Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

Корабли отечества 06 - Эскадренный броненосец Бородино

"Бородино" и "Орел" на Неве

12 сентября 1901 г. корпус «Бородино» от Нового Адмиралтейства перевели вниз по реке к стенке Общества Франко-Русских заводов, где, согласно наряду ГУКиС, в него предстояло погрузить котлы и машины. Это сразу вызвало огромные затруднения для А.М.Токаревского, которому предстояло устанавливать на броненосец части корпуса, оборудование, броню и вооружение. Металл пришлось перевозить из мастерских Нового Адмиралтейства на телегах. Ход работ, конечно, замедлился. И напрасно, потому что еще целых 5 месяцев Франко-Русский завод затратил на завершение изготовления главных механизмов и только после этого начал погрузку.

Скорость и качество работ заводских механических мастерских вызвало справедливые нарекания Морского Министерства. Несмотря на копирование проверенных иностранных проектов, паровые машины Франко-Рус ского завода не достигали уровня отечественного Балтийского, а иногда, например как главные механизмы броненосца «Севастополь», бесконечно отлаживались судовыми инженер-механиками уже после приемки в казну.

Не окончили установку котлов и машин на «Бородино» и к 16 июля 1902 г., когда корабль перевели к "Галерному островку", где его решили достраивать вместе с «Орлом», спущенным на воду через 33 месяца с начала постройки. Хотя корпус «Орла» в августе 1901 г. имел готовность 40% .

'■пуск броненосца на воду отложили до следующего года из-за намерения произвести на стапеле погрузку час-гей главных механизмов, ожидавшихся с Балтийского завода зимой 1901/ 1902 г. 31 мая 1901 г. большой каменный зллинг "Галерного островка" вместе с «Орлом» едва не стал жертвой пожара, уничтожившего расположенный рядом с ним деревянный эллинг с корпусными конструкциями крейсера I ранга «Витязь». При спуске на воду «Орел» задержался на стапеле почти на час: копылья под носовой частью корпуса (спусковая масса около 5200 т, готовность — 56%) раздвинули в стороны полозья спускового устройства. Тогда М.К.Яковлев, определив торможение полозьев о боковые направляющие рыбины, распорядился освободить последние от упоров, и броненосец благополучно сошел на воду.

Теперь на «Орел» предстояло установить броню и артиллерию, которые позднее частично снимались или не ставились вовсе до перевода в Кронштадт для окончательной достройки, так как глубина Морского канала в то время не позволяла вывести из Санкт-Петербурга броненосцы в нормальном грузу. Аналогичные работы велись и на «Бородино».

305-мм орудия головного корабля в июне—сентябре 1902 г. прошли испытания стрельбой на Морском артиллерийском полигоне, каждое со своим станком, изготовленным Металлическим заводом. При этом орудия ММ 36, 37 и 39 признали вполне исправными, а № 38 оказалось непригодным, и его решили заменить орудием 45 из числа заказанных для "Орла". Позднее приняли 152-мм пушки "Бородино" , которому предназначались стволы с заводскими №№ 389—396, 398, 399, 401 и 404.

20 октября 1902 г. «Бородино* прошел швартовные испытания. Последние месяцы этого года и весь следующий, 1903, год А.М.Токаревский и М.К.Яковлев достраивали свои корабли, преодолевая последствия "выгодных для казны" заказов ГУКиС и испытывая на прочность принципы "Нового судостроения" в условиях скудных средств Санкт-Петербургского порта и тесноты "Галерного островка".

Единственный 70-тонный кран переводился от одного объекта к другому и едва справлялся с установкой тяжелых броневых плит, которые, за не достатком места, сваливались на стенке в беспорядке — по мере поступления. Плиты для «Бородино* перемешивались с плитами для «Орла*, а из-за неточного изготовления в ряде случаев потребовали сложной обрубки на месте. При установке башен, собиравшихся первоначально в Новом Адмиралтействе, на "Галерном островке" пришлось заново делать разбивку на плазе.

В январе 1904 г. для «Бородино* доставили последнюю партию брони. К этому времени готовность корабля превышала 90 , но нем заканчивалась сборка башен, носовые орудия — два 305-мм и четыре 152-мм — уже стояли на своих местах, кормовые предстояло установить после перевода в Кронштадт. Незавершенной оставалась часть работ по вспомогательным механизмам, системе вентиляции и электрооборудовании).

Отсутствовали шлюпки и катера, а также усиленные стрелы для их спуска и подъема. Полная готовность • Бородино* ожидалась к середине сентября 1904 г.

•Орел*, по оценке строителей, отставал от головного корабля в части работ по корпусу и механизмам всего на месяц. Окончание же постройки зависело от поставки башенных орудий, орудийных станков и недостающих 86 броневых плит верхнего пояса, каземата и подачных труб. Фактически готовность броненосца составляла около 80%.

В таком состоянии «Бородино* и «Орел* застало начало русско- японской войны, потребовавшей пересмотра привычных порядков мирного времени. Из пяти однотипных броненос цев до внезапного нападения японцев лишь один — « Император Александр Ш* — успел пройти испытания. Но и

он, вместо того, чтобы спешить на Дальний Восток, мирно зимовал во льду Средней гавани Кронштадта, ожидая весеннего времени для завершения некоторых работ и окончательной подготовки к плаванию...