Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

С.Е. Виноградов, А.Д. Федечкин. Броненосный крейсер "Баян"

От авторов

Крейсер "Баян" - родоначальник крупнейшей в истории российского флота серии броненосных крейсеров - занимает особое место в отечественном кораблестроении рубежа ХЕХ-ХХ столетий. Построенный заграницей в соответствии с требованиями русского флота, но по французскому техническому проекту, корабль вобрал в себя исключительно много новых идей, и тактических, и конструктивных. Это неудивительно - первый русский броненосный крейсер, изначально предназначавшийся для использования в эскадренном сражении противоборствующих флотов, он принципиально отличался как от традиционных "истребителей торговли" (и броненосных, и бронепалубных), так и от разнообразных эскадренных разведчиков, основная защита которых сводилась лишь к внутренней броневой палубе.

Как весьма примечательный корабль, "Баян" не был обойдён вниманием историков кораблестроения и флота. В первую очередь это P.M. Мельников, чьи публикации проливают определённый свет на тему "Баяна" и его преемников, а также В.Я. Крестьянинов, в недавней монографии которого о крейсерах Российского Императорского флота в ряду прочих кораблей данного типа повествуется и о создании этого интересного крейсера. Между тем тема "Баяна", несомненно, требовала отдельного исследования, поскольку является гораздо более многогранной, нежели история появления подавляющего большинства других крейсеров. При обращении к ней невозможно обойтись без исследования зарубежных современников "Баяна", на широком конструктивном фоне которых замысел русского крейсера обретает свой смысл.

История создания этого крейсера берёт своё начало в последние годы XIX столетия, когда российским государственным и военно-морским руководством было принято решение об усиленном пополнении флота крупными эскадренными броненосцами. Линейные эскадры нуждались в быстроходном хорошо защищенном боевом корабле, способном выдвинуться далеко за свои порядки к охранной завесе неприятельских лёгких крейсеров, с боем форсировать её, сблизиться с главными силами противника и получить о них ясное представление, после чего вернуться и донести о результатах разведки. Именно в качестве такого корабля и создавался "Баян". Причём реализация подобной задачи требовалась в комплексе, поскольку несовершенство тогдашней радиосвязи, только-только начинавшей на рубеже веков входить в употребление на боевых флотах, её общее несовершенство и ненадёжность, не позволяли рассчитывать на гарантированное получение донесения с "разведчика боем" непосредственно из зоны соприкосновения с боевыми порядками противника. Подобное основное предназначение определяло артиллерийскую часть - два тяжёлых орудия сдерживали, угрозой единственного решающего попадания, малые дозорные крейсера противника, а скорострельные 6" пушки своей суммарной огнепроизводительностью должны были поколебать намерение его более крупных крейсеров сблизиться для осуществления ближней разведки. Вместе с этим, не планировавшийся в качестве полновесной единицы боя линкоров (подобно своим японским сверстникам серии "Асама"), "Баян" при случае вполне мог занять место на фланге боевого построения главных сил, как это не раз происходило впоследствии под Порт-Артуром.

К сожалению, общий замысел подобного специализированного эскадренного крейсера не нашёл широкой поддержки среди российских высших адмиралов, соединённое мнение которых определяло в ту пору акценты в кораблестроительной политике. Идея "Баяна" была ими в целом воспринята в виде "пробного шара". Это мнение, наряду с высокой стоимостью подобной боевой единицы, по сравнению с крупными бронепалубными крейсерами-разведчиками, за которые недальновидно высказывалось большинство тогдашних авторитетных военно-морских деятелей, привело к тому, что "Баян" был создан в единственном числе.

Становлению в русском флоте концепции броненосного эскадренного крейсера-разведчика было суждено пройти через многочисленные перипетии. Неудивительно поэтому, что при обращении к теме "Баяна" особенно бросается в глаза запутанный характер начала разработки его проекта. Ни чёткого оперативно-тактического задания, ни основных характеристик эскадренного крейсера, ни даже общей идеи будущего броненосного разведчика русским морским ведомством поначалу выработано не было. Следует отметить, что подобный подход являлся значительным пробелом тогдашней российской кораблестроительной политики.

Основными источниками данной работы стали документы Российского Государственного архива Военно-морского флота, в целом весьма подробно отражающие процесс проектирования и строительства "Баяна" и дающие наглядное представление о его устройстве и конструкции. Фотографические изображения "Баяна", запечатлевшие облик крейсера в разные моменты его недолгой службы в Российском Императорском флоте, воспроизводятся по оригиналам из государственных архивов и музеев, а также из частных собраний.

Идея настоящего исследования о крейсере "Баян" принадлежала А.Д. Федечкину. Как это было и с работой о "Рюрике", авторы разделили усилия - главы 1 и 2 были написаны С. Виноградовым, главы 4 и 5 - А. Федечкиным, глава 3 - обоими соавторами. Авторы выражают искреннюю признательность своим друзьям, оказавшим помощь при создании этой книги - Ю.В. Апалькову, С.А. Балакину, Н.В. Гаврилкину, К.П. Губеру, М.Э. Егеру и А.В. Шмагину. С.Е. Виноградов, А.Д. Федечкин (Москва, 2003 - 2005)