Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

Корабли отечества 06 - Эскадренный броненосец Бородино

Поход на Дальний Восток

2 октября 1904 г. 2-я Тихоокеанская эскадра вышла из Либавы на театр военных действий. Ее 1-Й броненосный отряд составили четыре эскадренных броненосца типа «Бородино». Ночью !» октября весь отряд "отличился" в Гулльском инциденте, открыв, в ожидании минной атаки, огонь по рыболовным судам. Выпустив около 2000 снарядов, броненосцы потопили 1 траулер, повредили несколько других, пять снарядов попало в шедший параллельным курсом крейсер «Аврора». В испанском порту Виго для участия в р ас следовании этого происшествия остались свидетели с трех броненосцев (с -Бородино* - младший минный офицер лейтенант В.Н.Шрамченко). В Танжере эскадра разделилась, и ее 1-й отряд с броненосцем "Ослябя" и тремя большими крейсерами во главе с З.П.Рожественским направился в Индийский океан вокруг Африки.

В походе командующий эскадрой подверг броненосцы типа «Бородино* острой критике за систематический выход из строя электрических приводов управления рулем, разрыв труб главного паропровода и, в основном, за малую дальность плавания. Фактический расход угля в начале^похо-да оказался таким, что при запасе 1100 т и скорости 9,25-9,5 уз корабли, согласно рапортам З.П.Рожественского, могли пройти всего 1900 миль. На каждой стоянке адмирал с завидным постоянством требовал увеличения угольных запасов. Уголь вскоре занял центральную батарею, кают-компанию и даже верхнюю палубу позади кормовой башни.

С уменьшением метацентрической высоты пришлось мириться, "так как иначе нельзя море переплыть: корабли очевидно построены только для Финского залива в расчете на обстоятельства глубокого мира" — язвительно рапортовал Зиновий Петрович в Санкт-Петербург. В начале декабря в Ангра-Пекуэна (на западном побережье Африки) новые броненосцы погрузили по 2200 т угля и водоизмещение «Бородино» достигло 16340 т. С таким количеством топлива «Бородино* и «Орел», в отличии от «Суворова* и «Александра III» имели дифферент на нос и осадку почти на 0,3 м больше- Адмирал поспешил объяснить это своеволием строителей и командиров при постройке кораблей. Однако впоследствии выяснилось, что гвардейский «Император Александр III» в желании быть первым в погрузке топлива (и получать премии) допускал значительные - до нескольких сот тонн - приписки количества принятого угля. Возможно, подобное имело место и на «Суворове».

В сложных условиях плавания броненосцы типа "Бородино" показали хорошие мореходные качество, выдержав в декабре 1904 г. сильный шторм в Индийском океане. При высоте попутной волны более 12 м (длина около 110 м) их крен на качке не превышал 12° на борт, в то время как другие корабли кренились от 20 до 40°.

Во время стоянки в Носси-бе на Мадагаскаре, машинисты «Бородино* под руководством В.С.Рябинина и флагманского инженер-механика В.А.Обнорского привели главные механизмы броненосца в полный порядок, ликвидировав заводские недоделки. Правда, испытаний не проводили: командующий эскадрой не хотел рисковать "надрывом механизмов" на полном ходу.

Здесь же но Мадагаскаре броненосцы шесть раз выходили на эволюции, в том числе три раза - со стрельбой из крупных орудий, которая оказалась далеко не блестящей. Стрельбы прекратились после израсходования практического боезапаса. Боевые снаряды на учебу З.П.Рожественский расходовать не разрешил.

Офицеры и матросы броненосцев в беспримерном походе совершили настоящий подвиг. Длительное плавание в тропиках при частых угольных погрузках, без нормального отдыха, потребовало предельного напряжения физических и моральных сил. Не удалось избежать и несчастных случаев: 29 декабря 1904 г. во время погрузки угля в бортовом коридоре «Бородино* задохнулись и погибли два машиниста.

В марте 1905 г. эскадра пересекла Индийский океан и вскоре сделала остановку в бухте Камранг у берегов Индокитая, откуда, присоединив отряд контр-адмирала Н.И.Небогатово. 1 мая вышла на прорыв во Владивосток. 14 мая после 1922-мильного перехода 2-я Тихоокеанская эскадра вошла в Корейский пролив, где ее под-жидол японский Соединенный флот адмирала Х.Того. Следует отметить,

что вице-адмирал З.П.Рожественский и его штаб не провели должной подготовки эскадры к бою, в частности, радикальной разгрузки кораблей, избавления их от лишнего дерева и окраски в "боевой" цвет. Броненосцы типа «Бородино» - главная ударная сила эскадры - вступили в бой с суммарной перегрузкой около 1700 т, в результате над водой у миделя осталось всего около 1.4 м, а в носу не более 2 м второго броневого пояса. По другим данным водоизмещение кораблей этого типа перед боем составляло около 15000 т, известно также, что утром 14 мая «Бородино* имел на борту чуть более 1000 т угля. Так или иначе, но перегрузка снижала запас плавучести и боевую устойчивость кораблей в целом.