября 1917 г. русские корабли под командованием вице-адмирала М.К.Бахирева на рейде Куйваст вступили в неравный бой с германским отрядом вице-адмирала Бенке. «Слава* вела артиллерийскую дуэль с дредноутами "Кенинг" и «Кронпринц» (всего 20 305-мм орудий) и заставила противника отступить. Но через некоторое время германские дредноуты быстро сблизились и добились 7 попаданий в «Славу», на которой к этому времени

по техническим причинам вышла из строя носовая 305-мм башня. Корабль принял 1127 т воды, и его осадка носом достигла 10 м. Так как мелководный Моонзунд стал для «Славы» непроходим, М.К.Бахиров приказал при отступлении затопить линкор у входа в канал, взорвать погреба боезапаса и дополнительно подорвать корабль торпедой с эскадренного миноносца «Туркменец-Ставропольский». В 1935 г. эстонцы начали разбирать остов линкора для продажи на слом. При этом во время демонтажа одного из 305-мм орудий произошел нечаянный выстрел снарядом, заряженным в негов 1917 г. Он прозвучал прощальным салютом боевым подвигам «Славы", его безвременно погибшим собратьям и трудовому подвигу Дмитрия Васильевича Скворцова, который скончался от тяжелой болезни всего на 51 году жизни.