Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

Корабли отечества 06 - Эскадренный броненосец Бородино

«Император Александр III» проходит испытания

Эскадренный броненосец «Император Александр III», переведенный в Кронштадт в белоснежной — "заграничной"— окраске для окончательной достройки в августе 1903 г., комплектовался отборным личным составом Гвардейского экипажа. Командиром корабля в сентябре назначили 46-летнего капитана 1 ранга Николая Михайловича Бухвостова, потомка известного "первого русского солдата" петровских времен. До этого он командовал крейсером I ранга «Адмирал Нахимов», который привел на Балтику с Дальнего Востока.

Испытания нового корабля не обошлись без неожиданностей, которые начались 22 августа 1903 г., когда броненосец получил повреждения днища при постановке в док: расположение кильблоков и клеток в недостаточной степени учитывало массу, размеры и форму корпуса корабля. Подобные повреждения в 1901-1902 гг. наблюдались на «Ослябе», «Ретвиза-не», «Победе» и других кораблях, даже на крейсерах. При исправлении повреждений корпус получил в подводной части подкрепление дополнительными связями. Запоздалое решение об установке сетевого загражде-нмн потребовало отжига броневых плит для крепления башмаков выстрелов. Восстановление противоминных сетей на «Императоре Александре Ш» и однотипных броненосцах проводилось по требованию главного командира Кронштадтского порта вице-ад мирала С.О.Макарова, который настаивал также на увеличении полного запаса угля за счет снятия "бесполезной" (на основании французских опытов) противоминной переборки (выигрыш около 200 т веса). Последнее предложение адмирала, как весьма спорное и радикальное, не было реализовано.

23 сентября 1903 г. на заводских ходовых испытаниях «Император Александр III» при 19 введенных кот-лах легко развил полный ход около 17,3 уз (106 об/мин), но на циркуляции влево при перекладке руля на угол 15°, неожиданно накренился до 15° на правый борт и "взял воду портами нижней батареи". Причины чрезмерной "поворотливости" (диаметр циркуляции менее 1 кб при времени 3 м 20 с), неустойчивости на курсе и валкости броненосца установила специальная комиссия, предложившая срезать до 18 м боковых килей в носовой части и заделать "прикильный вырез" в кормовой. Необходимость выполнения этих работ в сухом доке, наряду с незавершенностью некоторые устройств и отсутствием минных катеров, отодвинули срок полной готовности броненосца до весны 1904 г., хотя он выдержал официальные ходовые испытания и испытания вооружения.

На артиллерийской стрельбе 15 октября 1903 г. С.О.Макаров обратил внимание на низкую скорострельность 305-мм орудий (1 выстрел в 1,75 мин), вызванную замедленными движениями замка и прибойника. В установках ■ Князя Суворова» Путиловскому заводу удалось добиться времени полного заряжения в пределах от 58 сек до 1 мин 3 сек. Действительная скорость стрельбы из 152-мм башен составила до 3 выстр/мин из каждого орудия.

Итак, фактически первым в серии оказался «Император Александр III», испытания которого послужили основанием для некоторых переделок на других однотипных кораблях. Вскоре после начала русско-японской войны последовало решение об ускорении достройки «Бородино», «Орла» и «Князя Суворова* и подготовке их к плаванию не позднее 1 июля 1904 г. К.К.Ратник к осени того же года предлагал подготовить и «Славу», но руководство Морскиы ведомством предпочло сосредоточить усилия на наиболее готовых боевых единицах. Экстренные работы, особенно форсированные после гибели 31 марта 1904 г. вице-адмирала С.О.Макарова под Порт-Артуром, велись под общим руководством вице-адмирала А.А.Бирилева, корабельных инженеров Д.В.Скворцова, К.К.Ратника и под повседневным наблюдением членов МТК. Принимались броненосцы комиссией контр-адмирала А.Н.Пареного, командующего отдельным отрядом судов, назначенных для испытаний. После этого корабли поступали под начало контр-адмирала З.П.Роже-ственского, назначенного командующим 2-й эскадрой флота Тихого океана.